Налоговая система в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 00:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является:
1) анализ налоговой системы, существующей в нашем государстве;
2) выявление её сильных и слабых сторон;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Налоговая система: теоретические аспекты ………………………………5
1.1 Становление и развитие налогообложения …..……...……………………5
1.2 Сущность налогов………………………...…..………………………………8
1.3 Функции налогов и принципы налогообложения……….………………...11
2. Классификация налогов. Особенности налоговых систем в зарубежных странах…………………………………………………...……………………….14
2.1 Классификация налогов……………………………………………………..14
2.2 Особенности налоговой системы в зарубежных странах ……………….17
3 Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Республики
Беларусь.………………………………………………………………………...21
3.1 Проблемы налоговой системы………………………………….…………..21
3.2 Пути совершенствования налоговой системы………………………...…23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

         Сведем общие результаты сравнительного анализа систем налогообложения различных государств в следующую таблицу .

 

 

 

НАЗВА-НИЕ СТРАНЫ

УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ (РЕГУЛИРУЮЩЕЙ) ФУНКЦИИ

УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

Инвес-тици-оный потен-циал

Отрас-левой  потен-циал

Конку-рентный  потен-циал

Доходы физи-ческих лиц

Доходы юриди-ческих лиц

Соб-ствен-ность (имущество)

Акциз-ные платежи

Германия

высокий

низкий

высокий

высокий

средний

высокий

высокий

Франция

средний

низкий

высокий

средний

высокий

средний

высокий

Испания

средний

средний

низкий

высокий

средний

средний

высокий


 

Западные страны формировали свою экономическую  политику в течение столетий, опираясь на систему государственных финансов, игравших ведущую роль в конъюнктурной, структурной и социальной сферах. Фискальная политика европейских держав демонстрирует последовательную тенденцию использования налогов в качестве действенного набора инструментов, способных квалифицированно обеспечить перераспределение ВВП в пользу наиболее значимых, с точки зрения государства, отраслей, направлений социального и регионального развития экономики.

Опыт западных государств вполне применим в современных  условиях Республики Беларусь, если его  не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики нашего государства.

Неразбериха с  налогами приводит к нестабильному положению в экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны, что сейчас и происходит.

Весь мировой  опыт регулирования рыночной экономики подтверждает, что слаженно действующий фискальный механизм, учитывающий максимум особенностей современного этапа развития общественного производства, создает атмосферу экономической и социальной стабильности в обществе, укрепляет уверенность правительства в том, что оно обладает материальной основой для выполнения своих обязательств, а общества - в том, что ему обеспечены законность и стабильное развитие.

 

3 Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Республики  Беларусь

 

3.1 Основные проблемы белорусской налоговой системы.

Несмотря на всю важность проводимых мероприятий, налоговая система Республики Беларусь остаётся достаточно громоздкой и малоэффективной.  Остановимся на более детальном  рассмотрении недостатков налогообложения.

1)Количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт. Также сохраняются такие налоги, которые взимаются непосредственно с выручки и оказывают сильное искажающее воздействие на экономику. Предусматривая многократное налогообложение одних и тех же элементов стоимости товаров и услуг, налоги не учитывают наличия у предприятий реальной прибыли, необоснованно завышают цены и уменьшают конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешних рынках. Доказано, что доля налоговых изъятий не должна превышать 15 % выручки от реализации и 30 % прибыли предприятий. В промышленности Республики Беларусь эти параметры существенно превышены. В государственный бюджет предприятия отчисляют в среднем пятую часть своей выручки и более 40 % прибыли. [12, с. 21]

        2)В целом по экономике уровень налоговой нагрузки на ВВП остаётся высоким, а его динамика не свидетельствует о либерализации налогового режима. С 1995 года налоговая нагрузка на ВВП практически не снижается и колеблется в пределах 42,2 – 42,5 %.

Такая ситуация не способствует расширению налоговой базы у налогоплательщиков, а следовательно и росту доходов бюджета. Установление оптимальной налоговой нагрузки на товаропроизводителей и формирование налоговой системы является самой сложной задачей в отношениях государства с субъектами хозяйствования.

3) В налоговой системе Республики Беларусь с момента ее создания и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль. Активное использование в практике налогообложения этих налогов связано с необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансированию инфраструктуры, которые в переходный период не могут быть решены иными средствами, кроме как за счет централизованных в рамках бюджета финансовых ресурсов. Так отнесение налогов и сборов на себестоимость продукции стимулирует рост цен, являясь скрытой формой снижения косвенных налогов в общей налоговой нагрузке. Доля данных налогов в 2006 году составила 4,1 % и возросла против 2005 года на 0,4 %. [12, с. 32]

4) Также проблемой является рационализация структуры налогов, оптимизация налоговой базы, упрощения механизма исчисления и взимания. В мире регулярно осуществляется мониторинг состояния налогового законодательства. Согласно ему Беларусь в рейтинге простоты уплаты налогов 178-е место из 180 стран по состоянию на 2008 год. [13, с. 52]

5) Государство  сегодня должно выступать партнёром  любой фирмы, любого предприятия,  поскольку, не внося в их  деятельность никакого конкретного  вклада, кроме создания институциональных условий, оно забирает около 50 % прибыли. Исходя из этого, логично ожидать от него соответствующего отношения. В некоторых странах это отношение существует и даже в случае возникновения какой-либо спорной ситуации и наложения штрафных санкций тщательно отслеживается, чтобы они не оказали негативного влияния на работу фирмы. С этой целью часто предоставляются рассрочки уплаты пени, которые могут достигать нескольких лет. К сожалению, такой подход у нас ещё не стал правилом. На данную проблему указывает доктор экономических наук, профессор Сергей Пелих.

6) Налоговая система республики значительно отягощена различного рода целевыми сборами из выручки. Но проблема состоит в том, чтобы найти этим доходным источникам бюджета эффективную замену как с точки зрения выполнения фискальной задачи, так и с позиций обеспечения финансовой устойчивости предприятий. Однако на сегодняшний день говорить о полной отмене указанных налогов преждевременно, поскольку без принятия соответствующих компенсационных мер это может обернуться существенными потерями бюджета и утратой стабильности его формирования.

7) Также проблемой налоговой системы РБ является существование множества налоговых льгот. Тысячи предприятий имеют пониженные ставки или полное освобождение от налогов. Прежде всего - это способ ослабить налоговый пресс. Значительное количество льгот можно также оправдать благой целью создания "тепличных", нерыночных условий для отдельных отраслей и хозяйствующих субъектов. Изначально предполагалось, что применение преференций позволит, помимо всего прочего, стимулировать инвестиционную активность, поддержать экспортные производства и оказать помощь сельхозпроизводителям. Множество льгот в налоговой системе страны –  свидетельство ее несовершенства.

8) Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

Опыт, полученный на протяжении всей истории существования  налогов,  подсказал, что как бы ни были велики потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

 

3.3 Пути совершенствования налоговой системы

В настоящее  время в состав налоговой системы  республики, по информации Министерства по налогам и сборам, входит 24 основных платежа, имеющих налоговый характер. При этом большинство плательщиков регулярно исчисляют и уплачивают только 7 из них – налог на добавленную стоимость, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции продовольствия и аграрной науки, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги, местный налог (на инфраструктуру города).

Анализируя  поступления в бюджет в 2008 году следует  отметить, что доминирующее положение  занимали налоговые доходы – 63,9 %, их структура представлена диаграммой (приложение 3). Следует отметить, что на долю налога на добавленную стоимость приходилось более четверти налоговых доходов. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности  составили 33,8 % налоговых доходов и 21,6 % доходов республиканского бюджета. Более 57 % данных доходов обеспечено за счет вывозных таможенных пошлин при экспорте нефтепродуктов. Поступления акцизов составили 11,9 %. Таким образом, косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж, налог на внешнюю торговлю, прочие налоги на товары и услуги от выручки от реализации товаров, работ, услуг) по сравнению с прямыми налогами на доходы и прибыль сохраняют лидирующее положение – более 60 % налоговых поступлений, что оказывает негативные последствия на функционирование предприятий и других субъектов хозяйствования.

Основные пути совершенствования налоговой системы  в РБ в 2009 году:

- налог с продаж товаров в розничной торговле. С 1 января 2009 года ставка налога с продаж товаров в розничной торговле установлена в размере, не превышающем 5% налоговой базы, независимо от   того, ввезены они на таможенную территорию РБ или произведены на ее территории. В 2008 при реализации товаров, ввезенных на таможенную территорию РБ и выпущенных в ней, налоговая ставка не могла превышать 15% налоговой базы;

- налог на  услуги. Ставка налога на услуги установлена в размере, не превышающем 5% налоговой базы. В 2008 ставка налога на услуги не могла превышать 10% налоговой базы;

- подоходный  налог. Закон, вступивший в  силу с 1 января 2009года, заменил  прогрессивную шкалу налоговых  ставок ( в диапазоне от 9 до 30%) на  единую ставку в размере 12%, что не только значительно упростило порядок исчисления подоходного налога, но и ликвидировало причину утаивания высоких доходов;

- сбор в республиканский  фонд поддержки производителей  сельскохозяйственной продукции,  продовольствия и аграрной науки.  Сбор в 2009 году снижен до 1% от выручки, полученной от реализации товаров. В 2008 году ставка этого сбора составляла 2% от выручки;

- страховые  взносы в Фонд социальной защиты  населения. Закон снизил с 1 января 2009 года размер обязательных страховых взносов для работодателей по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца с 29 до 28%.

В Республике Беларусь на протяжении становления и развития  налоговой системы постоянно  проводится работа по упрощению механизма  исчисления и взимания налогов, стабилизации налогового законодательства. Правительство постоянно принимает меры по снижению показателя налоговой нагрузки. Однако возможность снижения налоговой нагрузки ограничена необходимостью выполнения бюджета и реализацией за счет централизованных в его рамках финансовых ресурсов экономических и социальных программ. Поэтому снижение налоговой нагрузки возможно только при условии мобилизации других неналоговых источников пополнения бюджета. Это необходимо иметь в виду при решении перечисленных в предыдущем подразделе проблем.

Основной целью  корректировок налоговой системы  является достижение баланса интересов  государства (по сбору налогов) и  бизнеса (по возможностям экономического развития).

Главными  направлениями  совершенствования налоговой системы являются:

1) сокращения  числа налогов путем их укрупнения  и отмены некоторых налогов,  не приносящих значительных поступлений,  снижение ставок, а именно:

- сокращение до минимума, а в последствии и отмена  налогов, уплачиваемых из выручки,

-  снижение налогового бремени на фонд оплаты труда,

- снижение ставок некоторых  видов налогов по мере расширения  базы налогообложения,

- облегчение  налогового бремени производителей  продукции и недопущение двойного  налогообложения путем четкого  определения налогооблагаемой базы;

2) уменьшения  количества льгот  исключения  из общего режима  налогообложения  в основном редко используемых  налоговых льгот;

3) построение  стабильной налоговой системы,  обеспечивающей единство,  непротиворечивость  и неизменность в течение   финансового года системы налогов и платежей при сохранении действующих ставок налогов  в течение 2-3 лет;

4) максимальное упрощение  налогообложения индивидуальных  предпринимателей.

Информация о работе Налоговая система в Республике Беларусь