Налоговая система в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Содержание

Введение……………………………………………………………... 2
Основы налоговой системы……………………………………….3
Сущность и функции налогов и налоговой системы…….…….……..3
Принципы налогообложения …………………………………………..8
Элементы налогообложения………………………………………….12
1.4 Кривая Лаффера………………………………………………………..14
2 Налоговая система РФ……………………………..…………………16
2.1 Состояние налоговой системы РФ …………………………………..16
2.2 Виды налогов……………………………………………………………21
2.3 Результаты реформирования налоговой системы РФ………………..26
Заключение………………………………………………………….30
Используемая литература…………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система в РФ.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

 Налог на доходы физических лиц является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.13

С введением в действие с 1 января 2001 г. второй части Налогового кодекса РФ существенно изменилась система налогообложения доходов физических лиц. Новая концепция налогообложения ориентирована на снижение налогового бремени за счет значительного расширения налоговых льгот для физических лиц, введение минимальной налоговой ставки 13% к доходам, получаемым от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей, отказа от совокупного дохода с применением прогрессивных налоговых ставок. Однако по такой ставке планируется облагать не все доходы. Так, денежные призы, выигрыши в лотерею и на тотализаторе, необычно высокие выплаты по депозиту и страховым случаям должны будут облагаться по ставке 35%. Т.е. доходы, получение которых не связано с выполнением физическим лицом каких-либо трудовых обязанностей, работ, оказанием услуг.

Ставка в размере 30%  устанавливается для доходов, полученных в виде дивидендов, и для доходов, получаемых физическими лицами, нее являющимися налоговыми резидентами России.

Налогоплательщики налога на доходы физических лиц:

  • Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ. Они платят налог с доходов получаемых как на территории РФ, так и за ее пределами.
  • Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Они платят налог с доходов, получаемых ими от источников, расположенных в РФ.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и/или от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, либо от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Значительно увеличены размеры вычетов из налогооблагаемого дохода. Помимо этого, нововведением является то, что разрешено уменьшать налогооблагаемый доход на расходы на платное образование и медицинское обслуживание. При этом учитывают не только расходы по оплате получения образования самим налогоплательщиком, но и его детьми. Под медицинскими расходами, помимо прочего, понимается и покупка лекарств. В то же время законодатель установил ограничение на уменьшение налогооблагаемой базы. Оно не может быть более 25 000 руб. на человека в год по каждому виду расходов.

С 1 января 2010 года работодатели вместо Единого социального налога платят страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются. Порядок их расчетов установлен Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Тарифы взносов во внебюджетные фонды для работодателей, применяющих общую систему налогообложения, в 2010 году останутся в размерах действующих в 2009 году ставок ЕСН (ст. 57 Закона № 212-ФЗ). Отметим, что "старые" ставки на 2010 год были оставлены исключительно ввиду кризиса.

Законодатели решили увеличить ставки только с 2011 года (ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Для наглядности увеличение и разбивку новых ставок по фондам представим в виде таблицы (таблица 3).

Таблица 3. Ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Наименование фонда

Ставка взносов в % при общей системе налогообложения

2009-2010 гг.

2011 г.

ПФР

20,0*

26,0**

ФСС

2,9

2,9

ФФОМС

1,1

2,1

ТФОМС

2,0

3,0

Итого

26,0

34,0




 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: 
* В 2010 году разбивка 20 % взносов в ПФР изменится: на финансирование страховой части для лиц 1966 года рождения и старше будет уплачиваться вся сумма взносов 20 %, у лиц 1967 года рождения и моложе страховая часть составит 14 %, накопительная - 6 % (ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ в редакции п. 29 ст. 27 Закона № 213-ФЗ). 
** С 2011 взносы в ПФР 26 % (новый п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, подп. "б" п. 19 ст. 27 Закона № 213-ФЗ) будут выплачиваться так: для лиц 1966 года рождения и старше - 26 % на финансирование страховой части, для лиц 1967 года рождения и моложе - 20 % страховой и 6 % накопительной части.

2.3  Результаты реформирования налоговой системы РФ.

Налоговая система современной России находится в процессе реформирования. Реализованы ключевые направления реформирования налоговой системы России, намеченные в 1999 – 2000 гг.:

1) с 1 января 2001 г. отменён налог  на содержание жилищного фонда  и объектов социально культурной  сферы;

2) с 1 января 2002 г. изменилась методология  и методика взимания налога на прибыль организаций, а также введён налог на добычу полезных ископаемых вместо платы за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

        3) с 1 января 2003 г.отменён налог на пользователей автомобильных дорог и введён транспортный налог. Налоговый кодекс РФ дополнен гл. 26.2 «Упрощённая система налогообложения» и гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вменяемый доход для отдельных видов деятельности»;

4) с 1 января 2004 г. исключён из перечня  налогов, взимаемых на территории России, налог с продаж. Общая ставка НДС понижена с 20 до 18%;

5) с 1 января 2006 г., в соответствии  с п.18.1 ст. 217 НК РФ, доходы в  денежной и натуральной формах, полученные в порядке дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паёв, облагаются налогом на доходы физических лиц поставке 13%.

В ходе проведения налоговой реформы удалось достичь четырёх основополагающих результатов.

1. Увеличились объёмы поступлений  во все уровни бюджетной системы: федеральный, региональный, местный.


В диаграмме  наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.

Налог на прибыль организаций.  Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё  на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Происходит уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли.

Налоги и взносы на социальные нужды.  Из данных таблицы, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2008 году составили 435,79 млрд.руб., в 2010 году увеличился в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ,  а так же достоверной информации о з/п.

Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет  21,13% в 2008 году,  в 2009 году составила 25,64%. К 2010 году увеличилась на 1,64%.  В 2010 году сумма  показателя возросла на 802,41 млрд. руб.  по отношению к 2008 году. 

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике  этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составил 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя выросла от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет, к 2010 году составил 14,62% увеличившись на 1,24% к 2008 году. Что характерно для этого раздела, то  здесь изменения связанны, с  ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др.

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год составили 36,57млрд. руб., на 2009 и 2010 год 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили  статьи нефтегазовых доходов.

Государственная пошлина.  При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применяются установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. На 2008 год поступления в сумме 32,24 млрд. руб., на 2010 год 36,56 млрд. руб.

2. Более справедливо распределилась налоговая нагрузка по секторам экономики. В настоящее время у организаций перерабатывающих отраслей, сельскохозяйственных организаций, субъектов малого предпринимательства налоговая нагрузка ниже, чем у организаций, работающих в отраслях, которые связаны с природопользованием  (нефтяной, топливной промышленности, электроэнергетики, металлургии).

Несомненное достоинство налоговой системы России заключается в окончательном законодательном оформлении её структуры.

 В настоящее время установлено 8 федеральных налогов, три региональных, два местных, а также четыре обязательных платежа, имеющих неналоговый статус: взносы на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев; платежи за загрязнение окружающей среды; плата за древесину, отпускаемую на корню; таможенные пошлины. Кроме того применяют специальные налоговые режимы такие как:

- единый сельскохозяйственный налог;

- упрощённую систему налогообложения;

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Заключение.

 

Исходя из изложенного материала, можно сделать следующие выводы:

Налоги – это обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня. Налоги выполняют следующие функции фискальная,  распределительная, контрольная, стимулирующая, регулирующая социальная.

  Главных элементом рыночной  экономики является налоговая  система. Она выступает основным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировой практике.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

На Западе, в большинстве стран с развитым рынком основным источником формирования бюджета служит налогообложение физических лиц и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально.

Через налоговую систему ведущие западные страны осуществляют активное перераспределение национального дохода посредством государственного финансирования приоритетных отраслей промышленности и научно-технических исследований, поощрения экспорта, инвестиций, расширения капиталов и т.д.

    Если говорить  о России, то российская налоговая  политика   сочетает политику максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно», при этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов и налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Но государство должно стремиться к политике разумных налогов, которая способствует  развитию предпринимательства и производства, обеспечивая им благоприятный налоговый климат

   В ситуации осуществления  серьезных и решительных преобразований  и отсутствия времени на движение  «от теории к практике» построение  налоговой политики методом «проб  и ошибок» оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой хотя бы основных стратегических аспектов политики в сфере налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Постановление Правительства РФ от 20.07.98 № 851 «Об утверждении Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике экономической и финансовой стабилизации»
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, М.: Издательство Норма, 2005 г.
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации, М.: Издательство Норма,  2004 г.
  4. Финансы и кредит: Учебник/ А.Ю Казак и др.; под ред. А.Ю. Казака.- Екатеринбург: МП. «ПИПП.», 1994. – 630с.
  5. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/ под ред. М.П. Владимирова. – М.: «КНОРУС» 2005. – 232с.
  6. В.Н. Едронова, Н.Н. Мамыкина. Сущность и элементы налоговой политики. Финансы и кредит 2005г. №5.
  7. М.А. Сажина. Формирование налоговой системы России в условиях становления рыночной экономики. Финансы и кредит 2004г. №8.
  8. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФА-М, 2004. – 199 - (Вопрос – ответ).
  9. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2008. - 308 с.
  10. Ценообразование и налогообложение: Учебник/И.К.Салимжанов, О.В.Португалова, Е.А.Морозова; Под. ред. И.К.Салимжанова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2003. – 424 с.
  11. Финансы организаций(предприятий): учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности 080105 «Финансы и кредит»/[ Н.В. Колчина и др.]; под ред. Н.В. Колчиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 383с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
  12.   Финансовое право: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./А.Б. Быля, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачёва [и др. ]отв. ред. Е.Ю. Грачёва, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 528с   

Информация о работе Налоговая система в РФ