Налоговые доходы федерального бюджета ,
их содержание
Каждое государство
для реализации присущих ему функций
имеет доходы , которые представляют
из себя денежные или материальные ресурсы,
поступающие государству в процессе распределения
или перераспределения национального дохода ,
национального богатства. Первоначально
источниками доходов государства
были личные повинности, военные добычи,
натуральные подати и сборы, т.е. исторически
во всем мире доходы государства
складывались из натуральных доходов .
По мере образования централизованных
государств, появлявшихся на месте раздробленных
феодальных княжеств, повинности феодалов
постепенно заменяются на денежные налоги
и сборы.
В настоящее
время, аккумулируя налоги в бюджетном
фонде, государство финансирует
важнейшие направления жизни и деятельности
как общества в целом, так и отдельных
индивидуумов: здравоохранение, образование,
культура и искусство, правоохранительная
деятельность, государственное управление,
инвестиционная деятельность в областях
промышленности и сельского хозяйства
и многое другое.
Налоговый кодекс
РФ определяет налог как «обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств, в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований». Налоговый кодекс
РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.-
ст. 8.
Налоговая система
является одним из наиболее действенных
инструментов экономической политики
государства. С одной стороны, она обеспечивает
формирование доходных источников бюджетов всех
уровней. С другой стороны, меняя объемы
изъятий финансовых ресурсов хозяйственных
субъектов, государство влияет на экономическое
поведение налогоплательщиков, реализуя
тем самым регулирующую функцию налогов .
Рассматривая
понятие бюджета , нужно сказать, что бюджет занимает
центральное место в финансовой системе
любого государства, это имеющий силу
закона финансовый план государства (роспись доходов и
расходов) на текущий (финансовый) год.
Бюджетный кодекс
РФ (БК РФ) определяет бюджет как
«форму образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления».
Бюджетная система
- основанная на экономических отношениях
и государственном устройстве РФ,
регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета ,
бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов
государственных
внебюджетных фондов.
Согласно ст.
10 Бюджетного кодекса, бюджетная система
Российской Федерации состоит из бюджетов следующих
уровней:
- федерального бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов;
- бюджетов субъектов
РФ и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов;
- местных бюджетов .
В России в настоящее
время в структуре доходов федерального бюджета основная
масса - налоговые
доходы (свыше
60%) и меньшая часть, - неналоговые
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от
следующих федеральных налогов и
сборов, налогов, предусмотренных специальными
налоговыми режимами:
- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
- налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;
- налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
- налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
- акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
- акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 60 процентов;
- акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
- акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов;
- водного налога - по нормативу 100 процентов;
- государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) - по нормативу 100 процентов. Бюджетный кодекс