Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 17:52, доклад
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [8, c.30].
Направленная на построение социально ориентированной рыночной экономики налоговая система республики Беларусь начала вводиться с начала 1992 года. Основу ее составил закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того юридические лица уплачивали 8 видов отчисление в различные внебюджетные фонды.
В дальнейшем система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размера ставок, предоставления льгот. Существенные изменения произошли в части внебюджетных средств, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. Изменялась структура налогов, снижался уровень налоговой нагрузки.
В настоящее время в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, позволяющая налогоплательщику найти ответы на любые вопросы, возникающие при исполнении им налоговых обязательств.
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Общая характеристика
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [8, c.30].
Направленная на построение социально ориентированной рыночной экономики налоговая система республики Беларусь начала вводиться с начала 1992 года. Основу ее составил закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того юридические лица уплачивали 8 видов отчисление в различные внебюджетные фонды.
В дальнейшем система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размера ставок, предоставления льгот. Существенные изменения произошли в части внебюджетных средств, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. Изменялась структура налогов, снижался уровень налоговой нагрузки.
В настоящее время в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, позволяющая налогоплательщику найти ответы на любые вопросы, возникающие при исполнении им налоговых обязательств.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: · объект налогообложения; · налоговая база; · налоговый период; · налоговая ставка; · порядок исчисления налога; · порядок и сроки уплаты налога. [10, c.54]
Согласно НК РБ (статья 28) «объектами налогообложения признаются обстоятельства, наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства». Согласно НК РБ (статья 42) «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Согласно НК РБ (статья 41) «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, ели иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине)». Порядок исчисления налога устанавливается в зависимости от конкретных плательщиков и видов налогов. Сроки и порядок уплаты налогов определяется значимостью платежа для пополнения бюджета и устанавливаются налоговым законодательством Республики Беларусь применительно к каждому налогу. Важным (хотя и необязательным) элементом налога являются налоговые льготы, представляющие собой различного рода исключения из общего налогового режима в установленном законом порядке для отдельных категорий налогоплательщиков.
Обязательным и необходимым условием функционирования любой налоговой системы является налоговый контроль. Основными органами, осуществляющими налоговый контроль на территории Республики Беларусь, являются: 1) Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы; 2) Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь и его территориальные органы; 3) Государственный налоговый комитет Республики Беларусь и его инспекции; 4) Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь; 5) Министерство финансов Республики Беларусь.
2.2 Основные виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь
Налог на добавленную стоимость.
Основным и наибольшим по удельному весу платежей в составе косвенных налогов является налог на добавленную стоимость. Его поступления составляют около четвертой части всех доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь. Преимущество НДС перед другими косвенными налогами состоит в том, что он непосредственно не ощущается потребители товара, так как его сбор и перечисление в бюджет перекладывается на продавца.
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:
· юридические лица Республики Беларусь;
· филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет;
· иностранные и международные организации;
· простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); участник товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения;
· хозяйственные группы;
· индивидуальные предприниматели, если обороты по реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав за три предшествующих последовательных календарных месяца превысили в совокупности 40000 евро.
Объектом налогообложения признаются обороты по реализации товара (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.
В данным момент ставка НДС в РБ составляет 20%.
Акцизы.
Акцизы относятся к разряду косвенных налогов, включаемых как надбавка в отпускную цену товаров не первой необходимости. В отличие от НДС их уплата ложится преимущественно на более обеспеченные слои населения. В доходах государственного бюджета Республики Беларусь поступления от акцизов составляют около 7%.
Плательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, если они производят или ввозят подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуют ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары.
Акцизами облагаются следующие товары (продукция): алкогольная продукция, пиво, слабоалкогольные напитки, табачные изделия, автомобильные бензины, микроавтобусы и автомобили легковые, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов.
-----------------------+------
¦Код единой Товарной¦
Наименование товаров ¦ номенклатуры ¦ Единица ¦ в рублях за
<*>
¦внешнеэкономической¦
¦ деятельности ¦ ¦налогообложения
¦ Таможенного союза ¦ ¦
-----------------------+------
1. Алкогольная из 2204, 1 литр 30000
продукция с объемной из 2205, безводного
долей этилового спирта из 2206 00, (стопроцентного)
28 процентов и более из 2208 этилового
13. Табачные изделия:
13.2. табак из 2403 10 -"- 85000
курительный
13.3. сигары из 2402 10 000 0 1 штука 3600
13.4. сигариллы из 2402 10 000 0 1000 штук 30500
Отчисления в фонд социальной защиты населения.
Социальная защита включает два понятия: пенсионное страхование на случай достижения пенсионного возраста и потери кормильца и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения, им предусмотренного законодательством возраста, смерти застрахованного или члена его семьи.
Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения являются работодатели, работающие граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам и физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов являются:
· для работодателей и работающих граждан - все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, в том числе и вознаграждения по гражданско-правовым договорам;
· для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств - определяемый ими доход.
Размер социального страхования составляет 6%, пенсионное страхование зависит от плательщиков.
Экологический налог.
Экологический налог предназначен для финансирования мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве. Кроме того, он стимулирует организацию рационального природопользования и минимальное загрязнение окружающей среды.
Плательщиками признаются организации, собственники отходов производства, индивидуальные предприниматели. Бюджетные организации экологический налог не уплачивают.
Объектом налогообложения экологическим налогом являются: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение, захоронение отходов производства, ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции. Ставки экологического налога установлены по каждому объекту налогообложения в отдельности.
Ставка экологического налога за перемещение по территории Республики Беларусь 1 тонны нефти и нефтепродуктов на 100 километров устанавливается в размере 15 белорусских рублей.
Ставка экологического налога за переработку организациями, осуществляющими переработку нефти, 1 тонны нефти и нефтепродуктов устанавливается в размере 4030 белорусских рублей.
Ставка экологического налога за производство и (или) импорт 1 тонны товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, устанавливается в размере 270 295 белорусских рублей.
Земельный налог.
Земельный налог - это обязательные платежи всех землевладельцев, землепользователей и собственников земли в государственный бюджет.
Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которым земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставления в собственность.
Объекты: земли общего пользования населенных пунктов; земельные участки, занятые кладбищами; земли лесного хозяйства; земли водного фонда; земли запаса; земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, дачных кооперативов.
Ставки земельного налога - это утвержденные законом нормы фиксированных платежей за один гектар земли, находящейся в землевладении, землепользовании или собственности у физического и юридического лица. Ставка земельного налога на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями и другими объектами, устанавливается в размере 1784 белорусских рубля за гектар.
Налог на прибыль.
Налог на прибыль относится к группе прямых налогов, взимаемых непосредственно из своего источника. Данный налог составляет 10% всех поступлений в государственный бюджет.
Плательщиками налога на прибыль являются организации.
Объектом обложения налогом на прибыль выступает валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями.
Налог на недвижимость.
Налог на недвижимость относится к группе прямых налогов, так как взимается со стоимости имущества, принадлежащего налогоплательщику и приносящего или способного приносить ему доход.
Плательщиками налога на недвижимость являются организации, кроме бюджетных организаций, и физические лица.
Объектами признаются:
· здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, являющиеся собственностью или находящиеся во владении плательщиков - организаций;
· здания и сооружения, включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения в многоквартирных домах, хозяйственные постройки, в том числе не завершенные строительством и принадлежащие плательщикам - физическим лицам;
· здания и сооружения, расположенные на территории Республики Беларусь и взятые в аренду индивидуальными предпринимателями, - в случае, если по условиям договора аренды эти объекты не находятся на балансе организации-арендодателя.
Годовые ставки налога на недвижимость установлены в соответствии с таблицей.
Ставка налога на недвижимость |
Налогоплательщик |
|
1% |
Организации. Местные советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) ставки налога, но не более чем в два раза. |
|
2% |
Организаций, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства и осуществляющие строительство новых объектов за исключением завершающихся строительством объектом в сроки, определенные Советом министров Республики Беларусь. |
|
0,1 % |
Гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества, граждане, включая индивидуальных предпринимателей. |
|
2.3 Основные недостатки налоговой системы Республики Беларусь и пути ее совершенствования
Kак известно, Республика Беларусь уже не первый год в рейтинге Всемирного банка, отражающего функциональность налоговой системы, занимает последнее место. Поэтому в Беларуси на самом высоком уровне ставится задача радикально упростить отечественную налоговую систему, снизить налоговую нагрузку и уйти с последнего места в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business».
Основные проблемы отечественной налоговой системы заключаются в следующем.
Во-первых, это нечеткость изложения отдельных норм и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой трудоёмкости и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего, это относится к НДС, налогам на прибыль и экологическому налогу.