Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:09, доклад
Налоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Содержание налогового контроля включает:
- наблюдение за подконтрольными объектами;
- прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;
- принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;
Налоговый контроль
Налоговый контроль
– это установленная
- наблюдение за подконтрольными объектами;
-
прогнозирование, планирование, учет
и анализ тенденций в
-
принятие мер по
-
выявление виновных и
2 СЛАЙД: Согласно статьи 82 части первой НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.
3 СЛАЙД: Субъектами налоговых проверок являются министерства, ведомства, государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
4 СЛАЙД: Объекты налоговых проверок – денежные документы, бухгалтерские регистры и отчетность, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
5 СЛАЙД: Виды налоговых проверок по различным основаниям:
I. По форме проведения:
- камеральные
- выездные
II. По срочности:
- плановые
- внеплановые
III. По способу контроля:
- сплошные
- выборочные
IV. По методу установления достоверности:
- формальные и арифметические
- встречные
6 СЛАЙД: Процессуальные правила и условия проведения налоговых проверок закреплены в ст. 87-89 НК РФ. Для налоговой проверки установлено ограничение в виде трехгодичного периода деятельности налогоплательщика, предшествовавшего году проведения проверки. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки регулируются ст. 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации и необходимых документов.
7 СЛАЙД: Основными задачами камеральной проверки являются:
- визуальная проверка правильности оформления бухгалтерских отчетов;
- проверка правильности составления расчетов по налогам;
- логический контроль и взаимная увязка показателей, содержащихся в отчетности и налоговых расчетах;
- предварительная оценка достоверности бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении
камеральной проверки налоговый
орган вправе истребовать у
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки регулируются статьей 89 Кодекса.
8 СЛАЙД: Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одними тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до четырёх либо до 6 месяцев.
Выездная налоговая проверка предприятия осуществляется в соответствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по тому или иному участку работы. Предпроверочный анализ – неотъемлемая часть процесса подготовки документальной проверки организации. На данном этапе работники налоговых органов изучают данные бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций за последний отчетный период, проводят углубленный анализ и динамику показателей деятельности организации за несколько отчетных периодов. Результатом предпроверочного анализа является выработка конкретной концепции предстоящей проверки.
С учетом ряда факторов (вид предприятия, характер его деятельности, данные материалов предыдущей проверки, наличие сигналов о нарушении налогового законодательства), а также на основе выработанной концепции разрабатывается и утверждается программа проведения документальной проверки.
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить не только инвентаризацию имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, но и проводить изъятие документов у налогоплательщика. Изъятие документов производится при наличии у проверяющих лиц достаточных на то оснований по акту, копия которого передается налогоплательщику. Последний имеет право делать замечания по форме и существу изъятия, которые должны быть по его требованию внесены в акт.
9 СЛАЙД: При сплошном (комплексном) способе проверяются все регистры бухгалтерского учета и другие необходимые для налоговой проверки документы. Комплексной проверкой охватываются вопросы правильности исчисления и уплаты всех видов налогов.
При выборочном (тематическом) способе проверяется лишь часть первичных документов за тот или иной период времени. Тематическая проверка охватывает вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей. В случае обнаружения злоупотребления или нарушения налогового законодательства проверяющие переходят от выборочного способа к комплексной проверке с возможным изъятием необходимых документов.
По относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации за короткий период возможно проведение экспресс - проверки. Если в ходе данной экспресс – проверки не выявлено каких-либо нарушений, свидетельствующих о недостоверности учета, отчетности и налоговых расчетов, дальнейшие проверки данной организации могут не проводиться.
Достоверность
фактов хозяйственной жизни
1) путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности заполнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них;
2) путем встречных проверок, когда учетные данные предприятия сверяются с соответствующими данными предприятия-контрагента.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
В ходе осуществления выездной налоговой проверки налоговые органы могут привлекать к работе специалистов, экспертов, переводчиков, понятых, а также свидетелей для совершения ряда процессуальных действий, таких как осмотр помещений, выемка документов.
10 СЛАЙД: При проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Согласно ст. 99 НК РФ в протоколе указывается:
1) его наименование;
2) место и дата производства конкретного действия;
3) и др. Можно посмотреть на слайде.
Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.
11 СЛАЙД: По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте.
В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению документы, подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.
12 СЛАЙД: Одним из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения, по территориальному принципу. Порядок и условия постановки на учет в налоговых органах определены статьями 83-85 НК РФ.
В целях проведения
налогового контроля налогоплательщики
подлежат постановке на учет в налоговых
органах по месту нахождения организации,
месту нахождения ее обособленных подразделений,
месту жительства физического лица,
а также по месту нахождения принадлежащего
им недвижимого имущества и
Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации.
При осуществлении
деятельности в РФ через обособленное
подразделение заявление о
При подаче
заявления организация
При подаче
заявления индивидуальный предприниматель
одновременно с заявлением о постановке
представляет свидетельство о
13 СЛАЙД: Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующие свидетельство.
Об изменениях
в уставных и других учредительных
документах организаций, изменением места
нахождения, а также об изменении
места жительства индивидуальным предпринимателем
налогоплательщики обязаны
Каждому налогоплательщику
присваивается единый по всем видам
налогов и сборов и на всей территории
РФ идентификационный номер