Налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономки. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства и социально-экономические параметры страны.

Налоговая система должна быть гармоничной и соответствовать уровню экономического развития государства.

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………..………………….……………..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК…………………………………..……………………..……………..5

1.1. Сущность, цели и правила проведения налоговых проверок…………..…6

1.1.1. Камеральная налоговая проверка………………………………………....5

1.1.2. Выездная налоговая проверка……………………………………….….…8

1.2. Нормативно-правовая база проведения налоговых проверок.…..……….11

1.3. Зарубежный опыт проведения налоговых проверок……………………...13


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В РОССИИ……………………………………………………………………….....17

2.1. Методика проведения налоговых проверок………………………………17

2.2. Анализ доначислений налоговых платежей по итогам камеральной налоговой проверки……………....………………………………..…..………...19

2.3. Анализ доначислений налоговых платежей по итогам выездной налоговой проверки …………………………………………………………......21
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК……………………………………………………..24

3.1. Совершенствование камеральных налоговых проверок…………………24

3.2. Совершенствование выездных налоговых проверок …………….............26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………30

Вложенные файлы: 1 файл

налоговые проверки (2).doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

     Решение должно содержать:

  • Наименование налогового органа;
  • Номер решения и дату его вынесения;
  • Наименование налогоплательщика или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);
  • Идентификационный номер налогоплательщика;
  • Период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;
  • Вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);
  • Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам);
  • Подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина;

     Наличие решения – единственное основание  для допуска лиц, проводящих проверку, к проведению выездной налоговой  проверки.

     Отсутствие  хотя бы одного реквизита в тексте решения является основанием для  недопуска проверяющих к проведению проверки [7]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Нормативно-правовая база проведения налоговых проверок

         Проведение  налоговых проверок регулируется следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  3. Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.
  4. Инструкция "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесении решения по результатам рассмотрения ее материалов" N 52 от 31 марта 1999 года.
  5. Федеральный закон от 8 июля 1999 года "Об административной ответственности юридических лиц (организации) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
  6. Приказ МНС РФ от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 «Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок».
  7. Регламент планирования и подготовки документальных проверок соблюдения налогового законодательства.
  8. Федеральный закон РФ от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (с изменениями и дополнениями).

     В соответствии со ст. 15 « Конституция  Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ». Согласно ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

     В соответствии со ст. 1 НКРФ «законодательство  Российской Федерации о налогах  и сборах состоит из настоящего Кодекса  и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах».

     Налоговый кодекс РФ дает право налоговым органам проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Министерством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.

     В 1997 году Государственная налоговая  служба РФ приняла Регламент планирования и подготовки документальных проверок соблюдения налогового законодательства, в соответствии с которым стали проводиться камеральные проверки. В положениях Регламента впервые цели и задачи камеральной проверки, даны конкретные методические рекомендации по ее проведению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Зарубежный  опыт проведения налоговых проверок (на примере США)

     Контроль  за своевременностью и правильностью  исчисления и уплаты налогов является одной из основных функции налогового ведомства любой страны.

     Федеральная налоговая служба (ФНС) США построена  по территориально-функциональному  принципу. В ее составе находятся 10 центров обслуживания (service centers) и 33 окружных инспекции (district offices).

     Аналог  МНС России в Соединенных Штатах Америки — Служба внутренних доходов. Она является одной из самых могущественных государственных структур.

     В арсенал налоговых инспекторов США входят различные методы контроля. Но прежде чем рассказать о них, отметим, что все эти методы подчиняются ряду общих правил.

     Во-первых, налоговая проверка начинается с  того, что налоговый инспектор  направляет в адрес налогоплательщика решение о проверке. Если налогоплательщик не согласится с полученным решением, налоговый инспектор может инициировать проверку через суд.

     Во-вторых, по законодательству США Служба внутренних доходов (далее — СВД) обязана  строго соблюдать права и законные интересы налогоплательщиков. Это означает, например, что СВД не может проводить налоговую проверку налогоплательщика по непредусмотренным основаниям или с нарушением таких оснований.

     В-третьих, в рамках проведения проверки налоговых  деклараций СВД имеет право проверять документы бухгалтерского учета и принимать объяснения как самого налогоплательщика, так и третьих лиц. Если в рамках проводимой проверки налоговый инспектор принял решение проверить бухгалтерские документы третьих лиц, он должен сообщить об этом проверяемому налогоплательщику.

Виды  проверок:

     В США существует три вида налоговых  проверок:

     1) заочная (проводится путем направления  документов в Контрольное управление  СВД по почте);

     2) камеральная (проводится по месту  нахождения СВД);

     3) выездная (проводится по месту  нахождения налогоплательщика).

     Выбор вида налоговой проверки зависит  от комплекса и сложности поставленных вопросов. Как правило, камеральные  налоговые проверки проводятся только в отношении налоговых деклараций и не затрагивают текущие вопросы  осуществления налогоплательщиком своей деятельности.

     Камеральные проверки проводятся в СВД налоговыми аудиторами. В инициативном письме, направляемом налогоплательщику, содержится просьба о встрече с налоговым аудитором в офисе СВД. Как правило, в таком письме указывается, какие конкретно документы должен представить налогоплательщик налоговому аудитору.

     Выездные налоговые проверки предназначены для оценки наиболее сложных налоговых деклараций физических и юридических лиц и проводятся в месте осуществления налогоплательщиком своей деятельности. Выездные проверки предполагают комплексный анализ правильности и полноты уплаты нескольких видов налогов. Подобные проверки проводят налоговые инспекторы, которые по сравнению с налоговыми аудиторами являются более опытными и квалифицированными специалистами.

     Время и место проведения налоговой  проверки определяет СВД с учетом конкретных обстоятельств. Критерии обоснованности выбора места и времени для  проведения собеседования с налогоплательщиком и проверки документов бухгалтерского учета и отчетности определены инструкциями СВД. В соответствии с этими инструкциями инспекторам рекомендовано назначать налоговые проверки на рабочие дни и в рабочее время. Важно, что при этом они не должны учитывать какие-либо особенности бизнеса налогоплательщика. Но во избежание сложностей СВД должна согласовывать с налогоплательщиком время проведения проверки.

     Налоговый инспектор самостоятельно выбирает, какую именно налоговую проверку проводить — камеральную или выездную. При этом он руководствуется собственными представлениями, какой вид проверки наиболее эффективен и целесообразен.

     По  законодательству США при проведении налоговой проверки СВД практически  ничем не ограничена в возможности  истребовать у налогоплательщика  различные документы и иные источники  информации. Так, помимо бумажных носителей  налоговый инспектор может оценивать  и иные материальные носители информации (например, аудио- и видеозаписи и др.). На практике случается, что суды признают неправомерным истребование у налогоплательщика документов, которыми СВД уже обладала. Впрочем, существуют и прямо противоположные судебные случаи.

     Что касается срока представления тех  или иных документов для проверки, то с момента соответствующего запроса  и до момента предоставления запрашиваемых  документов должно пройти как минимум  десять дней.

     В соответствии с Налоговым кодексом США если гражданин, который вызван налоговым инспектором для дачи показаний, а также для предоставления каких-либо документов, отказывается явиться, то районный суд США может обязать его подчиниться требованиям инспектора. Кроме того, за отказ выполнить требования налогового инспектора суд может привлечь налогоплательщика как к гражданско-правовой, так и к уголовной ответственности.

     Служба  внутренних доходов США намерена увеличить число налоговых проверок налогоплательщиков с уровнем дохода более 100 тысяч долларов в год, а также налогоплательщиков, имеющих собственный бизнес (self-employed). Особое внимание будет уделено американским налогоплательщикам, совершающим финансовые операции за рубежом.

     Как заявил глава Службы внутренних доходов США Марк Эверсон, ужесточение налоговых проверок необходимо, чтобы гарантировать, что налоговое бремя справедливо распределяется между группами налогоплательщиков с разным уровнем дохода. Аудиторы обещают принять меры против компаний и физических лиц, которые используют незаконные схемы налогового планирования и реализуют сложные финансовые операции с единственной целью ухода от налогов.

     В период с 30 сентября 2004 года по 30 сентября 2005 года Служба внутренних доходов  США проверила отчетность 1,2 миллиона индивидуальных налогоплательщиков по уплате подоходного налога. Количество проверок увеличилось на 20 процентов в сравнении с предыдущим годом. Вместе с тем статистика свидетельствует о том, что налогоплательщики с уровнем дохода более 100 тысяч долларов в год редко подвергаются проверкам. В 2005 финансовом году аудиторы проверили лишь 1,58 процента таких налогоплательщиков, в 2004 финансовом году - 1,25 процента [14].

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В РФ

2.1. Методика проведения налоговых проверок

     Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов. Налоговой проверкой могут  быть охвачены только три календарных  года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

     Если  при проведении камеральных и  выездных налоговых проверок у налоговых  органов возникает необходимость  получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

     Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

     Повторная выездная налоговая проверка в порядке  контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований настоящей статьи [2]. 

     К общим правилам проведения налоговых  проверок относятся:

  • Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;
  • Запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период;
  • В том случае, если организация-налогоплательщик реорганизуется или ликвидируется, правило об ограничении проверок   не применяется. Повторная проверка может быть проведена также и в порядке контроля за деятельностью налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдением требований, предъявляемых к проведению проверки [11].

Информация о работе Налоговые проверки