Налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Налоги в нашей жизни определяют многое. От того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона или конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которая может быть собрана только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка и т.д.
В сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение 3
I. Понятие налоговой системы 6
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства 6
1.2 Методы осуществления налоговой политики и управление налогообложением 9
1.3 Правовое значение объекта налогообложения 11
II. Анализ действующей налоговой системы Российской Федерации. 14
2.1 Принцип построения налоговой системы. 14
2.2 Особенности современной налоговой системы России. 16
2.3 Налоговая система Российской Федерации. 18
.4 Показатели эффективности налоговой системы России. 21
2.5 Недостатки современной налоговой системы. 22
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система Российской Федерации.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Помимо них федеральное законодательство отнесло к данной группе около 20 всевозможных сборов. Так, регистрационный  сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливается законодательными актами РФ и  взимается на всей ее территории. Однако конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами субъектов РФ, а также органами местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Кроме того, по решению районных и городских органов местного самоуправления могут устанавливаться следующие платежи:

а)  курортный  сбор;

б) сбор за право  торговли;

в) целевые сборы  с граждан и предприятий, учреждений, организаций  независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство  территорий, на нужды образования и другие цели;

г) сбор с владельцев собак;

д) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными  изделиями;

е) лицензионный сбор за право проведения местных  аукционов и лотерей;

ж) сбор за выдачу  ордера на квартиру;

з) сбор  за парковку  автотранспорта;

и) сбор за право  использования местной  символики;

к) сбор за участие  в бегах на ипподромах;

л) сбор за выигрыш  на бегах;

м) сбор с лиц, участвующих  в игре на тотализаторе на  ипподроме;

н) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением  сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными  бумагами;

о) сбор за право  проведения кино- и телесъемок;

п)  сбор за уборку территорий населенных пунктов;

р) сбор за открытие игорного бизнеса.9

Перечисленные платежи относятся к источникам доходов местных бюджетов.

 

2.4.Показатели эффективности налоговой системы России.

Налоги составляют основную долю доходной части государственного бюджета  стран с рыночной экономикой. Первым общим показателем, характеризующим их роль в экономике той или иной страны, служит доля всех налоговых поступлений в валовом национальном продукте (ВНП). В России в начале 90-х гг. она составляла 40-45%, сейчас составляет около 30-35%. Следовательно, после реформирования налоговой системы Россия по доле налогов в ВНП оказалась в ряду стран с развитой рыночной экономикой, имеющих умеренный уровень налогообложения. Сокращение этой доли в основном вызвано двумя причинами - уменьшением относительного объема налогов из-за заметного снижения в 1993 году ставки налога на добавленную стоимость и большими масштабами укрытия доходов от налогов.

Второй обобщающий показатель налоговой системы характеризует  распределение налоговых поступлений  по различным бюджетным уровням. В современной России налоговые поступления делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации (с тенденцией к увеличению доли последних) при явном преобладании косвенных налогов на федеральном и прямых налогов на уровне субъектов Федерации. На практике такое распределение стало объектом острой борьбы, проявляющейся в частности, в стремлении ограничить власть центра при определении долей участия в налоговых поступлениях, вырвать льготы для одних субъектов Федерации за счет других, в неудовлетворительном покрытии социальных и иных нужд многих субъектов Федерации при распределении центром налоговых поступлений. Вместе взятые, эти противоречия заметно дестабилизируют весь бюджетный процесс.

Третий показатель - данные о структуре налогообложения. Для России они выглядят  примерно следующим образом:10

Налог на добавленную  стоимость – 46,9%

Акцизы – 14,1%

Налог на прибыль  – 14,6%

Ресурсные налоги – 3,5%

Имущественные налоги – 3,9%

Остальные поступления  – 17,0%

Сформировавшаяся  в России система налогообложения резко, если не принципиально, отличается от принятой в западных странах. Наиболее разительно это отличие проявляется в гораздо большем удельном весе налоговых поступлений, изъятий из прибыли предпринимательства и такого налога на потребление, как НДС.

 

2.5.Недостатки  налоговой системы России.

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической  деятельности, структурных изменений  в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

С самого начала построения налоговой системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая  система стала приобретать конфискационный  характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли. Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и регулирующей.

Основной целью  российской налоговой системы была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.

Основной недостаток налоговой системы России состоит  в том, что она ориентирована  на устранение дефицитности бюджета  изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.

Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем больше ставка, тем лучше для  государства и построения рыночной экономики”. В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.

Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов  всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.

Наша налоговая  система построена так, что налоговые  платежи возрастают по мере роста  цен. Это очень удобно с точки  зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций  обоснованности налогообложения. Создается  иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс “накачивания” налоговой массы, но в то же время увеличивается дефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы.

Одним из наиболее существенных недостатков действующей  налоговой системы является то, что  она почти не стимулирует формирования в экономике наиболее важных пропорций  развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста  производительности труда и фонда потребления, как на макро- , так и на микроуровне.

Пока же налоговая  система России не ориентирована  на косвенное поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была сделана попытка через  налогообложения прибыли предприятий воздействовать на сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через минимальный необлагаемый его размер. Но такой порядок налогообложения не решает главнейшей проблемы - стимулирования роста производительности труда, вызывая у предприятий желание, найти всевозможные ухищрения для сокрытия фонда заработной платы, и, прежде всего его распределения на большую численность работников, то есть фактически стимулирует непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение его производительности.

Все еще актуальной остается задача обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных  субъектов рынка с одновременным  постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике принадлежит особая роль. Наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Налоговая система  является одним из главных элементов  рыночной экономики. Она выступает  главным инструментом воздействия  государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора  на чисто фискальную функцию налоговой  системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым  налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую  массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы:

  • размеров ставок;
  • предоставляемых льгот и привилегий;
  • объектов налогообложения;
  • усиления или замены одних налогов на другие.

Однако в  сегодняшнее время необходима принципиально  иная налоговая система, соответствующей  нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему  можно развернуть только на серьезной  теоретической основе.

На сегодняшний  день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в  странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку  было бы совершенно неразумно не уделять  первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации. М., 1995.

2.Налоговый  кодекс Российской Федерации.  Часть первая.  Принят 31     июля 1998г. // СЗ РФ. 1998. №31. Ст.3824

3.Налоговый  кодекс Российской Федерации.  Часть вторая. Принят 5 августа 2000г. // СЗ РФ. 2000. №32. Ст.3340

4.Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. С последующими изменениями и дополнениями // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992.№ 11. СТ.527; №34. Ст.1976;1993. №4. Ст.118; СЗ РФ. 1994. №10. Ст. 1108; 1997. №30. Ст.3593; 1998. № 31. Ст. 3825; 1999. №7. Ст. 879.

5. Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1"О налоговых органах Российской Федерации" (с изменениями от 24 июня, 2 июля 1992 г., 25 февраля 1993 г., 
13 июня, 16 ноября 1997 г., 8 июля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г.)

 

II. Специальная литература

  1. Бюджетная система Российской Федерации./Под ред. Романовского М.В.- М.:1999
  2. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики - Финансы, №1-1996
  3. Действующие налоги. Комментарий. – М.: 1997
  4. Жевакин С.Н. Общие проблемы налоговой системы Российской Федерации - Государство и право, №1-1995
  5. Налоги и налоговое право./Под ред. Брызналина А.В. – М.: 1998
  6. Налоги и налогообложение в России/под ред. Евстигнеева Е.Н. – РнД: «Феникс», 2003. – 386 с.
  7. Налоги./Под ред. Черника Д.Г. – М.: 1997
  8. Налоговое право России: Учебник / Под ред. И. И. Кучерова. – М. Юр. Инфо Р., 2000г.
  9. Пеньков Б. Оптимизация налоговой системы - Экономист, №5-1996
  10. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 192 с.
  11. Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Стокова И.И. Финансы на макроуровне: Учебное пособие для вузов. – М.: 1998
  12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007.
  13. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А. В. Малько. - М.: Юристъ, 1997.
  14. Финансовые проблемы стабилизации российской экономики/ Под ред. проф. Любимцева Ю.И. – М.: О.О. «Гильдия финансистов», 2002. – 223 с.
  15. Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник. М.: 1997. - 336 с.
  16. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы ЮНИТИ, 1997. – 383 с.
  17. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М,1998.– 429 с.

 

III. Дополнительная литература

  1. Демин А.В. Налоговая политика России на современном этапе/Вопросы экономики. 2004 № 7 с. 54 - 82.
  2. Злыгостев Н.Н. Платить налоги – это выгодно// Налоговый вестник 2006. №7 с. 138-140.
  3. Пансков В.Г. Проблемы решаются, проблемы остаются// Налоговый вестник 2006 №1 с. 3-7.
  4. Разгулин С.В. Совершенствование законодательства о налогах и сборах в условиях налоговой реформы// Налоговый вестник 2002. №6 с. 145-152.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации