Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 14:16, реферат
Налоговая тайна или кому нельзя говорить лишнего.
Еще в конце XVIII столетия императрица Екатерина II говорила: «В России все секрет и ничего не тайна»
В состав налоговой тайны входят следующие сведения:
• разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
• об идентификационном номере налогоплательщика;
Налоговая тайна или кому нельзя говорить лишнего.
Еще в конце XVIII столетия императрица Екатерина II говорила: «В России все секрет и ничего не тайна»
В состав налоговой тайны входят следующие сведения:
• разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
• об идентификационном номере налогоплательщика;
• о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
• предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами.
Налоговые органы не считают секретными сведения о задолженности компании, даже если невыполненное обязательство перед бюджетом нельзя отнести к налоговому правонарушению (письмо МНС России 5 марта 2002 г. № ШС-6-14/252). Нетрудно догадаться, что наличие у контрагента компании данных о ее задолженности перед бюджетом может негативно сказаться на перспективах делового сотрудничества.
Доступ к сокровенному
Каждое должностное лицо,
желающее получить сведения, составляющие
налоговую тайну, должно соблюдать
установленный порядок (приказ МНС
России от 3 марта 2003 г. № БГ-3-28/96 «Об
утверждении Порядка доступа
к конфиденциальной информации налоговых
органов»). Чтобы получить информацию,
госслужащий должен направить в
налоговый орган запрос в письменном
виде с реквизитами, позволяющими идентифицировать
факт обращения пользователя в налоговый
орган. Если запрос был направлен
по почте, то подпись должностного лица
подтверждается печатью. Если заявка подается
в электронном виде, тогда подпись
должностного лица подтверждается электронной
цифровой подписью. Кроме этого, у
госслужащего должны быть основание (ссылка
на закон, устанавливающая право
пользователя на получение конфиденциальной
информации) и мотив (цель, связанная
с исполнением должностных
Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям настоящего порядка, не будут исполнены. За выполнение таких заявок предусмотрена уголовная ответственность (ст. 183 УК РФ). Но вопрос о доступе к налоговой тайне неоднозначен и вызывает массу противоречивых толкований.
Компании без секретов
Как уже выяснилось, госслужащие могут быть наказаны за небрежное обращение с налоговой тайной. Но для компаний, секреты которых были разглашены, гораздо важнее то, как это отразится на них, а не на чиновниках.
Сведения, относящиеся к налоговой тайне, как и к любой иной конфиденциальной информации, в первую очередь интересуют лиц, использующих их против компании. Такими лицами могут быть конкуренты, которым данные сведения необходимы для определения финансовой устойчивости и перспектив развития предприятия. Кроме того, налоговой тайной могут заинтересоваться специализированные организации, занимающиеся так называемыми недружественными поглощениями и захватами бизнеса. Последним, такая информация просто необходима для анализа деятельности предприятия. При проведении налоговых проверок контролирующие органы могут назначать встречные проверки контрагентов проверяемого налогоплательщика. Если сведения о встречных проверках попадут к «захватчику», то он сможет определить круг аффилированных фирме организаций. Значит, он более точно оценит реальный оборот компании, даже если она использует бизнес-схемы с участием индивидуальных предпринимателей и оффшорных компаний. Кстати, компании, которая каким-то образом получила диск с налоговой тайной и стала распространять секретную информацию о других фирмах, не угрожает уголовная ответственность. Ведь, исходя из самого определения, данные предоставлялись не ей, а налоговому органу, и доказать преступный сговор крайне трудно.
На практике налогоплательщик никак не может проследить, кем и каким образом используется информация о нем, предоставленная в налоговые органы. Следовательно, в случаях, когда такие запросы из налоговых органов приходят зависимым организациям в рамках встречных проверок, необходимо внимательно отнестись к тому, какие сведения стоит представлять, а какие нет. Напомним, что при проведении камеральных и выездных проверок налоговые органы могут потребовать информацию о деятельности фирмы, связанной с контрагентами. Однако инспекция вправе получить у этих лиц только те документы, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (абз. 2 ст. 87 НК РФ). Таким образом, ни балансы контрагентов, ни книги покупок и продаж к таким документам не относятся. Кроме того, налоговые органы не вправе проводить ревизии контрагентов проверяемых компаний, то есть следующего звена бизнес-цепочки, хотя инспекторы часто пытаются это сделать. На сегодняшний день сложилась однозначная арбитражная практика в пользу фирм (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 сентября 2004 г. по делу № А19-3516/04-5-51-Ф02-3670/ 04-С1, ФАС Московского округа от 1 октября 2004 г. по делу № КА-А40/8815-04).
Компании без секретов
Как уже выяснилось, госслужащие могут быть наказаны за небрежное обращение с налоговой тайной. Но для компаний, секреты которых были разглашены, гораздо важнее то, как это отразится на них, а не на чиновниках.
Сведения, относящиеся к налоговой тайне, как и к любой иной конфиденциальной информации, в первую очередь интересуют лиц, использующих их против компании. Такими лицами могут быть конкуренты, которым данные сведения необходимы для определения финансовой устойчивости и перспектив развития предприятия. Кроме того, налоговой тайной могут заинтересоваться специализированные организации, занимающиеся так называемыми недружественными поглощениями и захватами бизнеса. Последним, такая информация просто необходима для анализа деятельности предприятия. При проведении налоговых проверок контролирующие органы могут назначать встречные проверки контрагентов проверяемого налогоплательщика. Если сведения о встречных проверках попадут к «захватчику», то он сможет определить круг аффилированных фирме организаций. Значит, он более точно оценит реальный оборот компании, даже если она использует бизнес-схемы с участием индивидуальных предпринимателей и оффшорных компаний. Кстати, компании, которая каким-то образом получила диск с налоговой тайной и стала распространять секретную информацию о других фирмах, не угрожает уголовная ответственность. Ведь, исходя из самого определения, данные предоставлялись не ей, а налоговому органу, и доказать преступный сговор крайне трудно.
На практике налогоплательщик никак не может проследить, кем и каким образом используется информация о нем, предоставленная в налоговые органы. Следовательно, в случаях, когда такие запросы из налоговых органов приходят зависимым организациям в рамках встречных проверок, необходимо внимательно отнестись к тому, какие сведения стоит представлять, а какие нет. Напомним, что при проведении камеральных и выездных проверок налоговые органы могут потребовать информацию о деятельности фирмы, связанной с контрагентами. Однако инспекция вправе получить у этих лиц только те документы, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (абз. 2 ст. 87 НК РФ). Таким образом, ни балансы контрагентов, ни книги покупок и продаж к таким документам не относятся. Кроме того, налоговые органы не вправе проводить ревизии контрагентов проверяемых компаний, то есть следующего звена бизнес-цепочки, хотя инспекторы часто пытаются это сделать. На сегодняшний день сложилась однозначная арбитражная практика в пользу фирм (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 сентября 2004 г. по делу № А19-3516/04-5-51-Ф02-3670/ 04-С1, ФАС Московского округа от 1 октября 2004 г. по делу № КА-А40/8815-04).
Компания может самостоятельно сберечь тайну
Ряд простых шагов позволит минимизировать риск разглашения работниками компании конфиденциальных сведений, использование которых третьими лицами впоследствии причинило компании убытки. Во-первых, необходимо ограничить круг лиц, владеющих и (или) имеющих доступ к налоговой тайне. Фактически этими сведениями обладает лишь топ-менеджмент, бухгалтерия и финансовый отдел. Отсутствие текучести указанных кадров, лояльность и высокая мотивация сотрудников устранит саму возможность обнародования информации. Во-вторых, требуется установить в трудовом договоре личную ответственность работников за разглашение конфиденциальной информации и взыскания за неисполнение этих условий.
Формальная независимость спасет налоговую тайну
Утечка конфиденциальной
информации возможна, например, через
государственные органы. Риск в этом
случае может уменьшить сетевая,
«горизонтальная» организация бизнеса
по принципу «одна организация –
один бизнес-процесс». При этом внешние
закупки группы должна осуществлять
одна компания, продажи – другая,
а управление, неформально, будет
сосредоточено в третьей. Налоговым,
правоохранительным органам и конкурентам
будет труднее собрать
Кроме того, правоохранительные органы уделяют недостаточно внимания вопросу сохранения налоговой тайны персоналом соответствующих ведомств. До сих пор неизвестны судебные разбирательства, в результате которых госслужащие были бы наказаны за «недосмотр». А ведь неоднократно поступали в продажу базы данных с доходами физических лиц и сведениями о налогоплательщиках, известные только налоговым и правоохранительным органам».
16 ноября 2005 года появились
изменения в Законе «О
С какой целью я их позвал?
Если вы задаетесь именно
этим вопросом, то для начала вспомните,
из каких соображений кроме «
Прежде всего, и адвокаты,
и аудиторы связаны профессиональной
тайной по отношению к своим клиентам.
Для первых это закреплено в статье
8 Федерального закона «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации». Для вторых существует
Федеральный закон «Об
Кроме того, не следует забывать,
чем именно занимаются аудиторские
компании, адвокаты, нотариусы и
т. д. Для этого представителям тех
профессий, которые связаны с
привлечением к себе клиентов, просто
необходима безупречная деловая
репутация. А что от нее останется,
если каждый раз, когда, например, аудиторы
обнаружат в ваших