Налоговое администрирование Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:52, доклад

Краткое описание

Налоговая система России характеризуется достаточной гибкостью и изменчивостью. Это обусловлено участием государства в международных отношениях, что вызывает необходимость соответствовать существующим условиям. Система налогового администрирования России подвергается реформированию на протяжении последних двадцати лет.
Реформирование в России всегда опиралось на зарубежный опыт в целях соответствия мировым стандартам и улучшения эффективности национальной налоговой системы путём использования уже разработанных методов. Как правило, российские реформаторы сравнивают Россию с преуспевающими странами Западной Европы. Однако некоторые страны Востока, являясь примером рационального построения системы налогового администрирования, заслуживают внимания наравне со странами Запада.

Вложенные файлы: 1 файл

Япония.docx

— 19.28 Кб (Скачать файл)

Налоговая  система  России  характеризуется  достаточной  гибкостью  и  изменчивостью.  Это  обусловлено  участием  государства  в  международных  отношениях,  что  вызывает  необходимость  соответствовать  существующим  условиям.  Система  налогового  администрирования  России  подвергается  реформированию  на  протяжении  последних  двадцати  лет.

Реформирование  в  России  всегда  опиралось  на  зарубежный  опыт  в  целях  соответствия  мировым  стандартам  и  улучшения  эффективности  национальной  налоговой  системы  путём  использования  уже  разработанных  методов.  Как  правило,  российские  реформаторы  сравнивают  Россию  с  преуспевающими  странами  Западной  Европы.  Однако  некоторые  страны  Востока,  являясь  примером  рационального  построения  системы  налогового  администрирования,  заслуживают  внимания  наравне  со  странами  Запада.

Система  налогового  администрирования  Японии  сложилась  достаточно  давно  и  практически  не  подвергалась  существенным  переменам.  Тем  не  менее,  между  Россией  и  Японией  много  общего.  Во-первых,  управление  налоговой  системой  Японии  находится  в  юрисдикции  Министерства  финансов,  что  характерно  и  для  России.

Во-вторых,  систему  государственных  налоговых  органов  Японии  возглавляет  центральный  аппарат  —  Национальное  налоговое  управление  (ННУ),  на  которое  возложены  все  функции  по  начислению,  сбору  и  пресечению  случаев  уклонения  от  уплаты  всех  общегосударственных  налогов  и  сборов.  В  России  таким  органом  является  Федеральная  налоговая  служба  (ФНС). 

В-третьих,  система  налоговых  органов  Японии  по  признаку  подчинённости  составляет  три  уровня,  что  является  характерной  чертой  Российской  налоговой  системы .

Высший  уровень  по  указанному  признаку  в  Японии  занимает  Национальное  налоговое  управление.  В  подчинении  Национального  управления  находятся  Национальный  налоговый  трибунал,  колледж,  налоговый  совет  и  Районные  налоговые  управления,  включая  Районное  налоговое  управление  Окинавы.

Районные  управления  Японии  занимают  второй  уровень.  Как  правило,  управление  состоит  из  пяти  подразделений:  управления  согласования,  управления  налогообложения,  управления  доходов  и  сборов,  управления  уголовных  расследований  и  проверок.  Районные  налоговые  управления  осуществляют  консультирование,  проверяют  крупных  налогоплательщиков  и  руководят  работой  налоговых  инспекций..

Третий  уровень  занимают  налоговые  инспекции.  Они  являются  непосредственными  исполнителями  налогового  законодательства  и  выполняют  функции  налогообложения  доходов  и  имущества.  Как  правило,  она  состоит  из  нескольких  отделов,  каждый  из  которых  занимается  администрированием  конкретного  налога  или  группы  налогов.

В  России  высший  уровень  по  принципу  подчинённости  занимает  Федеральная  налоговая  служба.  На  втором  уровне  располагаются  Управления  ФНС,  каждое  из  которых  находится  в  одном  из  84  субъектов  России.  Управления  контролируют  работу  налоговых  инспекций,  которые  соответствуют  местному  —  третьему  уровню  подчинённости.  Как  и  в  Японии,  в  состав  инспекций  и  Управлений  ФНС  входят  структурные  подразделения  —  отделы.

Существенные  различия  между  системами  налогового  администрирования  исследуемых  стран  заключаются  в  организации  налогового  контроля.  В  частности,  имеют  место  разные  формы  ответственности.  Так,  в  России  ответственность  за  нарушение  налогового  законодательства  разграничивается  на  налоговую,  административную  и  уголовную.  Соответствующие  нормы  права  содержатся  в  Налоговом  и  Уголовном  Кодексах,  а  также  в  Кодексе  об  административных  правонарушениях.  В  Японии  за  нарушение  налогового  законодательства  наступает  налоговая  или  уголовная  ответственность,  которая  предусмотрена  в  многочисленных  актах  так  называемого  уголовно-административного  законодательства.  Среди  них  наиболее  значимыми  являются  «Закон  о  взимании  государственных  налогов»  1959  года,  «Закон  о  подоходном  налоге»  1947  года,  «Закон  о  налоге  с юридических  лиц»  1947  года. При  проведении  расследования  в  целях  привлечения  к  ответственности  применяются  нормы  «Закона  о  контроле  за  нарушениями  в  сфере  общегосударственных  налогов».

Механизм  выявления  налоговых  правонарушений  построен  в  Японии  иначе,  чем  в  России.  Разница  заключается  в  том,  что  Районные  управления  в  своём  штате  имеют  специальных  следователей,  в  обязанности  которых  входит  сбор  информации  и  выявление  случаев  нарушения  налогового  законодательства.  В  России  налоговые  правонарушения  выявляются  посредством  проведения  специальных  (выездных  и  камеральных)  проверок.  Управления  ФНС  следователей  в  своём  штате  не  имеют,  кроме  того,  основные  функции  Управления  носят  скорее  надзорный  характер.  Расследования  являются  прерогативой  органов  внутренних  дел.

Налоговые  органы  России  имеют  большую  свободу  действий  и  независимость  от  других  органов  правосудия.  Следователи  Японии  могут  производить  обыск  помещений  только  при  наличии  санкции  прокурора.  По  ст.  91  НК  РФ  уполномоченные  должностные  лица  производят  осмотр  помещений  налогоплательщика  при  предъявлении  удостоверений  и  решения  руководителя  налогового  органа.

Выявлением  и  расследованием  фактов  уклонения  от  уплаты  налогов  в  Японии  занимаются  также  штатные  следователи.  Для  начала  официального  расследования  должна  быть  существенная  доказательная  база,  подтверждающая  факты  налогового  правонарушения.  Только  тогда  следователь  получает  судебный  ордер  как  право  на  проведение  углубленного  расследования  с  привлечением  свидетелей  и  помощников.  Результаты  расследования  передаются  Прокурору  для  рассмотрения  уголовного  дела  в  суде.  В  России  привлечение  к  налоговой  и  административной  ответственности  производится  на  основании  проведённой  проверки  либо  по  факту  (например,  непредставление  декларации)  без  дополнительных  санкций.  Уголовное  расследование  проводится  органами  внутренних  дел,  а  следственные  действия  производятся  при  получении  соответствующих  санкций  суда  или  Прокурора.

Для  обжалования  актов  Районных  налоговых  управлений  в  Японии  существует  специальный  орган  —  налоговый  трибунал.  Российское  законодательство  предусматривает  административное  (в  вышестоящем  органе)  и  судебное  обжалование.  Более  того,  обжалование  актов  и  решений  налоговых  органов  производится  сначала  в  административном,  а  затем  в  судебном  порядке.  Обжалование  приговоров  по  уголовным  делам  производится  только  в  суде  высшей  инстанции.

Следует  отметить,  что  Характерными  чертами  налоговой  системы  Японии  являются  весьма  низкий  уровень  налогового  бремени  и  жёстко  централизованная  система  сбора  налогов.  Японские  налоговые  органы  соблюдают  три  основных  принципа:  уважение  к  законопослушному  налогоплательщику,  простота  и  доступность  налоговой  системы,  приоритет доверия  к  налогоплательщику  над  стремлением  к  наказанию.

Уровень  налогового  бремени  в  России  считается  достаточно  высоким.  Кроме  того,  система  налогового  права  построена  таким  образом,  что  фактически  налогоплательщик  считается  заведомо  виновным  в  правонарушении,  о  чём  свидетельствует  возможность  налоговых  органов  списывать  задолженность  со  счетов  юридических  лиц  в  бесспорном  порядке.  Безусловно,  налогоплательщику  направляется  требование  об  уплате  налога,  однако,  нередки  случаи  судебных  споров  на  предмет  незаконности  остановки  движения  денежных  средств  по  счетам  и  бесспорного  списания  задолженности.

Таким  образом,  благодаря  наличию  сходств  в  организационном  построении  вертикали  налоговых  органов,  администрирование  Японии  может  служить  предметом  научного  исследования,  которое  окажется  полезным  для  выбора  путей  реформирования  российской  системы.  Налоговые  органы  России  более  независимы,  по  сравнению  с  налоговыми  органами  Японии,  где  закон  в  большей  степени  защищает  налогоплательщика,  указывая  на  обязательность  формирования  доказательной  базы  перед  осуществлением  официального  расследования.  Из  системы  налогового  администрирования  Японии  следует  позаимствовать  принцип  уважения  налогоплательщика,  который  подразумевает  его  защищённость  от  необоснованного  применения  санкций.  Ошибочное  начисление  пеней,  штрафов  следует  свести  к  минимуму,  поскольку  от  этого  зависит  отношение  налогоплательщиков  к  органам  государственной  власти.

 


Информация о работе Налоговое администрирование Японии