Налоговая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:31, реферат

Краткое описание

Обществом и государством перед органами государственной власти ставится двуединая задача: с одной стороны, вытекающее из содержания ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации - безусловное обеспечение приоритета защиты и соблюдения законных прав и интересов граждан и организаций, а с другой – организация эффективного осуществления закрепленных в законодательстве специфических, присущих данному органу государственной власти функций и задач. В деятельности налоговых органов выполнению двуединой задачи способствует институт налоговой тайны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Понятие налоговой тайны…………………………………………………4
Содержание налоговой тайны……………………………………………..5
Принцип налоговой публичности………………………………………….8
Ответственность за несоблюдение режима налоговой тайны …………..9
Заключение ………………………………………………………………...12
Список использованной литературы……………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

тайна.docx

— 34.53 Кб (Скачать файл)

Ч.2 ст.183 УК РФ предусмотрено  наказание за незаконное разглашение  или использование сведений, составляющих налоговую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе. Этот состав полностью соответствует  положениям ст.102 НК РФ. Использование  здесь следует понимать распоряжение субъектом этими сведениями (продажа, обмен, применение их в других целях). Наказываются такие деяния штрафом  в размере до ста двадцати тысяч  рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период до одного года с лишением права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью  на срок до трех лет либо лишением свободы  на срок до трех лет.

Деяния, предусмотренные  ст. 183 УК РФ, характеризуются наличием прямого умысла у лица, их совершившего. Часть 3 ст. 183 предусматривает повышенную ответственность за деяния, указанные  в ч. 1 или ч. 2 этой же статьи, причинившие  крупный ущерб или совершенные  из корыстной заинтересованности. Крупный  ущерб - это наступление неблагоприятных  последствий имущественного плана (как в реальном исчислении, так  и в виде упущенной выгоды) для  владельца охраняемой данной статьей  УК информации ввиду ее утраты. Корыстная  заинтересованность предполагает стремление виновного извлечь из своих действий материальную выгоду.  Наказываются такие деяния штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Часть 4 рассматриваемой  статьи конструирует состав данного  преступления при особо отягчающих обстоятельствах: если указанные деяния повлекли тяжкие последствия. Их определение (как и размера крупного ущерба) - вопрос факта, и зависит от конкретных обстоятельств дела. К таким последствиям (тяжким) может относиться, например, вынужденное банкротство предпринимателя, заболевание тяжким недугом владельца соответствующей информации, разумеется, при установлении причинной связи между указанными действиями и последствиями. Наказываются такие деяния лишением свободы на срок до десяти лет.

С учетом конкретных обстоятельств  должностное лицо, виновное в утрате документов, составляющих налоговую  тайну, может быть привлечено к ответственности  по ст.293 УК РФ – «Халатность». Под  халатностью понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным  лицом своих обязанностей, повлекшее  причинение крупного ущерба. Такое  неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом налогового органа, органа внутренних дел или таможенного  органа, может повлечь за собой  выход документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, из владения соответствующего органа или лица, в том числе их уничтожение.

Общие положения имущественной  ответственности налоговых органов  установлены ст.35, 103 НК РФ и ст.13 ФЗ «О налоговых органах». В соответствие с указанными статьями, убытки, причиненные  налогоплательщику или его имуществу  неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов или их должностных  лиц (в том числе предусмотренные  п.2,4 ст.102 НК РФ), подлежат возмещению в  полном объеме, включая упущенную  выгоду, за счет федерального бюджета (ст. 1069 ГК РФ).

Следует отметить, что в  указанных статьях речь идет лишь об имущественной ответственности   обязанных лиц, однако многие авторы признают, что в случае нарушения режима налоговой тайны возмещению может подлежать и моральный вред, на основании ст.151, 1099-1101 ГК РФ. Такой вывод можно сделать из Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», согласно которому отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации морального вреда по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на его возмещение. Определяющим в вопросе компенсации морального вреда является согласно ст. 151 ГК РФ нарушение личных неимущественных прав и других нематериальных благ граждан, причинившее тяжкие нравственные и физические страдания. В случае разглашения информации о личной, семейной жизни гражданина, охраняемой в режиме налоговой тайной, подобное нарушение может возникнуть.

Ст.12 ФЗ «О налоговых органах» предусматривает дисциплинарную ответственность  должностных лиц налоговых органов  за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей. Это положение  сходно с составом преступления, предусмотренным  ст.293 УК РФ, о котором было сказано  выше, однако в отличие от халатности, такие действия не обязательно должны влечь за собой причинение крупного ущерба.

Значение института  налоговой тайны

Правовое значение налоговой  тайны состоит в том, что она  обеспечивает защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в отношении информации, отнесенной законодательством к налоговой тайне.

Данный правовой институт тесно пересекается с институтом банковской тайны, что влечет за собой  как определенные плюсы для налогоплательщика  – так как финансовые учреждения не спешат расставаться с принадлежащей  им информацией, так и определенные минусы – законные основания у  налоговых органов для истребования определенной доли информации у банков все-таки есть.

В заключении также хотелось бы повторить некоторые практические выводы:

  1. налогоплательщики имеют возможность затребовать информацию о добросовестности/недобросовестности контрагента у ИФНС;
  2. информация, составляющая налоговую тайну, может быть раскрыта достаточно широкому кругу  лиц, в том числе приставам-исполнителям и взыскателю, у которого есть исполнительный лист;
  3. требования налоговых органов о предоставлении информации, составляющей банковскую тайну, должны содержать все формальные реквизиты в соответствии с законодательством.

                              

 

 

Заключение 

 

В заключение можно еще  раз отметить важность института  налоговой защитить интересы налогоплательщиков, предупредить уклонение налогоплательщиков от представления в налоговые  органы сведений о своей деятельности, и, в конечном итоге, повысить эффективность  работы налоговых органов. К сожалению, данный институт налогового права на практике остается пока декларацией. Сведения о налогоплательщиках в нарушение  режима налоговой тайны оказываются  в свободном доступе, а налоговые  органы и их должностные лица не несут за это никакой ответственности.

Для того чтобы институт налоговой тайны заработал, представляется необходимым, во-первых,  уточнить нормы  Налогового кодекса и иных законодательных актов, чтобы налогоплательщик, обращаясь за защитой своих прав, был уверен, что он получит такую защиту, и это не повлечет для него никаких отрицательных последствий. Во-вторых, необходимо проводить более активную работу по разъяснению налогоплательщикам их прав. И, в-третьих, активизировать деятельность органов прокуратуры по контролю за соблюдением налоговой тайны, защите прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая - от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 27.07.2006), часть вторая - от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 27.07.2006)) - Спб.: Издательство «ДИЛЯ», 2013.-496 с.
    2. Костенко М.Ю. «О толковании положений ст.102 «Налоговая тайна» НК РФ»// «Ваш налоговый адвокат. Налоговые правонарушения: ответственность» под редакцией Пепеляева С.Г., вып.1, М., 2011г., стр.91
    3. Морозов Д.А. «Коммерческая и налоговая тайна»// Главбух, 2012г., №7//СПС Консультант Плюс 
    4. Кучеров И.И., Трошин В.А. «Налоговая тайна: правовой режим защиты информации», М., 2010г., стр.170

 

 


Информация о работе Налоговая тайна