Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:00, курсовая работа
Целью данной работы является теоретическое обоснование, выявление недостатков, и разработка мероприятий направленных на улучшение налоговой системы РФ.
Поставленная цель диктует необходимость решения ряда задач:
- исследовать учебную литературу и научные статьи про сущность, и значение налоговой системы;
- исследовать учебную литературу и научные статьи про принципы налогообложения;
- проанализировать виды налогов;
- выявить недостатки расчетов налоговых ставок;
- рассмотреть направления совершенствования налоговой системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………...………………..5
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………...9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВИДОВ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ В РФ.……………………………………………………………………………..…13
2.2. НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ……18
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ....................................................................................................34
Довольно высокий удельный вес имеют прямые налоги. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Между субъектом и государством существует прямая связь: налогоплательщик сразу чувствует налоговый гнет. Отличительная особенность данного налога — относительно сложный расчет его суммы[Масютин. 2009. 25c.].
Косвенные налоги и сборы же в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот.
Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения нет различия. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых[Разгулин . 2010.3c].
Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов, то есть большой доли теневой экономики,.
Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет.
Неэффективность существующих льгот - сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу.
В то же время льготы, связанные с развитием малого предпринимательства и стимулированием инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.
Усложненность налоговой системы РФ. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов.
Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов.
Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие)[Гоский. 2010. 5c.].
Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в первую очередь в затягивании окончательного принятия нового Налогового кодекса. По различным оценкам сейчас в России действует множество различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих налогообложение. Требуется их унификация и объединение в едином своде налоговых законов[Яронов.2009. 37c.].
Одной из важных проблем в современной системе налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Это относится к целому ряду налогов, в первую очередь к налогу на прибыль.
Налоговое законодательство недостаточно ориентировано на создание стимулов у собственников предприятий к стратегическому планированию и к проведению своих собственных исследований и разработок. Поэтому необходимо выявить и устранить существующие проблемы налогообложения инновационной деятельности, скорректировав тем самым направление и темп развития РФ.
Основной недостаток налоговой системы
России состоит в том, что она ориентирована
на устранение дефицитности бюджета изъятием
доходов предприятий. Нет достаточной
увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных
ее субъектов - предприятий. Потеря такой
взаимосвязи привела к тому, что налоговая
система развивается сама по себе, а предприятия,
испытывая ее чрезмерное давление, - сами
по себе. Многие поставлены на грань убыточности
и банкротства. При этом предприятия заинтересованы
в получении минимальной прибыли, чтобы
избежать высокого налогообложения[Барулин.2010.
Наиболее сложной проблемой налогообложения инновационных организаций является высокий уровень страховых взносов. В отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда. А, следовательно, и на уплату страховых взносов, а поскольку с 2012 г. увеличена ставка страховых платежей в социальные фонды с 26 до 30%, это является очень тяжелым моментом для инновационных компаний[Винк.2009. 67c.].
Помимо проблемы с уровнем ставок страховых взносов существует необходимость завершения реформы системы начислений налоговой амортизации то есть формирование амортизационных групп в соответствии с международным подходом.
Амортизация основных средств является универсальным механизмом налогового стимулирования инновационной деятельности организаций, признанным во всем мире, так как ее начисление создает важный источник финансирования инноваций для организаций, заинтересованных в дальнейшем росте, модернизации и техническом перевооружении своего производства.
Дальнейшее совершенствование амортизационной политики в ближайшие годы необходимо согласовать с пересмотром подходов к Классификации основных средств на группы и определению для этих групп норм амортизации. Основанных не только на физических сроках службы объектов, но и иных факторах, которые влияют на процесс начисления амортизации, в частности скорости развития технологий, заставляющей обновлять основные средства до истечения физического срока их службы.
Также необходимо повышать эффективность системы налогового учета и расходов на НИОКР и в уже введенных льготах доработать порядок учета, чтобы облегчить применение льгот с коэффициентом 1,5.[Ермилова. 2006.15c.]
В 2009 г. в качестве дополнительной меры была установлена возможность использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки (в том числе не давшие положительного результата) по Перечню, установленному Правительством РФ. Однако данный Перечень требует уточнения с точки зрения возможности его администрирования налоговыми органами[Шаталов. 2009.13c.].
Оценивая всю совокупность существующих в РФ льгот по налоговому стимулированию инновационной деятельности, к сожалению, приходится сделать вывод о том, что они не носят системного характера, отличаются непостоянством, малочисленностью, не охватывают всей совокупности институтов и отношений, присущих инновационной деятельности, и лишь отчасти компенсируют предпринимательский риск, связанный с ведением инновационной деятельности. Уровень налоговых льгот в РФ не дотягивает до уровня зарубежных стран ни по количественным показателям, ни по качественным показателям.
Существенным отличием является и тот факт, что в РФ большинство льгот предоставляется организациям, только если они являются резидентами особых экономических зон (ОЭЗ), т.е. практически эти льготы носят точечный локальный характер.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
Существующая налоговая система страны требует серьезного реформирования, так как она не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, так с одной стороны должен обеспечиваться уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.
Практика последних лет показала бесперспективность и неэффективность попыток устранения недостатков налоговой системы путем внесения точечных изменений в налоговое законодательство.
Первым направлением должно быть введение у каждого физического лица необлагаемого минимума, который вычитается из налогооблагаемой базы, определяемый ИНН физического лица. Величина этого минимума может меняться в зависимости от обстоятельств (возраст, инвалидность, наличие медицинской страховки) [Дубов. 2010.24c.].
Вторым направлением совершенствование налога на доходы физических лиц, в настоящее время в России он взимается по линейной ставке. Требуется ввести прогрессивную ставку налогообложения. Минимальный размер оплаты труда должен быть необлагаемой базой. Далее следует ввести ставки налога от 5 до 40 %, пропорционально заработку.
По сравнению с действующей линейной ставкой налогом на доходы физических лиц прогрессивная ставка устраняет сразу несколько недостатков, свойственных первому налогу.
Во-первых, новым налогом автоматически обеспечивается стимулирование частных накоплений (источника инвестиций и главного условия экономического роста) - налог же на доходы физических лиц, одинаково облагает и потребление, и накопление.
Во-вторых, налог на расходы социально более справедлив, поскольку относительный уровень благосостояния гражданина определяют именно расходы (и по количеству - по сумме расходов, и по качеству - по доле в них дорогих товаров), а не доходы (в молодости человек может работать особенно интенсивно, чтобы нагнать разрыв в благосостоянии с более старшими поколениями, и он более накапливает, чем тратит).
В третьих, в современных условиях значительно легче контролировать расходы граждан, чем их доходы, что дает возможность экономит на издержках по налоговому контролю.
Доходы, полученные от сбережений и дивидендов облагаются должны отдельным налогом: сбережения— по ставке 20-40%, дивиденды — по ставке 10% -32,5% [Вареха . 20009.10c.].
Третьим направлением дальнейшего реформирования налоговой системы должны быть вопросы налогового администрирования. Должны быть внесены следующие поправки:
- положения, обеспечивающие соблюдение сроков проведения проверок и сроков вынесения решений по ним;
- поправки, предусматривающие
Четвертым направлением – это решение проблем крупнейших налогоплательщиков.
Сегодня в российской экономике сформировалась стабильная группа интегрированных компаний, являющихся основой конкурентоспособности национальной экономики на международных рынках. Государство могло бы путем некоторого снижения налоговой нагрузки в начальный период внедрения консолидированного налогообложения обеспечить стимулирование развития. Впоследствии за счет роста налогооблагаемой базы произойдет и увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Пятое направление - совершенствование налогообложения НДС.
Применительно к реформированию НДС это упрощение данной процедуры за счет перевода в электронный вид документов, которые предусмотрены статьей 165 НК РФ.
Необходимость электронных форматов ТОРГ-12 и акт приемки-сдачи работ. Такая форма отчетности позволит налогоплательщикам осуществлять электронный обмен первичной документации друг с другом, а также без труда направлять первичные документы в налоговые органы.
Другими словами, процедура составления документации по НДС упростится, так как акты приемки-сдачи работ и ТОРГ-12 будут формироваться компьютерной программой.
Так же нужно упростить процедура подтверждения нулевой ставки, за счет перевода в электронный вид всех документов предусмотренных статьей 165 НК РФ. Так, договоры, счета-фактуры, книги покупок-продаж и документы, подтверждающие экспорт можно будет вести в электронном виде.
Шестое направление - совершенствование амортизационной политики. Для активизации процессов модернизации устаревшего производственного капитала предлагается рассмотреть возможность предоставления хозяйствующим субъектам права сверхускоренной амортизации вновь вводимого в эксплуатацию высокотехнологичного оборудования.
Активное применение норм налогового стимулирования позволит организациям увеличить объемы вновь вводимого в эксплуатацию оборудования, будет способствовать интенсификации обновления устаревшего производственного капитала.
Седьмое направление - создание налоговых условий для развития малого и среднего предпринимательства, инновационных предприятий. Введение законопроекта предусматривающего включение в состав расходов, уменьшающих доходы при определении объекта по упрощенной системе налогообложения, расходы, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования, проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок, а также на патентование.
Предлагаемые изменения позволят направить часть доходов на расширение собственного производства, его совершенствование, разработку и внедрение новых высокотехнологичных и наукоемких производств.
По налогу на имущество организаций, предлагается предусмотреть льготу по вновь вводимому технологическому оборудованию при сумме инвестиций не менее 30 млн.руб. на срок не менее 5 лет. Этот шаг позволит дополнительно стимулировать обновление и пополнение основных фондов промышленных предприятий, в первую очередь – высокотехнологичных[32].
Восьмым направлением ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка налогообложения понижается. При таком методе понижающая регрессия ставок будет стимулировать не стремление уменьшить или скрыть налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, т.к. чем больше сумма получаемой прибыли, тем меньше ставка налога. Но это требует дополнительного усиления контроля со стороны налоговых органов, налоговой полиции[Полежарова. 2009.8c.].
Информация о работе Налоговая система в РФ, пути ее совершенствования