Налоговая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Налоги составляют основу жизни любого государства. Без налогов немыслимо существование самого института государства. Кроме того, в рыночной экономике налоги являются одним из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА…………………………………5
1.1. Принципы построения налоговой системы…………………………….5
1.2. Виды налогов……………………………………………………………..7
1.3. Особенности налоговой системы в современной Беларуси………….10
2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………………………………………..20
2.1. Понятие, цели и инструменты фискальной политики………………..20
2.2. Разновидности фискальной политики. Недостатки фискальной
политики……………………………………………………………………...21
2.3. Особенности фискальной политики в условиях современной
Беларуси……………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....29

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 50.34 Кб (Скачать файл)

   Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. [10].

   Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Часть совокупного  объема производства оказывается  «вытесненной» (недопроизведенной)  из-за сокращения величины инвестиционных  расходов в результате роста  ставки процента благодаря проведению  правительством стимулирующей фискальной  политики.             2. Наличие внутреннего лага. Внутренний  лаг – это период времени  между возникновением необходимости  изменения политики и принятием  решения о ее изменении. Решение  об изменении инструментов фискальной  политики принимает правительство,  однако введение их в действие  невозможного без обсуждения  и утверждения этих решений  законодательными органом власти. Эти обсуждения и согласования  могут потребовать длительного  периода времени. Кроме того, они  вступают в действие, начиная  только со следующего финансового  года, что еще больше увеличивает  лаг. За этот период времени  ситуация в экономике может  измениться.                                 3. Неопределенность. Неопределенность касается проблемы идентификации экономической ситуации. Бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т. п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбора типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики.                            4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы, сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т. е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т. е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. [4,с. 127]

 

2.3. Особенности фискальной  политики в условиях современной  Беларуси

 

   В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления. В период нахождения нашей страны в составе Советского Союза осуществлялись некоторые меры финансового регулирования со стороны государства, но поскольку в социалистической экономике считалось невозможным возникновение кризисов и связанных с ними проявлений нестабильности, действие бюджетно-налоговой политики просто исключалось. [5,с. 115]

   Общие задачи переходного периода. В переходный период от административной системы хозяйствования к рыночной экономике (90-е годы ХХ века) в бюджетно-налоговой сфере потребовалось решить ряд задач институционального характера :                                                        1)выработать принципы новой фискальной политики, которые оптимально соответствовали бы специфике переходной экономики;            2)сформировать новую бюджетно-налоговую систему, которая соответствовала бы природе экономической системе рыночного типа;           3)освоить технологию проведения современной бюджетно-налоговой политики, обеспечить должную эффективность государственных расходов; 4)обеспечить повсеместное соблюдение налоговой дисциплины. Что касается выработки принципов и освоения технологии новой бюджетно-налоговой политики, то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами.

   Оценка потенциала налоговой системы. К основным стратегическим замечаниям, которые можно сформулировать по поводу функционирования налоговой системы Беларуси, следует отнести:                                   а)высокую налоговую нагрузку на физических и юридических лиц, отсутствие позитивных сдвигов вопреки предпринимаемых мерам; б)незначительную долю налогов на собственность и доходы в структуре налоговых изъятий;                                                                               в)отсутствие содействия структурным сдвигам по прогрессивным направлениям развития национальной экономики;                                г)необходимость совершенствования налогового администрирования (законодательство, процедура учета и уплаты налогов).                        «Высокая налоговая нагрузка плюс множество льгот» - хуже «низкой налоговой нагрузки плюс отсутствие льгот», однако, именно первая ситуация типична для Беларуси.

   Оценка динамики и структуры доходов бюджета. В последние годы доходы консолидированного бюджета сложились на уровне 48-50% от объема ВВП. Это свидетельствует о высоком уровне централизации государством финансовых ресурсов. При этом реализуемые мероприятия существенно не изменяют данную картину. Темпы роста доходов бюджета и налоговых поступлений в бюджет в последние годы устойчиво превышают темпы роста ВВП.                                                                                                                                                                                      

   Следует обратить внимание на то, что основная масса бюджетных поступлений (без учета ФСЗН) формируется за счет налоговых поступлений (95-96%).                                                                                                                       

   Обратим внимание и на то, что в структуре налоговых поступлений доминируют косвенные налоги (налоги на товары и услуги, налоги на ВЭД), а налоги на доходы и прибыль представлены на уровне 20%.                        При этом не менее половины из них приходится на подоходный налог с физических лиц. Все это свидетельствует о далеко не рыночном характере национальной системе налогообложения. Длительное время не выполнялись задания по поступлению в бюджет доходов от приватизации.

   Эффективность расходов бюджета. Прежде всего, обратим внимание на то, что за последние 12 лет расходы бюджета, связанные с социально-культурными мероприятиями и социальной защитой, увеличилось с 30% до 50%.                                                                                                                  

   Одновременно значительные бюджетные средства (на уровне 30%) выделяются на поддержку отраслей национальной экономики (дотации, покрытие убытков, удешевление кредита и т. п.). Имеет место практика так называемого бюджетного кредитования, когда при соблюдении определенных условий финансовая помощь оказывается малорентабельным хозяйствующим субъектам. При этом увеличиваются долги субъектов хозяйствования по налогам (недоимки и т. п.).                                                   За счет бюджетных средств государство погашает долги акционерных обществ и таким способом увеличивает собственную долю в акционерном капитале. Средства бюджета используются для увеличения уставных фондов так называемых системообразующих банков. Обычно такой операции предшествует ухудшение кредитного портфеля того или иного банка и снижение его платежеспособности.                                                                Увеличиваются расходы на государственное управление. Ниже критической нормы находятся расходы бюджета на науку. Низок удельный вес государства в структуре капитальных вложений.                                                В целом есть основание считать, что сложившаяся структура бюджетных расходов весьма нерациональна. Бюджетные расходы не оказывают должного воздействия на решение задач современного экономического развития. [3,с. 393]

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

   В настоящее время малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение  общего экономического роста народнохозяйственного роста страны.

   В 2010 году количество субъектов малого предпринимательства составило 318 028 плательщиков, их вклад бюджет – 20,9%.

   За январь – март 2011 года таких плательщиков насчитывалось 324 613 субъектов, от них поступило 1 741,4 млрд. рублей. Иными словами, на одного плательщика приходится 5,4 млн. рублей поступлений.

   В первом квартале текущего года плательщиков среднего бизнеса насчитывалось 2 370 субъектов, всего от них поступило 717 150,3 млн. рублей. На одного плательщика приходится 302,6 млн. рублей поступлений.

   Несмотря на то, что основополагающим принципом налогообложения является принцип справедливости, предполагающий создание равных условий для налогоплательщиков, субъекты малого и среднего бизнеса зачастую нуждаются в определенных мерах поддержки.

   Сегодня субъекты малого и среднего бизнеса могут применять как общий порядок налогообложения, так и использовать предоставляемые им специальные режимы.

   Наиболее популярным режимом в среде малого и среднего бизнеса является упрощенная система налогообложения (УСН).

   В 2009 году плательщиками упрощенной системы налогообложения являлись 35 075 организаций, 43 635 индивидуальных предпринимателей, поступления в бюджет составили 931,7 млрд. рублей, или в пересчете на одного плательщика – 11,8 млн. рублей.

   В 2010 году плательщиками УСН являлись 42 921 организация, 61 320 индивидуальных предпринимателей, поступления составили 1 306,3 млрд. рублей, а в пересчете на одного плательщика – 12,5 мл. рублей.

   Их удельный вес в поступления бюджета в 2010 году составил 3,8% по сравнению с 2,8% в 2009 году.

   Этот режим постоянно совершенствуется.

   В Беларуси также особое внимание уделяется развитию бизнеса в сельской местности, а также в малых городах. В целях привлечения инвестиций и развития регионов с 2008 года в республике введен особый порядок налогообложения для субъектов хозяйствования, зарегистрированных в малых населенных пунктах и сельской местности. 

   Дальнейшее развитие направления реализации стимулирующей функции налогообложения со стороны государства, выраженное в виде поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот и упрощенных режимов налогообложения, будет способствовать увеличению количества индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, что в свою очередь окажет положительное влияние в целом на показатели национальной экономики. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Инструменты фискальной политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finapex.ru. – Дата доступа: 10.11.2011.

2. Кишкевич А. Д. Налоговое право Республики Беларусь / А. Д. Кишкевич, А. А. Пилипецко. – Минск: Тесей, 2002. – 304с.

3. Лемешевский И. М. Макроэкономика : мировой опыт и белорусская практика: учеб. пособие для студентов эконом. Специальностей вузов / И.М.Лемешевский. – 3-е изд., доп. и перераб. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2009. – 702 с.

4. Макроэкономика : учебник / И. В. Новикова [и др.] ; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск : ТетраСистемс, 2010. – 384с.

5. Макроэкономика :  учеб. Пособие / А. В. Бондарь[и др.]. – 2-е изд. – Минск : БГЭУ, 2009. – 415с.

6. Макроэкономика: учеб. пособие для студ. вузов / В. Л. Воробьев [и др.], под ред. В. А. Воробьева – Минск: БГЭУ, 2009. – 207с.

7. Налоговая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/taxation/nalogsistem/nalogsist2011. – Дата доступа: 15.11.2011.

8. Национальная экономика Беларуси: учебник / В. Н. Шимов [и др.] ; под ред. В. Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск : БГЭУ, 2009. – 751 с.

9. Плотницкий М. И. Макроэкономика: учеб. пособие / М. И. Плотницкий 2-е изд., стереотип. М.: ООО «Новое знание», 2004. – 462с.

10. Разновидности фискальной политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki. – Дата доступа: 25.11.2011.

11. Фискальная политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. – Дата доступа 25.11.2011.

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Налоговая система государства