Налоговые правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - определение основных участников налоговых правоотношений и их прав и обязанностей.
Задачами работы является:
1. Определение основных участников налоговых правоотношений.
2. Установление прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений.
В первой главе рассматриваются понятия и классификации участников налоговых правоотношений: налогоплательщиков и налоговых органов.. Во второй главе рассматривается представительство в налоговых правоотношениях и виды представительства: законный и уполномоченный.
В третьей главе рассматриваются иные основные участники налоговых правоотношений: банки и налоговые агенты.

Вложенные файлы: 1 файл

Правовой статус налоговых органов.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)


Введение

Налоговые правоотношения - это урегулированные  нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие  по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, её субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ Конституция РФ. - 1993. -12 декабря. разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти Налоги и налоговое право. - 2006. - 6с..

Установленные в законном порядке налоги реализуются через  налоговые правоотношения, которые  возникают по поводу взимания этих налогов с организаций и физических лиц.

Основным содержанием  налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика  внести в бюджетную систему или  внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в  предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов - обеспечить уплату налогов.

Невыполнение налогоплательщиками  своей обязанности влечет за собой  причинение материального ущерба государству  или муниципальному образованию, ограничивает их возможности по реализации своих функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия лиц, допустивших такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение таких обязанностей.

Цель данной работы - определение  основных участников налоговых правоотношений и их прав и обязанностей.

Задачами работы является:

1. Определение основных  участников налоговых правоотношений.

2. Установление прав  и обязанностей этих участников  налоговых правоотношений.

В первой главе рассматриваются  понятия и классификации участников налоговых правоотношений: налогоплательщиков и налоговых органов..

Во второй главе рассматривается  представительство в налоговых  правоотношениях и виды представительства: законный и уполномоченный.

В третьей главе рассматриваются  иные основные участники налоговых правоотношений: банки и налоговые агенты.

 

Глава 1. Понятие и классификация  участников налоговых правоотношений

§1. Налогоплательщики, как  участники налоговых правоотношений

Налогоплательщики - организации  и физические лица, на которых в  соответствии с Налоговым Кодексом Налоговый Кодекс РФ. - 1998. - 16 июля. возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Основу налогово-правового статуса налогоплательщиков составляет совокупность закрепленных налоговым законодательством субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения.

Налогоплательщики имеют  право:

- получать от налоговых  органов по месту учета бесплатную  информацию;

- получать от Минфина  РФ письменные разъяснения по  вопросам применения законодательства  РФ о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления - по вопросам применения регионального законодательства и муниципальных нормативно-правовых актов о местных налогах и сборах;

- использовать налоговые  льготы;

- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

- на своевременный  зачет или возврат сумм излишне  уплаченных либо излишне взысканных  налогов, пени, штрафов;

- представлять свои  интересы в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя;

- присутствовать при  проведении выездной налоговой  проверки;

- получать копии акта  налоговой проверки и решении  налоговых органов, а также  налоговые уведомления и требования  об уплате налогов;

- требовать от должностных  лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства;

- не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов и их должностных лиц;

- обжаловать акты налоговых  органов и действия (бездействие)  их должностных лиц.

Налогоплательщики - организации  и индивидуальные предприниматели - помимо этих обязанностей, должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

- об открытие или  закрытие счетов - в десятидневный  срок;

- о всех случаях  участия в российских и иностранных  организациях - в срок не позднее  одного месяца со дня начала такого участия;

- о всех обособленных  подразделениях, созданных на территории  РФ, - в срок не позднее одного  месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

- о прекращении своей  деятельности, объявлении несостоятельности  (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

- об изменении своего  места нахождения - в срок не  позднее десяти дней с момента  такого изменения.

Налогоплательщикам гарантируется  административная и судебная защита их субъективных прав и законных интересов. Отличие субъективных прав от законных интересов: субъективные права всегда закрепляются нормативно;

Законные интересы представляют собой любые правомерные возможности (право на признание действий добросовестными, право применять налоговое законодательство наиболее выгодным способом), реализация которых не запрещены налоговым законодательством. Поскольку законные интересы не оформлены нормативно, государство юридически не обязано содействовать их реализации. С другой стороны, законные интересы наряду с субъективными правами можно защищать в административном или судебном порядке.

Юридические обязанности  налогоплательщиков:

- уплачивать законно  установленные налоги;

- встать на учет  в налоговых органах;

- вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

- представлять в налоговый  орган по месту своего учета  налоговые декларации по тем  налогам, которые они обязаны  уплачивать, а также бухгалтерскую  отчетность;

- представлять налоговым  органам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

- выполнять законные  требования налогового органа  об устранении выявленных нарушений,  а также не препятствовать  законной деятельности должностных  лиц налоговых органов при  исполнении ими своих служебных  обязанностей;

- предоставлять налоговому  органу необходимую информацию  и документы;

- в течение четырех  лет обеспечивать сохранность  данных бухгалтерского учета  и других документов, необходимых  для исчисления и уплаты налогов.

Обязанность налогоплательщика  по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательным актом о налогах и сборах. Так, основанием возникновения обязанности уплатить какой-либо налог является, прежде всего, наличие у него соответствующего объекта налогообложения. Другие обязанности связаны и обусловлены этой основной обязанностью.

Неспособность юридического лица - коммерческой организации или  индивидуальных предпринимателей уплаты налогов является основанием для  признания этого лица в установленном законом порядке банкротом. Если юридическое лицо ликвидируется в судебном порядке или по решению собственника, то обязанность уплаты недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию.

§2. Налоговые органы

В соответствии с действующим  налоговым законодательством налоговыми органами являются Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения, а также органы налоговой полиции. Министерство РФ по налогам и сборам образует единую централизованную систему инспекционных органов, входящих в систему центральных органов государственного управления и осуществляющих контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных налоговых платежей.

Полномочия таможенных органов и обязанностью их должностных  лиц в области налогообложения и сборов предусмотренные ст.33 НК РФ. Ст.34 НК РФ определяет в целом статус таможенных органов в области налогообложения и сборов. Таким образом, в Кодексе впервые закреплена норма, что таможенные органы в определённых случаях обладают определёнными полномочиями налоговых органов Налоговые органы и налогоплательщики. - 2007. - 58с..

В соответствии с Таможенным кодексом РФ Таможенный Кодекс РФ. - 2003. - 25 апреля. при пересечении таможенной границы России в определённых случаях  подлежат уплате налоги (НДС и акцизы) и сборы (таможенная пошлина). Данные таможенные платежи являются предметом регулирования как Таможенного, так и НК. Соответственно деятельность таможенных органов в деле взимания данных "пограничных" налогов и сборов регулируется как ТК, так и НК, а также федеральными законами о налогах и сборах и иными федеральными законами. Причём НК и федеральные законы о налогах и сборах применяются к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой данных таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц только в случаях, прямо предусмотренных НК.

В целом говоря о полномочиях  таможенных органов в сфере налогообложения, необходимо отметить, что в своей  деятельности таможенные органы руководствуются  в первую очередь таможенным законодательством и лишь в случаях, предусмотренным НК, - законодательством о налогах и сборах.

Налоговые органы в своей  деятельности руководствуются конституцией, НК РФ и другими федеральными законами, законодательными актами РФ, нормативными актами Президента и Правительства РФ, нормативными актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Анализ установленных  Кодексом прав налоговых органов  позволяют сделать вывод, что  перечень данных прав по сравнению  с нормами значительно расширен. К числу прав налоговых органов относится:

1.Право требовать от  налогоплательщика документы, служащие  основаниями для исчисления и  уплаты налогов, и документы,  подтверждающие правильность исчисления  и своевременность уплаты налогов.

2.Право проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ

3.Право изымать по  акту при проведении налоговых  проверок у налогоплательщика  или иного обязанного лица  документы, свидетельствующие о  совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

4.Право вызывать на  основании письменного уведомления  в налоговые органы налогоплательщиков  и иных обязанных лиц для  дачи пояснений в связи с  уплатой (перечислением) ими налогов. Таким образом, налоговым органам предоставляется право не только получать от налогоплательщиков необходимые объяснения по вопросам, возникающим при проверках, как это предусмотрено действующим законодательством, но и вызвать их или иных обязанных лиц для дачи пояснений непосредственно в налоговые органы.

5.Право проводить при  налоговой проверке инвентаризацию  имущества, принадлежащего налогоплательщику.  Из этого следует, что налоговые  органы при налоговой проверке  будут в праве осуществлять проверку фактического наличия имущества у налогоплательщика и сравнить полученной при проверке результат с данными бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждаются совместно Минфином и Министерством РФ по налогам и сборам. В настоящее время проверка фактического наличия имущества налогоплательщика осуществляется на основании представляемых налогоплательщика документов (балансов, инвентаризационных описей, актов инвентаризации и т.д.).

6.Право налагать арест  на имущество налогоплательщиков  и иных обязанных лиц в порядке,  предусмотренном Кодексом. Согласно  ст.72 Кодекса арест имущества  является одним из способов  обеспечения исполнения обязанностей  по уплате налогов и сборов.

Порядок и условия наложения ареста на имущество налогоплательщика устанавливаются 11 главой кодекса. В настоящее время налоговые органы таким правом не обладают, указанные полномочия предоставлены федеральным органам налоговой полиции (ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 г. № 5238 - 1 " О федеральных органах налоговой полиции" Закон РФ от 24.06.93 г. №5238 - «О федеральных органах налоговой полиции».), но так как органы налоговой полиции были расформированы этими правами стало обладать Минфин РФ и Министерство РФ по налогам и сборам.

7.Право определять  суммы налогов, подлежащие внесению  налогоплательщиками в бюджет. В  случаях отказа налогоплательщика  допустить должностных лиц налогового  органа к осмотру территорий  и помещений, используемых налогоплательщиком  для извлечения доходов, либо нарушение установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, налоговые органы в праве требовать от налогоплательщиков или иных обязанных лиц устранение выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

8.Право взыскивать  недоимки по налогам и взыскивать  пени в порядке установленном  НК РФ.

Информация о работе Налоговые правоотношения