Налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 08:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение налоговых правонарушений и характеристика мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Цель достигается путем решения следующих задач:
Дать понятие налогового правонарушения
Изучить виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
Проанализировать налоговые санкции и их применение.

Вложенные файлы: 1 файл

налоги и налогообложение.doc

— 3.35 Мб (Скачать файл)

Ю.А. Крохиной считает, что при продлении указанного срока выносится мотивированное определение, а по результатам рассмотрения дела - постановление или о назначении административного взыскания, или о прекращении производства по делу об административном правонарушении»15. 

Уголовная ответственность наступает за наиболее тяжкие деяния в сфере налогообложения и предусмотрена УК РФ. Необходимо заметить, что во многих странах уголовные санкции за налоговые преступления устанавливаются нормами налогового, а не уголовного законодательства. В нашей стране УК РФ содержит три состава налоговых преступлений, предусматривающих уголовную ответственность16. 

1) Уклонение от уплаты налогов  и/или сборов с организации (ст. 199 УК РФ). Объектом посягательства являются финансовые интересы государства и общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, поступающих от организаций. Предметом посягательства выступают установленные налоги и/или сборы. Уголовная ответственность наступает только при условии достижения предельного размера неуплаченных налогов и сборов. Устанавливается дифференцированно и зависит от суммы неуплаты. 

2) Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ). Объектом посягательств, по мнению Л.Г. Востриковой, являются финансовые интересы государства и общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, поступающих от налоговых агентов. Субъектом посягательства – лица, выполняющие на законном основании обязанности налоговых агентов. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, а мотивом выступают личные интересы (коммерческий расчет и выгода, корысть и пр.).17

3) Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и/или сборов (ст. 199.2 УК РФ).  Объектом преступного посягательства являются финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет денежных средств (имущества), поступающих от налогоплательщиков-недоимщиков. Предмет посягательства - наличные и безналичные денежные средства, как в валюте РФ, так и иностранной валюте, а также иное имущество. Объективная сторона преступления - сокрытие денежных средств и/или имущества организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. Размер денежных средств, либо имущества должен быть достаточно крупным – это обязательный элемент объективной стороны. Субъектами преступного посягательства являются руководители организаций, а также лица выполняющие управленческие функции; собственники организации и индивидуальные предприниматели. Субъективная сторона характеризуется наличием прямого умысла. 

За последние несколько лет указанные нормы претерпели следующие изменения:

а) абзац второй части первой ст. 199 УК РФ после слов «за период от одного года до двух лет,» дополнить словами «либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,»;

б) абзац четвертый части второй после слов «за период от одного года до трех лет» дополнить словами «, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,»;

119) в статье 199.1:

а) абзац второй части первой после слов «за период от одного года до двух лет,» дополнить словами «либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,»;

б) абзац второй части второй после слов «за период от двух до пяти лет» дополнить словами «, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,»;

120) абзац второй статьи 199.2 после  слов «за период от восемнадцати месяцев до трех лет» дополнить словами «, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,».

 

 

3 НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

По мнению С.В. Запольского, налоговые санкции представляют собой внешнее проявление государственного принуждения за совершение налогового правонарушения. При этом налоговая санкция и налоговая ответственность являются взаимосвязанными категориями18.

Санкции подразделяются на правовосстановительные, основное направление которых - устранение причиненного вреда или восстановление нарушенных прав; штрафные (карательные) санкции, которые выражаются в предупреждении налогового правонарушения.

Налоговая санкция отражена в законодательстве только в виде штрафа (денежного взыскания), размер которого определяется характером совершаемых нарушений. Налоговые санкции устанавливаются в виде штрафов как в твердой денежной сумме, так и в процентном соотношении к определенной расчетной сумме.

Налоговые санкции подлежат взысканию за каждое правонарушение в отдельности. Взыскание налоговых санкций осуществляется после взыскания недоимок и пеней по налогам и сборам (ст. 114 НК РФ)19.

Размеры штрафов устанавливаются  НК РФ. Размер штрафа уменьшается не менее чем в два раза, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства20 (ст. 114), и увеличивается на 100% при наличии отягчающих обстоятельств. При совершении одним лицом двух и более правонарушений, налоговые санкции взыскиваются за каждое, и без поглощения менее строгой более строгой санкции.

Сумма штрафа, присужденного за нарушение законодательства о налогах и сборах, которое повлекло задолженность, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика или налогового агента после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности вместе с пенями в очередности, которая установлена гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговые санкции могут быть взысканы только в судебном порядке21 (ст. 115 НК РФ).

Закон ограничивает срок обращения налоговых органов в суд о взыскании налоговой санкции шестью месяцами со дня обнаружения налогового правонарушения, отраженного в соответствующем акте. Если было отказано в возбуждении уголовного дела или оно прекращено, то срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела налоговым органом. Указанный срок с 1 января 2007 года не имеет пресекательного характера, то есть может быть восстановлен.

Ю.А. Крохина отмечает необходимость различать санкции, непосредственно определенные в НК РФ, и санкции, являющиеся таковыми в силу своей юридической сущности22. Имеется в виду соотношение налоговых санкций и налоговых недоимок и пеней. Взыскание недоимок и пеней имеет компенсационный и правовосстановительный характер и имущественную форму. Соответственно, по мнению указанного автора, и недоимка, и пеня являются мерами ответственности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основополагающим нормативным источником института налогового правонарушения является НК РФ. Налоговым кодексом и кодексом об административных правонарушениях предусмотрены в основном санкции имущественного характера.

Взыскание имущества не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, а представляет собой законное изъятие некоторой его части, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Чтобы обеспечить выполнение этой публичной обязанности и возместить ущерб, понесенный казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения на случай несоблюдения законных требований государства.

Такие меры могут быть:

  • Правовосстановительными - обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов;
  • Штрафными - возлагают в качестве наказания (меры ответственности) на нарушителей дополнительные выплаты.

Рассмотрев налоговые правонарушения и характер ответственности за нарушение налогового законодательства, проанализировав общие положения об ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, отдельные виды правонарушений, предусмотренных НК РФ, а так же возможность привлечения к ответственности за нарушение законодательства, можно сделать вывод о том, что на современном этапе Налоговое законодательство Российской Федерации все еще находится в стадии формирования, в том числе нормы регулирующие ответственность за нарушение законодательство о налогах и сборах. Объясняется это тем, что сфера налоговых правоотношений является одной из самых динамичных. Экономическая деятельность включает в себя огромное разнообразие ситуаций, каждая из которых, требует своего подхода, и вместе с тем должна рассматриваться в строгом соответствии законом.   
                

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.05.2014) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
    2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
    3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.05.2014) // Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
    4. Вострикова Л.Г. Финансовое право. Учебник для вузов, 2-е изд. перераб. и дополн. – М.: Юстиницинформ, 2009. –297 с. 
    5. Евтеева М.Ю. О практике применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации // Вестник Высшего Арбитражного Суда, № 4, 2009.
    6. Крохина Ю. А. Финансовое право России : учебник / Ю. А. Крохина. — 3е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2008. — 720 с.
    7. Короткова Л.А. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения //Налоговый вестник, № 9, 2008
    8. Пепеляев С.Г. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений // Налоговый вестник, № 1,2,3, 2009
    9. Финансовое право: учебник / отв. ред. и авт. предисл. -проф. С.В. Запольский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юридическая фирма «Контракт»; Болтере Клувер, 2011.- 792 с.

 

 

1 Крохина Ю. А. Финансовое право России : учебник / Ю. А. Крохина. — 3е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2008. — С. 529

2 Финансовое право: учебник / отв. ред. и авт. предисл. - проф. С.В. Запольский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юридическая фирма «Контракт»; Болтере Клувер, 2011. - С.403

3 Крохина Ю. А. Финансовое право России : учебник / Ю. А. Крохина. — 3е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2008. — С. 531

4 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

5 Финансовое право: учебник / отв. ред. и авт. предисл. - проф. С.В. Запольский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юридическая фирма «Контракт»; Болтере Клувер, 2011. - С.404

6 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

7 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

8 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

9 Пепеляев С.Г. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений // Налоговый вестник, № 1,2,3, 2009. – С. 11-14

10 Короткова Л.А. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения //Налоговый вестник, № 9, 2008. – С. 34

11 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

12 Евтеева М.Ю. О практике применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации // Вестник Высшего Арбитражного Суда, № 4, 2009. – С. 28

13 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.05.2014) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

14 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.05.2014) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

 

15 Крохина Ю.А. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2008. – С. 538.

16 См.: "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.05.2014) // Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954

17 Вострикова Л.Г. Финансовое право. Учебник для вузов, 2-е изд. перераб. и дополн. – М.: Юстиницинформ, 2009. – С. 284. 

18 Финансовое право: учебник / отв. ред. и авт. предисл. - проф. С.В. Запольский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юридическая фирма «Контракт»; Болтере Клувер, 2011. - С.419

19 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

20 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

Информация о работе Налоговые правонарушения