Налоговые льготы, система применения и основные тенденции льготного налогообложения в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Уход от налогов чаще всего совершается путем сокрытия дохода, грубого нарушения правил бухгалтерского или налогового учета, фальсификации учетных данных, непредставления или несвоевременного представления документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов или их уничтожения, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот. С другой стороны, налоговые льготы представляют собой один из основных инструментов налоговой политики, способствующий реализации регулирующей функции налогов и сборов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа налоговые льготы.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Примером нецелевого использования льгот могут служить  льготы бюджетным учреждениям. Согласно ст. 4 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" исключается обложение этим налогом бюджетных учреждений и организаций. Земля, используемая значительной частью государственных учреждений, также не подлежит налогообложению - от уплаты земельного налога освобождены, согласно ст. 12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю", в том числе и медицинские, образовательные, научные и спортивные учреждения.

Очевидно, что  данные льготы имели целью упрощение финансовых потоков (исключение налогообложения выделяемых из бюджета средств) и стимулирование развития образования, науки, здравоохранения и спорта. На практике многие учреждения предоставляют землю и помещения в аренду, в том числе и коммерческим организациям. В результате льгота распространяется и на арендаторов: учреждению нет необходимости включать в цену аренды налог на имущество. Наконец, сами бюджетные учреждения очень часто занимаются доходной деятельностью. В этом случае они получают преимущество перед аналогичными негосударственными организациями, вынужденным уплачивать налог на имущество.

Неэффективность льгот - это невыполнение ими своих  функций. Льгота может быть неэффективной  даже в том случае, когда предоставляется и используется по назначению. Особенно это актуально для стимулирующих налоговых льгот, когда льгота оказывает незначительное влияние на принятие налогоплательщиком тех или иных решений. К примеру, эффективность предоставляемых населению социальных и имущественных налоговых вычетов по подоходному налогу пока не представляется очевидной. В том случае, когда величина освобождения от уплаты налога намного меньше, чем произведенные налогоплательщиком расходы, значительного влияния на решение о необходимости таких расходов вычет оказать не может.

Несмотря на преобладание чисто социальных льгот, их обоснованность стоит под вопросом. Лишь 20% льгот реально попадают людям, нуждающимся в этом. Оставшиеся 80% поступают в бюджеты достаточно обеспеченных граждан. Такое положение приводит к незначительности влияния социальных льгот на сглаживание дифференциации населения по доходам. Большое количество получателей снижает среднюю величину льгот в денежном выражении, что негативно влияет на их эффективность.

Доказательством того, что действующая система социальных льгот является безадресной (в том смысле, что пользователями льгот должны быть те, кому они действительно нужны) является неприемлемо высокая дифференциация населения по получаемым доходам. Значение дифференциации более чем незначительно и ее уровень скорее подходит под определение бедной страны.

В настоящее  время часто возникает вопрос, к чему же может привести снижение количества льгот в стране. И на этот вопрос нет четкого и однозначного ответа. Ликвидация широкого перечня льгот позволит значительно упростить налоговую систему, сделать ее более упорядоченной и прозрачной. Появление дополнительных налоговых доходов в результате отмены льгот создает условия для снижения налоговых ставок. Ликвидация льгот по налогу на прибыль уже позволила снизить величину налоговой ставки сначала с 35% до 24%, а потом и с 24% до 20%. По оценке ФБК, полная отмена льгот по НДС позволила бы снизить налоговую ставку по данному налогу до 15%.

Ликвидация  налоговой льготы - это увеличение налогового бремени, снижение объемов свободных денежных средств налогоплательщика. Один из налоговых парадоксов состоит в том, что если введение льготы не всегда связано с положительным эффектом, то ее ликвидация может сопровождаться негативными эффектами, особенно ростом цен. Это объясняется желанием налогоплательщиков получить дополнительную прибыль, обосновывая ее необходимостью компенсировать убытки от уплаты ставшего более высоким для них налога. В результате в краткосрочном периоде может происходить рост цен и/или сокращение производства, однако в среднесрочной перспективе негативное влияние отмены льготы практически не ощущается.

Существует  множество проблем в сфере  установления и действия льгот, связанных  с повышением эффективности данного  инструмента государственной поддержки. С помощью налогов государство  действительно способно создать  более или менее благоприятные  и конкурентоспособные условия для деловых сфер. Но при этом происходит подавление других сфер. Поэтому переоценка государством социально-экономического значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушается свобода конкуренции и принцип справедливости. Следовательно, политика предоставления преференций должна способствовать реализации приоритетов, установленных государством в объективном порядке (имеется ввиду наличие четких критериев предоставления налоговых льгот, минимизирующих влияние групп специальных интересов).

Одна из главных  проблем, связанных с результативностью  льгот, -- отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле предоставления и реализации льгот. Существуют и объективные причины. Противоречивость и нестабильность экономической ситуации и правовой системы не могут не оказывать влияния на противоречивость и нестабильность льгот, которые во многом не упорядочены.

Льготы - это не только инструмент государственной поддержки, но и предмет особого внимания лоббистов, с помощью которых конкретные слои и группы добиваются выгодных для себя управленческих решений.

Наличие большого количества льгот и послаблений  неизбежно усложняет налоговую  систему и подрывает ее эффективность, лишает ее необходимой гибкости, поскольку налоговые льготы с трудом поддаются контролю.

Сторонники  упразднения льгот указывают  на то, что предоставление преференций  по уплате налогов предприятиям отдельных  отраслей, регионов, форм собственности  и страны происхождения, другим категориям налогоплательщиков, как правило, предполагает повышение налогового бремени остальных налогоплательщиков.

Действительно, ежегодный объем многочисленных налоговых льгот «превосходит 200 млрд руб.» . Поэтому нельзя не согласиться  с установками разработчиков  Кодекса на то, чтобы унифицировать льготы, резко сократить их число, сделать их более прозрачными и повысить их стимулирующую и регулирующую роль. Однако, как справедливо отмечается в литературе, прежде чем проводить эти преобразования, необходимо выработать их системную концепцию. В противном случае неизбежны произвольная отмена одних и появление других, новых (прежде всего связанных с преобладанием тех или иных лоббистских интересов) льгот.

Формирование  множественности налоговых режимов, высказанных в литературе, порождает многообразные возможности уклонения от уплаты налогов (путем трансферта прибыли из предприятий, не пользующихся преференциальным режимом, в предприятия, имеющие льготы).

Вместе c тем  в сегодняшнем виде система налоговых  льгот не обеспечивает в полной мере социальное регулирование и поддержку населения c низкими и средними доходами. Она ведет к еще большему социальному расслоению и увеличению социальной напряженности в обществе.

2.3 Налоговые  льготы как элемент налоговой  политики государства

Налоговая политика является одной из важных составляющих политики государства и призвана с учетом диктуемых рынком условий обеспечить сбалансированность государственных и частных интересов.

Налоговая система  в полной мере зависит от проводимой в государстве налоговой политики, ее законного оформления, т.е. отражения в актах высшей юридической силы соответствующих норм, устанавливающих, изменяющих либо прекращающих налоговую обязанность. При этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налогового правоотношения -- не только интересов государства, но и интересов налогоплательщиков.

Одним из значимых элементов налоговой политики являются налоговые льготы и поощрения, проблеме использования которых придается  важное значение как в теории права, так и в финансовом и налоговом праве. «В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль льгот резко возрастает. Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной, предпринимательской, финансовой, социальной, научно-технической, демографической, культурной, благотворительной и т.д. Налогообложение -- одна из главных функций Российского государства».

Под правовой льготой  понимается вторичное, субсидиарное право  на облегченные условия исполнения обязанности или сокращение числа  обязанностей.

Правовым льготам  присущи следующие признаки. Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения своих интересов в более благоприятный режим. Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации.

Характеризуя  правовые льготы, важно отметить, что  они в теории права рассматриваются как элемент прежде всего специального правового статуса лиц, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества.

Налоговые льготы предоставляются либо в целях  социального выравнивания материального  положения различных групп налогоплательщиков, материального вознаграждения за особые заслуги перед государством, либо для стимулирования тех или иных отраслей, производств, направлений коммерческой деятельности, поддержки отечественного товаропроизводителя, привлечения в страну иностранных инвестиций (офшорные зоны) и т.д. Кроме того, характеристики, присущие правовым льготам, можно расширить.

1. «Они воплощают  в себе принципы социальной  справедливости и равенства. Они  призваны компенсировать недостатки  формального равенства граждан.

2. Характер и содержание правовых льгот напрямую зависят от приоритетов государственной политики.

3. Правовые льготы -- это способ согласования интересов  личности и общества в целом,  средство создания правового  режима, разумно сочетающего интересы  всех участников общественных отношений.

4. В некоторых  случаях льготы можно рассматривать  как своеобразную плату государства  за свои ошибки, упущения, ненадлежащее  выполнение обязанностей».

Налоговое законодательство определяет налоговые льготы как  «предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками (плательщиками сборов), включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере». По мнению Конституционного Суда РФ, налоговые льготы -- это факультативный элемент налогообложения, т.е. их отсутствие не влияет на степень определенности налогового обязательства, однако значительно снижает гарантии его выполнения. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Как верно замечает В.Е. Кузнеченкова, в большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности. При этом основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп и государства.

Налоговые льготы являются законными средствами оптимизации  налогообложения, их использование не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Как указал КС РФ, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить их сумму, обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов.

Причем использование налоговой льготы --это право налогоплательщика. Поэтому по общему правилу субъект может не использовать льготу либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Налоговые льготы традиционно выступают в двух основных формах: как элемент налогообложения (структуры налога) и как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики.

До последнего времени  налоговые льготы являлись важным инструментом, посредством которого органы публичной  власти различных уровней осуществляли собственную налоговую политику. Однако далеко не всегда, устанавливая налоговые льготы, органы публичной власти могли обеспечить соответствующий уровень экономической обоснованности устанавливаемых налоговых льгот; в силу несовершенства законодательного регулирования этого института, а также отсутствия соответствующих критериев, позволяющих четко идентифицировать налоговые льготы, отграничивая их от других инструментов налоговой политики.

Устанавливая соответствующие  налоговые льготы, органы публичной власти далеко не всегда обладают возможностями обеспечить соответствующий уровень налогового администрирования. Нередко налоговые льготы устанавливались и использовались не вполне оправданно. В силу этих, а также ряда иных причин их использование в законодательстве, а также применение на практике соответствующих правовых норм, их устанавливающих, стало практически неуправляемым, что во многом способствовало отказу или, скорее, снижению использования налоговых льгот при осуществлении правового регулирования налоговых отношений.

На настоящий момент налоговые  льготы, к сожалению, не выполняют  в полной мере свои функции. Дальнейшее успешное развитие Российской Федерации  невозможно без обоснованных расчетов, позволяющих определить влияние  различных форм льготного регулирования на степень, уровень активности предпринимательской деятельности. Налоговые льготы это лишь один из способов стимулирования тех направлений экономического развития, которые необходимы государству.


Информация о работе Налоговые льготы, система применения и основные тенденции льготного налогообложения в современной России