Налоговый контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с действующим налоговым законода¬тельством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачи¬вать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. При постоянном росте потребностей государства в финансовых средствах механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые источники иссякают, и государство вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства.
На практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Экономическое содержание и организация налогового контроля…..4
1.1 Необходимость и содержание налогового контроля……………………4
1.2 Органы, осуществляющие налоговый контроль………………………...8
1.3 Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их совершенствования…………………………………………………….9
Глава 2. Формы и методы налогового контроля…………................................17
2.1 Методы налогового контроля……………….....……….................…….17
2.2 Налоговые проверки, их виды, механизм применения………….....….23
 Камеральная налоговая проверка…….................................….............…28
 Выездная налоговая проверка………...............................................…….44
2.3 Результаты налоговых проверок: особенности оформления итоговых документов……………………….....................................................……..64
Глава 3. Совершенствование практики осуществления налогового контроля.................................................................................................................78
3.1 Разрешения органами налогового контроля проблемы уклонения от уплаты налогов…………………….................................................................78
3.2 Организация контроля уплаты налогов в зарубежных странах….........96
Заключение………………………………………………..................………….118
Список использованной литературы……................................................…….121
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

налог контроль.doc

— 777.00 Кб (Скачать файл)


г. Н.Новгород 2008г.

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение …………………………………………………………………….…….3

Глава 1. Экономическое содержание и организация налогового контроля…..4

1.1    Необходимость и содержание налогового контроля……………………4

1.2    Органы, осуществляющие налоговый контроль………………………...8

1.3    Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их совершенствования…………………………………………………….9

Глава 2. Формы и методы налогового контроля…………................................17

2.1 Методы налогового контроля……………….....……….................…….17

2.2 Налоговые проверки, их виды, механизм применения………….....….23

      Камеральная налоговая проверка…….................................….............…28

      Выездная налоговая проверка………...............................................…….44

2.3 Результаты налоговых проверок: особенности оформления итоговых документов……………………….....................................................……..64

Глава 3. Совершенствование практики осуществления налогового контроля.................................................................................................................78

3.1 Разрешения органами налогового контроля проблемы уклонения от уплаты налогов…………………….................................................................78

   3.2 Организация контроля уплаты налогов в зарубежных странах….........96

Заключение………………………………………………..................………….118

Список использованной литературы……................................................…….121

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

       В соответствии с действующим налоговым законода­тельством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачи­вать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. При постоянном росте потребностей государства в финансовых средствах механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые источники иссякают, и государство вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства.

       На практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема – контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование. Эту функцию выполняет налоговый контроль.

       Налоговый контроль имеет государственный властный характер, он проявляется при осуществлении субъектами налогового контроля функций по контролю за исчислением и уплатой юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами.

       В условиях формирования новых экономических отношений, изменения взаимодействия государства, хозяйствующих субъектов и граждан при ограниченности финансовых возможностей страны значение налогового контроля закономерно возрастает. Он, являясь составной частью государственного финансового контроля, служит формой реализации контрольной функции финансов и налогов. Назначение налогового контроля заключается в содействии успешному проведению налоговой политики государства, цель которой определена в Правительственной программе стратегических реформ как существенное снижение и выравнивание налогового бремени, упрощение налоговой системы, совершенствование налогового администрирования.

Глава 1. Экономическое содержание и организация налогового контроля

 

1.1 Необходимость и содержание налогового контроля

 

       Как известно, налоговый контроль, являясь частью финансовой системы, призван стимулировать своевременность и полноту уплаты налогов и сборов. Основной целью налогового контроля является контроль за соблюдением законодательства, регулирующего процесс поступления финансовых ресурсов в специальные централизованные фонды публичных субъектов, необходимые последним для выполнения возложенных на них функций.

       Согласно определению, представленному в НК РФ, налоговый контроль - это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

       При анализе гл. 14 "Налоговый контроль" НК РФ складывается впечатление, что основная цель налогового контроля - это мероприятия, связанные с первоначальной регистрацией налогоплательщиков и последующей их проверкой. Однако не совсем верно рассматривать налоговый контроль только как инструмент, используемый для сбора не уплаченных в срок налогов и регистрации потенциальных нарушителей. Не менее важными и действенными с точки зрения поступления налогов являются профилактические мероприятия и контроль, осуществляемый непосредственно в процессе исчисления и уплаты налогов. К сожалению, в отечественной практике указанные мероприятия не носят системного характера.

       В науке финансового права классификацию финансового контроля осуществляют по видам, формам и методам финансового контроля. Можно предложить два варианта классификации финансового контроля - в зависимости от субъекта, осуществляющего финансово-контрольную деятельность, и от содержания финансово-хозяйственной деятельности, которая является объектом контроля.

       Приняв за основу классификации особенности субъектного состава правоотношений по финансовому контролю, выделяют следующие виды финансового контроля:

1) государственный контроль, осуществляемый уполномоченными органами государственной власти общей компетенции, а также специальными контрольными органами;

2) общественный контроль, проведение которого возлагается на негосударственные (неправительственные) органы и учреждения, отдельные группы лиц, представляющих общественность.

       Государственный финансовый контроль подразделяется в свою очередь на надведомственный (встречаются и другие названия - общегосударственный, вневедомственный, внешний) и внутриведомственный контроль, именуемый ведомственным или внутренним).

       В зависимости от специфики объекта финансового контроля (по содержанию финансового контроля) различают следующие его виды:

1) бюджетный контроль;

2) налоговый контроль;

3) банковский надзор;

4) валютный контроль.

       Объект налогового контроля можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.

       Предметом налогового контроля, в первую очередь, является своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию. Однако при этом следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков-организаций, в соответствии со ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации, относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для начисления и уплаты налогов. С учетом этого законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля.

       Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно. Наряду с основной целью налогового контроля  выделяются также цели отдельных его направлений. Так, целью контроля за расходами физических лиц является установление соответствия осуществляемых ими крупных расходов получаемым доходам, а контроля за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин – обеспечение полноты учета выручки денежных средств в организациях.

       К числу основных задач налогового контроля относятся:

-неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах;

-обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды);

-предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.

       Содержание налогового контроля включает: проверку выполнения физическими лицами и организациями обязанностей по исчислению и уплате налогов; проверку постановки на налоговый учет и исполнение налогоплательщиками связанных с ним обязанностей; проверку правильности ведения бухгалтерского (налогового) учета, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений; проверку соответствия крупных расходов физических лиц их доходам; проверку исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению  соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов; проверку соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством; проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством; проверку правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением; предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах; выявление проблемных категорий налогоплательщиков; выявление нарушителей  налогового законодательства и привлечения их к ответственности; возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

Налоговый контроль включает в себя следующие стадии:

-регистрация и учет налогоплательщиков;

-прием налоговой отчетности;

-осуществление камеральных проверок;

-начисление платежей к уплате;

-контроль за своевременной уплатой начисленных сумм;

-проведение выездных налоговых проверок;

-контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.

       С учетом всего сказанного можно сделать вывод о том, что налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения налогового законодательства.

       Эффективность налогового контроля характеризуется уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей; полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; качеством налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля; сокращением времени на контакты с налогоплательщиками.

       Особая роль налогового контроля заключается также в необходимости стабилизации финансовой системы, устойчивого поступления бюджетных доходов, соблюдения налоговой дисциплины как условия качественного выполнения обязательств перед государством физическими и юридическими лицами.

 

1.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль

 

       Органами, осуществляющими налоговый контроль являются органы налоговой службы (Министерство по налогам и сборам и его подразделения в РФ), налоговой полиции, милиции, осуществляющие непосредственно оперативный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в доход государства. Непосредственное отношение к контролю за поступлением налогов в отдельных случаях имеют финансовые органы (предоставление отсрочек по текущим налоговым платежам), органы Федерального казначейства (распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы; проверки банковских учреждений по соблюдению очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение платежно-расчетных документов), органы внутренних дел (работа налоговых постов на предприятиях спиртоводочной промышленности, Госавтоинспекции, паспортно-визовая служба, адресный стол), Федеральная служба безопасности, таможенные органы, страховые органы, органы государственных внебюджетных фондов, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, антимонопольный комитет и т.д. Поэтому особенно важным в настоящее время  является вопрос не только о взаимодействии перечисленных организаций, но и разграничение функций, ответственности за исполнение обязанностей, связанных с налоговым контролем.

 

1.3. Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их совершенствования.

 

       На основании п.1 ст.32 НК РФ на налоговые органы в рамках осуществления налогового контроля возложены следующие контрольные функции:

- осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

- ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков;

- проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, по бесплатному информированию налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлению форм установленной отчетности и разъяснению порядка их заполнения, разъяснению порядка исчисления и уплаты налогов и сборов;

Информация о работе Налоговый контроль в РФ