Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:18, реферат
Целью данной курсовой работы является анализ особенностей и проблем современной налоговой системы в России, выявление основных ее недостатков и оценка пре8дложений по ее оптимизации;
В соответствии с поставленными задачами я рассматриваю основные понятия, принципы и механизмы налоговой системы и налоговой политики в Российской Федерации.
1. Введение
2. Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации
3. Недостатки налоговой системы России
4. Список литературы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу" рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.
В современной России налоговый вопрос занимает особое место, т.к. с завидной постоянностью все твердят о необходимости коренной налоговой реформы, и с такой же завидной постоянностью все заканчивается лишь небольшими изменениями в налоговой системе, носящими чаще всего "косметический" характер. А ведь эффективно действующая налоговая система страны определяет не только уровень доходов федерального бюджета страны и бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, но во многом способствует экономическому развитию государства. Неэффективно же действующая налоговая система страны, наоборот, становится тормозом экономического развития, что и наблюдается в современной России. Поэтому неслучайно в журнале "Эксперт" (№42 за 1999 г.) налоги были поставлены на первое место среди наиболее важных проблем современной экономики России, требующих скорейшего решения.
Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой сфере. Регионы России обладают различным экономическим потенциалом, характеризуются различной политической ситуацией, что накладывает свой "отпечаток" на собираем ость налогов по стране. В России действует 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности. Причины такой множественности заключается в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.
Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:
- финансирует некоторые расходы
на простое и расширенно
- финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.,
- обеспечивает свою оборону и безопасность,
- содержит законодательные,
Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства. В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
Вторая функция налогов в рыночной экономике - служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя, из которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равней тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода и прибыли.
Третья функция налогов в
рыночной экономике - быть средством
облегчения жизни малообеспеченных
слоев населения. С этой целью
система налогообложения
Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода реализуется фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.
Целью данной курсовой работы является анализ особенностей и проблем современной налоговой системы в России, выявление основных ее недостатков и оценка пре8дложений по ее оптимизации;
В соответствии с поставленными задачами я рассматриваю основные понятия, принципы и механизмы налоговой системы и налоговой политики в Российской Федерации.
Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации
По Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и другим платежам понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.
Таким образом, в соответствие с Налоговым кодексом в России под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Классификация налогов
Объединение налоговых платежей в
систему позволяет их классифицировать
по различным признакам. Это дает
возможность лучше уяснить
Налоги классифицируются следующим образом:
- по субъектам платежей, что означает, что они разделяются на налоги, взимаемые с юридических лиц и на налоги, уплачиваемые физическими лицами. В то же время есть ряд налогов общих для юридических и физических лиц. К ним относятся земельный налог, налоги в дорожные фонды.
- по методам взимания. По этому признаку различают прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относятся налоги на доход и на имущество.
Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода налогообложения. Косвенные налоги от прямых, выплачиваемых с дохода или имущества, тем, что включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги. Юридически обязанность внесения косвенных налогов возлагается на предприятие, производящее товары или услуги или предприятие, реализующее их. Но данные предприятия не являются фактическими налогоплательщиками применительно к косвенным налогам. В связи с тем, что они включаются в цены товаров или услуг, фактическим налогоплательщиком является потребитель, поскольку именно он приобретает их по ценам, повышенным на сумму услуг.
Сочетание прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее использовать как фискальную, так и стимулирующую функции налогов. В этом случае под налоговым воздействием оказываются и материальные, и рабочая сила, и доход.
- в зависимости от характера использования налоги подразделяются на налоги общего и целевого значения. Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня (государственный, субъектов федерации, местный) и используются как денежный фонд, общий для расходов исполнительной власти на различные цели. Целевые налоги, или специальные, зачисляются в государственные внебюджетные целевые фонды для строго целевого использования: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости, земельный фонд.
- в зависимости от территориального уровня, на котором он взимается. Закон "Об основах налоговой системы" вводит подразделение налогов на три вида в зависимости от их территориального уровня:
1. федеральный (их правовое регулирование осуществляется федеральным законодательством),
2. региональный (их правовое регулирование осуществляется федеральным и региональным законодательством; зачисляются в территориальные бюджеты),
3.местный (правовое регулирование осуществляется федеральным и муниципальным законодательством; зачисляются в местные бюджеты).
Но регионам и местным властям предоставлены достаточно широкие законодательные полномочия в налоговой сфере: органы власти субъектов РФ и местные власти могут самостоятельно принимать решения о введении на их территории региональных и местных налогов, определять налоговые льготы по этим налогам, ставки этих налогов (но в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ), а также порядок и сроки уплаты по этим налогам.
Таким образом, региональные и местные
власти не могут повышать налоговую
нагрузку на своей территории сверх
установленных федеральным
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории России
К федеральным налогам в настоящее время относятся 16 налогов:
косвенные налоги:
- налог на добавленную
- акцизы на отдельные виды
товаров(услуг) и отдельные
- таможенная пошлина и
- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
прямые налоги:
- налог на прибыль(доход)
- налог на доходы от капитала,
- подоходный налог с физических лиц,
- взносы в государственные
- налоги на пользование недрами,
- государственная пошлина,
- налог на воспроизводство
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов,
- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами,
- лесной налог
- водный налог
- экологический налог
- федеральные лицензионные
Федеральные налоги поступают не только в федеральный бюджет, но в определенных пропорциях и в субфедеральные и местные бюджеты, так 13% налога на прибыль идет в федеральный бюджет, а остальные - в территориальные бюджеты, доля поступления остальных федеральных налогов в федеральный бюджет следующая: 75% НДС, 50% акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, 20% налога на покупку иностранн2ых денежных знаков, 30% земельного налога, 100% остальных акцизов, 100% подо2ходного налога).
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ. Обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.
К региональным налогам (налоги административно-
косвенные налоги:
- налог с продаж.
прямые налоги:
- налог на имущество предприятий;
- налог на недвижимость;
- дорожный налог;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес;
- региональные лицензионные
Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ правовыми актами муниципальных образований. Обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
К местным налогам относятся:
-земельный налог
-налог на имущество физических лиц
-налог на рекламу
-налог на наследование и дарения
-местные лицензионные сборы
-регистрационный
сбор с физических лиц,
-налог
на перепродажу автомобилей,
-сбор за выигрыш на бегах
-сбор за право проведения кино и телесъёмок
-сбор
за право использования
-курортный сбор
-сбор за право торговли
-налог
на строительство объектов
-налог на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной сферы.
Формально ставка налогообложения
прибыли в России (35%) более или
менее соответствует уровню развитых
стран, но действующие правила
Откровенно конфискационный