Налоговые риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 17:06, доклад

Краткое описание

Налоговому риску присуще следующие основные характеристики:
1) он является неотъемлемой составной частью финансового риска;
2) он связан с соблюдением, изменением и обоснованностью правок в налоговое законодательство;
3) налоговый риск может распространяться на всех участников налоговых правоотношений;
4) налоговый риск в отличии от других видов рисков всегда имеет негативный характер.

Вложенные файлы: 1 файл

nalogovie_riski_nalogoplatelshchika_i_puti_ih_minimizatsii_5.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

 

По-своему трактуют понятие налоговых рисков налогоплательщики  и государства в лице уполномоченных органов. Налоговый риск со стороны  налогоплательщика – вероятность (угроза) доначисления ему налогов (сборов), пеней и штрафов в ходе налоговой проверки из-за возникших разногласий между налогоплательщиками и налоговиками в трактовке налогового законодательства, которая может обернуться для хозяйствующего субъекта действительным возрастанием налогового бремени. К налоговым рискам не следует относить  потери, возникающие из-за арифметических ошибок или нечеткого понимания отдельных норм законодательства. Для налогоплательщика налоговый риск означает риск возрастания налоговой нагрузки в силу того, что налоговый орган может признать рассматриваемую сделку недействительной (притворной или мнимой), объявить незаконным начисление налогов, которое сам налогоплательщик рассматривал как законное.

Налоговый риск с точки  зрения государства в лице его  уполномоченных органов – это  вероятность (угроза) недополучения  налогов в бюджет и государственные внебюджетные фонды из-за задействования налогоплательщиками методов минимизации налогообложения, возможных в силу тех или иных недостатков в налоговом законодательстве

Таким образом, под налоговым риском следует понимать вероятность возникновения в процессе налогообложения для субъектов налоговых правоотношений финансовых и других потерь, вызываемых изменением, несоблюдением, незнанием налогового законодательства, а также его недостаточной правовой проработки

Налоговому риску присуще следующие основные характеристики:

  1. он является неотъемлемой составной частью финансового риска;
  2. он связан с соблюдением, изменением и обоснованностью правок в налоговое законодательство;
  3. налоговый риск может распространяться на всех участников налоговых правоотношений;
  4. налоговый риск в отличии от других видов рисков всегда имеет негативный характер.

2.1 Виды рисков

1 По субъектам, несущим налоговые риски: налоговые риски государства, налогоплательщиков, налоговых агентов, взаимозависимых лиц.  
2. Исходя из факторов, определяющих налоговые риски: внешние и внутренние (либо систематические и несистематические). Для организации-налогоплательщика могут существовать обе группы рисков: внешние могут возникать по причинам, вызванным изменениями в условиях налогообложения, внутренние — по причинам неэффективной налоговой политики самого хозяйствующего субъекта. Для государства в целом также можно подразделить налоговые риски на внешние и внутренние. Внешние будут обусловлены действием международных договоров в области налогообложения, деятельностью офшорных зон и предлагаемых ими условий и т. д., внутренние — деятельностью законодательных и исполнительных органов власти, осуществляющих функции государства в процессе налогообложения, а также налогоплательщиков. 
3. По объекту связи с другими видами рисков: риском упущенной выгоды, риском потерь материальных и нематериальных ценностей, риском неплатежеспособности, инвестиционным риском и др. Поскольку содержание налогового риска раскрывается применительно к конкретным ситуациям, содержащим риск, и объектам их проявления, можно сказать, что для организации-налогоплательщика налоговые издержки являются одним из таких объектов, тесно взаимосвязанным с другими объектами рисков. 
4. По виду последствий: риски налогового контроля, риски усиления налогового бремени, риски уголовного преследования налогового характера. Риски налогового контроля, в свою очередь, могут быть подразделены на риски «обычного» налогового контроля и риски «заказного» налогового контроля. К первому виду названных рисков относятся риски контроля со стороны территориальных налоговых органов в рамках их обычной деятельности. Риски второго вида могут быть инициированы правоохранительными органами или отдельными высокими руководителями в рамках «политического заказа», являются форс-мажором и не могут быть определены достаточно точно.  
К рискам усиления налогового бремени можно было бы отнести рост налоговых баз как вследствие изменения методологии их исчисления, так и в связи с их динамикой, связанной с расширением объемов хозяйственной деятельности. 
Риски уголовного преследования обусловлены тем, что для руководителей организаций-налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство, существует вероятность возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности.  
Однако, данный вид рисков не может быть в полной мере распространен на саму организацию-налогоплательщика (можно лишь косвенно оценить его последствия). 
5. По величине возможных потерь: допустимые, критические и катастрофические риски. Так, примером критического налогового риска для хозяйствующего субъекта является предъявление штрафных санкций в совокупности с основной суммой налога, представляющих угрозу платежеспособности организации-налогоплательщика, примером катастрофического риска — само существование этой организации. 
Мероприятия по снижению налогового риска

Предприятие не может по своему усмотрению изменять налоговое, бухгалтерское или какое-либо иное законодательство. Иными словами, у него отсутствует возможность  управлять налоговыми рисками непосредственно  через внешние факторы. Однако необходимо своевременно отслеживать изменения этих факторов и принимать соответствующие меры по их учету при осуществлении деятельности, осуществлять мониторинг состояния расчетов с бюджетом по налогам и т.д.

Можно рекомендовать  следующие меры, способствующие снижению налогового риска :

1. Мероприятия  по снижению налогового риска  непосредственно на предприятии:

  1. организация работы по учету налогового риска при принятии управленческих решений;
  2. повышение квалификации специалистов, принимающих решения, связанные с осуществлением налогообложения, и ведущих налоговый учет;
  3. регулярное отслеживание изменений налогового и бухгалтерского законодательства;
  4. разработка мероприятий по снижению налогового риска при формировании учетной политики предприятия;
  5. управление выполнением налоговых обязательств;
  6. учет налогового риска при инвестировании;
  7. создание резерва под обеспечение возможных штрафных санкций и пени в качестве меры самострахования;
  8. применение способа переплаты;
  9. мониторинг налоговых ошибок (периодическое их выявление и исправление ошибок).

2. Систематическая  работа с налоговыми органами:

  1. обращение в сложных (неоднозначных) ситуациях в налоговые органы за письменными разъяснениями;
  2. снижение вероятности конфликтов с налоговой инспекцией;
  3. проведение сверок по состоянию расчетов по налогам.

3. Работа  с контрагентами:

  1. экспертиза бухгалтером договоров, заключаемых предприятием с партнерами;
  2. раскрытие информации о состоянии налоговых расчетов в финансовой отчетности.

Рассмотрим  наиболее важные направления работы по снижению влияния налоговых рисков.

Организация работы по учету налоговых рисков при  принятии управленческих решений. Организация  работы по ведению расчетов по налогам (в зависимости от объема данной работы) может быть осуществлена следующими способами:

  1. выделена группа, которая осуществляет налоговый учет, в структуре бухгалтерской службы;
  2. в штат введена должность бухгалтера-специалиста по налоговым расчетам;
  3. налоговый учет ведет главный бухгалтер;
  4. налоговый учет ведет лично руководитель;
  5. на договорных началах ведение налогового учета осуществляет специализированная организация (аутсорсинг).

Субъекты малого предпринимательства и предприятия, имеющие небольшие объемы деятельности, могут использовать способы ведения  налогового учета, предусмотренные  в п. 3—5. В крупных и средних  организациях, учитывая трудоемкость налоговых расчетов, целесообразно воспользоваться первым и вторым вариантами ведения налогового учета .

Необходимо  отметить, что комплексный подход налогоплательщика к уменьшению налоговых рисков позволяет не только их выявлять, но и, возможно, устранять их вероятные последствия.

 

 


Информация о работе Налоговые риски