Налоговая система государства. Налоги и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

      Подоходный  налог с физических лиц является федеральным налогом, но большая  часть получаемых от его взимания средств остается в бюджетах субъектов  Федерации.

      В России принята, как известно, плоская шкала подоходного налога - 13%. Этот налог изымается непосредственно со всех доходов физических лиц, и его доля в 2008 году составляла 4% ВВП - $67 млрд. В большинстве развитых стран мира этот налог изымается по ступенчатой шкале: чем больше человек получает доходов, тем больший их процент он отдает. Россия в 2001 году отказалась от прогрессивной шкалы, чтобы вывести деньги из тени на свет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Налог на прибыль

     Налог на прибыль (доход) организаций –  один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Налог на прибыль занимает центральное место в системе налогообложения предприятия, организаций. 

      Налог регламентируется Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Налог является прямым, его сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. А плательщики — все предприятия и организации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России.

      Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять своё функциональное предназначение – обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична.

Не являются налогоплательщиками:

  • ЦБ РФ и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения;
  • организации, применяющие упрощённую систему налогообложения;
  • организации, по прибыли, полученной от предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса;
  • предприятия по прибыли от реализации произведённой ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, произведённой и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индивидуального типа.
 

Объект  налогообложения хорошо виден в следующей схеме: 

Рис.1. Объект налогообложения налога на прибыль 

   Базовая ставка этого налога с 1 января 2009 года - 20%. Раньше она составляла 24%, но была снижена правительством по причине кризиса. Кроме того, в налоговой системе были приняты некоторые изменения: увеличились амортизационные отчисления, увеличился имущественный вычет, что еще немного снизит этот налог в 2009 году. По итогам же прошлого года он составил 6% ВВП - $100 млрд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Единый  социальный налог

      Единый социальный налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. Предназначен для мобилизации средств по реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налогоплательщики:

    1. Лица, производящие выплаты физическим лицам:

      1). Организации

      2). Индивидуальные предприниматели

      3). Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями

           2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Объект  налогообложения:

  1. Выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам;
  2. Доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

   От  уплаты налога освобождаются (Ст. 239 НК РФ):

   1. Организации - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы;

    2. Следующие категории налогоплательщиков - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

    1)общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;

    2)организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

    3)учреждения, созданные для достижения социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.

    3. Индивидуальные предприниматели и адвокаты, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода.

      Для ЕСН 2009 год может оказаться последним годом, когда налогоплательщики Российской Федерации его исчисляют и уплачивают. Однако, 14.04.2009г. Президент РФ Д.Медведев: «С 1 января 2010 года изменятся принципы формирования доходов пенсионной системы. Вместо единого социального налога будут введены страховые взносы. Заработает страховая модель пенсионной системы. Уже завершается подготовка проектов соответствующих федеральных законов».

   Глава Минздравсоцразвития Татьяна Гликова  сообщила, что реформа ЕСН начнется, по сути, в 2009 году с принятием соответствующих законов и будет состоять из двух этапов: на первом этапе, с 01.01.2010 будет отменен ЕСН, вместо него введут страховые взносы, объединят страховую и базовую части пенсий; на втором этапе, с 2011 года начнется повышение ставок.

   При этом необходимо отметить, что бизнес сообщество крайне негативно, ну или  с настороженностью, относилось к  замене ЕСН в 2009 году страховыми взносами. Так, на налоговой конференции в  рамках Недели российского бизнеса  Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагал отложить принятие решения об изменении действующего порядка исчисления и взимания единого социального налога (ЕСН). РСПП предлагал Правительству воздержаться от радикальных изменений налогового законодательства в период кризиса (в том числе и от отмены ЕСН в 2009 году), увеличивающих налоговую нагрузку или ухудшающих положение налогоплательщика. Эксперты неоднократно высказывали мнение, что любые изменения в налоговой системе могут привести к тому, что предприниматели начнут уходить в “тень” и использовать схемы по минимизации налогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В  РФ 

     На  данный момент налоговая система  Российской Федерации построена  на следующих принципах:

  1. Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление требует поэтапного (постепенного) переноса налогового бремени на граждан;
  2. Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший - прямых. Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.
  3. Создание разветвлённой системы Министерства РФ по налогам и сборам снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.
  4. Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.
  5. Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.
  6. Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах.
  7. Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия.

     Для налогоплательщиков предусмотрена  возможность получения по их просьбе  отсрочек и рассрочек платежей в  пределах текущего года, а также  финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству  и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

      Законом "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации" введена  трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

      • Первый уровень — это федеральные  налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

      • Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги). Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

      • Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. 
 
 
 
 
 

 

      Рис.2. Состав единой системы налогообложения в Российской Федерации 

      Наибольшие  доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических  лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли.

      Среди местных налогов крупные поступления  обеспечивают: налог на имущество  физических лиц, налог с продаж, земельный  налог, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы и далее — большая группа прочих местных налогов.

      Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую  систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 

      В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования, Министерство финансов РФ в 2007 г впервые разработало документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехлетний плановый период 2008-2010 гг. Предлагаемые Минфином мероприятия, предусматривающие изменение в 2008-2010 гг налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в основных направлениях налоговой политики, одобренных правительством РФ в марте 2007 года.

Информация о работе Налоговая система государства. Налоги и их виды