Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:49, реферат
В соответствии с Налоговым кодексом РБ от 19.12.2002 № 166-З (с учетом последних изменений, внесенных Законом РБ от 26.12.2007 № 302-З) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком. Сельскохозяйственные организации не являются исключением в данном случае. Более того, им налоговым законодательством предо-ставляется возможность выбора варианта уплаты налогов: по общей схеме или единым налогом.
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В соответствии с Налоговым кодексом РБ от 19.12.2002 № 166-З (с учетом последних изменений, внесенных Законом РБ от 26.12.2007 № 302-З) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком. Сельскохозяйственные организации не являются исключением в данном случае. Более того, им налоговым законодательством предо-ставляется возможность выбора варианта уплаты налогов: по общей схеме или единым налогом. Общим является тот факт, что с целью обеспечения достоверного исчисления налогов они обязаны обеспечить налоговый учет.
Статьей 62 Налогового кодекса РБ определено, что налоговым учетом признается осуществление плательщиками учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.
Следует учитывать, что налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля. Он основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, применением соответствующих правил и форм учета.
Основные требования к порядку ведения налогового учета установлены Инструкцией о порядке ведения налогового учета, утвержденной совместным постановлением Минфина и МНС РБ от 16.12.2003 № 173/114. Данная Инструкция предусматривает необходимость систематизации и накопления информации об объектах налогообложения и элементах налогового учета в целях определения размера налоговой базы в регистрах налогового учета.
Элементами налогового учета признаются показатели, учитываемые либо исключаемые при определении размера налоговой базы в соответствии с налоговым законодательством, в т.ч. доходы и расходы плательщиков.
Определение размера налоговой базы производится в расчете налоговой базы, составляемом плательщиками за налоговый и (или) отчетный период, к которому в соответствии с налоговым законодательством относятся соответствующие объекты налогообложения, элементы налогового учета. Определение налоговой базы плательщиками производится отдельно по каждому из налоговых платежей.
Для целей налогового учета доходы плательщиков подразделяются на:
– доходы от реализации. Доходами от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;
– доходы от внереализационных операций. Внереализационными доходами признаются доходы, поступившие плательщику от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), включая иные ценности, имущественные права на объекты интеллектуальной собственности.
Расходы плательщиков подразделяются на:
– расходы по реализации. Расходами по реализации признаются затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, представляющие собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации этой (этих) продукции, товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее (их) производство и реализацию. При этом материальные затраты оцениваются по стоимости фактических затрат на них, определяемой в порядке, установленном законодательством;
– внереализационные расходы. Внереализационными расходами признаются затраты (расходы, потери, убытки) от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции, товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Следовательно,
у сельскохозяйственных организаций
возникает необходимость в
Формы расчетов налоговой базы, а также виды регистров налогового учета, порядок их ведения определяются МНС РБ.
В частности, постановлением МНС РБ от 30.12.2006 № 137, в ред. постановления от 31.01.2008 № 21, утверждена Инструкция о порядке ведения регистров налогового учета по налогу на прибыль. Согласно этой Инструкции регистры налогового учета ведутся применительно к каждому из элементов налогового учета. При наличии соответствующих операций плательщики, на которых в соответствии с налоговым законодательством возлагается исполнение налоговых обязательств, обязаны вести следующие виды регистров налогового учета:
– регистры доходов:
регистр доходов от реализации;
регистр доходов от внереализационных операций;
регистр доходов, полученных из-за рубежа;
– регистры расходов:
регистр расходов, приходящихся на доходы от реализации;
регистр расходов от внереализационных операций;
регистр расходов, приходящихся на доходы, полученные из-за рубежа;
– регистр расчетных корректировок.
Регистры налогового учета ведутся в произвольной форме, при этом они должны содержать следующие обязательные реквизиты с отражением соответствующей этим реквизитам информации:
наименования регистра;
наименования отчетного месяца и года, за который ведется регистр;
подписи лица, составившего регистр, и главного бухгалтера организации (иного лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом в организации);
состава и наименования показателей, внесенных в регистр;
стоимостной характеристики показателей, отраженных в регистре, а также общей суммы стоимостных характеристик этих показателей по регистру.
В регистре расчетных корректировок кроме информации о вышеперечисленных реквизитах отражается информация, соответствующая следующим реквизитам:
стоимостная характеристика показателей, отраженных в регистре на основе данных бухгалтерского учета до проведения расчетных корректировок;
основание проведения расчетной корректировки со ссылкой на соответствующую норму законодательного акта;
содержание (уменьшение или увеличение суммы) проведенной расчетной корректировки соответствующего показателя, отраженного в регистре;
стоимостная характеристика показателей, отраженных в регистре после проведения расчетных корректировок;
общая сумма стоимостных характеристи
Ниже приведены возможные к применению формы регистра доходов от внереализационных операций и регистра расходов от внереализационных операций.
(наименование организации) |
Регистр доходов от внереализационных
операций
за _______________ 2008 г.
№ п/п |
Показатели |
Сумма по данным |
Сумма расчетной корректир. ("-" или "+") |
№ записи корректир. в регистре расчетных корректир. |
Сумма после расчетной | |
за месяц |
с начала года | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Итого |
´ |
Главный бухгалтер |
||
Исполнитель |
||
(Дата составления) |
В налоговом регистре доходов от внереализационных операций находят отражение:
– внереализационные доходы, признаваемые таковыми для целей налогообложения (соответствующие обороты по кредиту счетов 91 "Операционные доходы и расходы", 92 "Внереализационные доходы и расходы");
– доходы, не нашедшие отражения в регистре доходов от реализации товаров (работ, услуг), не учитываемые при исчислении налога на прибыль (соответствующие обороты по кредиту счетов 91 и 92). Доходы, которые не учитываются при исчислении налога, после проведения расчетных корректировок уменьшат общую сумму внереализационных доходов, учитываемых для налогообложения.
(наименование организации) |
Регистр расходов от внереализационных
операций
за _______________ 2008 г.
№ п/п |
Показатели |
Сумма по данным |
Сумма расчетной корректир. ("-" или "+") за месяц, руб. |
№ записи корректир. в регистре расчетных корректир. |
Сумма после расчетной | |
за месяц |
с начала года | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Итого |
´ |
Главный бухгалтер |
||
Исполнитель |
||
(Дата составления) |
В налоговом регистре внереализационных расходов необходимо учитывать:
– внереализационные расходы, признаваемые таковыми для целей налогообложения (соответствующие обороты по дебету счетов 91 и 92;
– расходы, не нашедшие отражения в регистре расходов, приходящихся на доходы от реализации, не учитываемые при исчислении налога на прибыль (соответствующие обороты по дебету счетов 91, 92). Расходы, которые не учитываются при исчислении налога, после проведения расчетных корректировок уменьшат общую сумму внереализационных расходов, учитываемых для налогообложения.
Расчетные корректировки к данным бухгалтерского учета проводятся, если такая необходимость обусловлена нормами законодательных актов, которыми установлен объект налогообложения и порядок исчисления налога с учетом состава показателей, учитываемых или не учитываемых при налогообложении.
Перед отражением расчетных корректировок в регистрах налогового учета информация о содержании таких корректировок (расшифровка) в разрезе их сумм, относящихся к соответствующим показателям (с наименованием этих показателей), со ссылкой на норму налогового законодательства, в соответствии с которой такая корректировка проводится, отражается в регистре расчетных корректировок.
Если расчетные корректировки в соответствии с законодательством не проводились, то в расчет налоговой базы принимаются показатели, внесенные в соответствующие регистры, на основе данных бухгалтерского учета.
Таким образом, указанные выше регистры налогового учета определены в качестве инструмента для ведения налогового учета по налогу на прибыль и предназначены для формирования показателей, с учетом которых производится расчет налоговой базы – облагаемой налогом прибыли.
Ведение регистров налогового учета является подготовительным этапом для определения налоговой базы. Все показатели, полученные для целей налогообложения после проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, касающихся доходов и расходов, из соответствующих регистров переносятся в расчет налоговой базы налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль.
Изложенный порядок ведения налогового учета можно представить в виде следующей схемы:
________________
*Заполняется со ссылкой на норму налогового законодательства, дополнительно составляются расчеты соответствующих норм расходов.
Рассмотрим более подробно порядок отражения записей в таком регистре налогового учета, как регистр расчетных корректировок, применительно к отдельным ситуациям.
Например, сельскохозяйственной организации в январе оказана безвозмездная помощь в виде денежных средств по Государственной программе возрождения и развития села на 2005–2010 гг. в сумме 1 млн. руб. Средства использованы на приобретение материалов, что закреплено в договоре.
В бухгалтерском учете такая сумма в момент получения будет отражена на счете 86 "Целевое финансирование".
Пунктом 2 ст. 2 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII (в ред. от 26.12.2007) (далее – Закон № 1330-XII) установлено, что в целях исчисления налога на прибыль в состав доходов от внереализационных операций включаются доходы, поступившие в собственность плательщика от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции, товаров (работ, услуг). В состав доходов от внереализационных операций включаются стоимость (суммы) безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), денежных средств, иных ценностей, имущественных прав, если иное не установлено настоящим пунктом. Следовательно, безвозмездно полученные денежные средства в январе 2008 г. отражаются в регистре расчетных корректировок как корректировка данных внереализационных доходов со знаком "+".
По мере признания расходов (использования материалов), например, в феврале в бухгалтерском учете организации будут иметь место записи по кредиту счета 92 "Внереализационные доходы и расходы".
Информация о работе Налоговый учет в сельскохозяйственной организации