Налоговый учет и отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:21, контрольная работа

Краткое описание

Государственный бюджет страны, являясь одним из важнейших звеньев финансовой системы, представляет собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Он занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Значение бюджета, прежде всего, состоит в сосредоточении у государства части доходов общества. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговый учет.docx

— 28.09 Кб (Скачать файл)

Введение

Государственный бюджет страны, являясь одним из важнейших звеньев  финансовой системы, представляет собой  основной финансовый план образования  и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Он занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Значение бюджета, прежде всего, состоит в сосредоточении у государства  части доходов общества.

Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством Российской Федерации.

К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством  Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, а также пени и штрафы.

Налоги являются одним  из важнейших источников государственных  доходов. В общем, объеме доходов  различных стран они составляют до 90%.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием  налоговой системы.

Налоговый учет - бухгалтерский  учет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, является составной  частью народно- хозяйственного учета.

Решение задач стоящих  перед налоговой службой вряд ли осуществимо без системного внедрения  компьютерных технологий в повседневную работу. В рамках автоматизированной информационной системы налоговой  службы создаются автоматизированные рабочие места работников по учету, которые обеспечивают оперативный  учет налоговых поступлений, принимают  к рассмотрению заявления от налогоплательщиков, проводят операции по переносу данных на другой налог (платеж) или в другой лицевой счет, производят бесспорное взыскание недоимки (в том числе пеней, штрафных санкций) по платежам в бюджет, проводят работу с банком по отзыву инкассовых распоряжений, несут ответственность за сохранностью первичных документов, отвечают за правильность ведения учета и составления отчетности, производят проверки лицевых счетов по налогам и налогоплательщикам и их закрытия по определенным причинам, производят сверку расчетов и платежей с бюджетом с налогоплательщиками. Работники по учету согласно заявлению налогоплательщика предоставляют справки в различные инстанции о состоянии задолженности в бюджеты всех уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие налогового учета, его цели и задачи

В Налоговом кодексе РФ впервые урегулированы в систематизированном  виде общие положения налогового учета. Налоговый учет является тем  базисом, на котором начинают выстраиваться  отношения между налогоплательщиками  и налоговыми органами, поскольку  без постановки на налоговый учет, т.е. без предоставления в налоговые  органы соответствующей информации, налоговые органы не имеют реальной возможности осуществить в отношении  такого налогоплательщика мероприятия  налогового контроля и, как следствие, привлечь такого налогоплательщика  к ответственности. Таким образом, осуществление налогового учета  является важнейшим видом деятельности налоговых органов. В результате его осуществления налоговые  органы получают информацию, необходимую  для проведения налоговых проверок: юридический адрес, адрес фактического местонахождения (места жительства) налогоплательщика, сведения о руководителях  и организационно-правовой форме  организации-налогоплательщика и др.

Налоговый учет — это  комплекс установленных налоговым  законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации  всех налогоплательщиков (или налоговых  агентов) в налоговых органах  и аккумулирования сведений о  налогоплательщиках в едином государственном  реестре налогоплательщиков.

Объектами налогового учета  являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, формирующие или  оказывающие влияние на формирование доходов и расходов для целей  налогообложения прибыли.

Цель налогового учета  состоит в формировании полной и  достоверной информации о порядке  учета для целей налогообложения  хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение  информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Таким образом, цель налогового учета определяется интересами пользователей  информации.

Внутренним пользователем  информации является администрация  организации. По данным налогового учета  внутренние пользователи могут проанализировать расходы, которые не учитываются  для целей налогообложения (например, расходы в виде сумм материальной помощи). Уменьшая такие расходы  можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.

Внешними пользователями информации, формируемой в системе  налогового учета, являются прежде всего  налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые  органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых  расчетов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей. Определяют направления налоговой  политики организаций.1

Для выполнения функций и  задач, стоящих перед налоговым  учетом, налоговым законодательством  определены специальные приемы и  способы, образующие методологию налогового учета.

К методам ведения налогового учета следует отнести:

введение специальных  показателей налогового учета, рассчитываемых на базе данных бухгалтерского учета;

установление методики формирования налоговых показателей;

определение способов ведения  налогового учета;

установление специальных  форм регистров налогового учета  и других форм налогового учета.

Методология налогового учета  раскрывается в учетной политике для целей налогообложения.

Основными задачами налогового учёта являются:

формирование полной и  достоверной информации о порядке  предоставления данных о величине объектов налогообложения;

обоснование применяемых  льгот и вычетов;

формирование полной и  достоверной информации об определении  размера налогооблагаемой базы отчётного (налогового) периода;

обеспечение раздельного  учёта при применении различных  ставок налога или различного порядка  налогообложения;

обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией  внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налога в бюджет.

Принципы налогового учета  несколько отличаются от принципов  бухгалтерского учета. Так, фундаментальным  в бухучете является принцип двойной  записи, который обосновывает бухгалтерское  уравнение, увязывающее активы организации  с источниками их образования. В  налоговом учете такое правило  не применяется.

В главе 25 НК РФ нашли отражение  следующие принципы ведения налогового учета:

принцип денежного измерения, т.е. в налоговом учете отражается информация о доходах и расходах, прежде всего в денежном выражении;

принцип имущественной обособленности - т.е. имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно  от имущества других юридических  лиц, находящегося у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении  амортизируемого имущества;

принцип непрерывности деятельности организации - учет должен вестись непрерывно с момента ее регистрации организации  в качестве юридического лица до реорганизации  или ликвидации. Если организация  в течение какого-либо календарного месяца ликвидирована или реорганизована, то амортизация имущества не начисляется с 1-го числа месяца, в котором завершена ликвидация или реорганизация;

принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления) (ст. 271, 272 НК РФ);

принцип последовательности применения норм и правил налогового учета - т.е. нормы и правила налогового учета должны применяться последовательно  от одного налогового периода к другому;

принцип равномерности признания  доходов и расходов - предполагает отражение для целей налогообложения  расходов в том же отчетном (налоговом  периоде, что и доходов, для получения  которых они были произведены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоговый учет пошлин и сборов

С 1 января 2005 г. при расчете  налога на прибыль таможенные пошлины  и сборы нужно включать в прочие расходы. Такое изменение Федеральный  закон от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ внес задним числом в пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса  РФ. Казалось бы, теперь никаких вопросов с налоговым учетом таможенных платежей нет. Однако это отнюдь не так. По-прежнему не совсем понятно, как учитывать  пошлины и сборы по импортированным  материалам, товарам и основным средствам - включать их в стоимость или  списывать на текущие расходы.

 В этой статье мы  расскажем о том, как выгоднее  учесть экспортные и импортные  пошлины и для уменьшения налога  на прибыль, и для сближения  бухгалтерского и налогового  учета.

Таможенные платежи при  экспорте

В налоговом учете пошлины  и сборы, которые фирма уплатила при экспорте товаров, надо списывать  на прочие расходы вместе с налогами (пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). А в декларации по налогу на прибыль  таможенные платежи следует отражать по строке 070 Приложения N 2 к листу 2.2

 Между тем до того, как вступил в силу Закон  N 58-ФЗ (это произошло 15 июля 2005 г.), экспортеры также списывали пошлины  и сборы на прочие расходы.  Но основанием для этого был  не пп. 1, а пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового  кодекса РФ, который позволяет  списать в уменьшение прибыли  те прочие расходы, которые  прямо не упомянуты в ст. 264. Поэтому в декларации по налогу  на прибыль за I квартал 2005 г.  таможенные платежи отражались  по строке 100 Приложения N 2 к листу  2. По этой же строке указали  пошлины и сборы бухгалтеры, сдавшие  декларацию за полугодие 2005 г.  без учета изменений, внесенных  Законом N 58-ФЗ.

 В бухгалтерском учете  экспортные таможенные платежи  списывают в дебет субсчета "Экспортные  пошлины" счета 90 "Продажи". Таким образом, различий между бухгалтерским и налоговым учетом экспортных платежей нет. Они в полном объеме уменьшают бухгалтерскую и налоговую прибыль текущего периода.

Учет импортных пошлин и сборов

Пошлины и сборы, уплаченные при ввозе в Россию товаров, материалов или основных средств, в налоговом  учете также можно списать  на прочие расходы. Ведь пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ в равной мере распространяется как на экспортные, так и на импортные  таможенные платежи. Однако такой подход не всегда удобен для бухгалтера, поскольку  в некоторых случаях ведет  к тому, что бухгалтерская стоимость  купленного имущества отличается от его же налоговой стоимости.3

В налоговом учете таможенные платежи по импортным материалам можно учитывать двумя способами. Либо относить на прочие расходы, либо включать в покупную стоимость. Второй вариант предлагает п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ. Право же выбора между  двумя вариантами учета предоставляет  бухгалтеру п. 4 ст. 252 Налогового кодекса  РФ. Напомним, он гласит, что налогоплательщик самостоятельно решает, как учесть истраченные средства, если их с  равными основаниями можно отнести  к нескольким видам расходов.

 Очевидно, что для фирмы  выгоднее первый вариант: пошлины  и сборы будут учтены при  расчете налога еще до реализации  продукции, которая изготовлена  из импортных материалов. Но если  таможенные платежи составляют  незначительную часть материальных  расходов, бухгалтеру имеет смысл  позаботиться о том, чтобы налоговая  и бухгалтерская стоимость материалов  оказались равными.

 В бухгалтерском учете  в стоимость материалов надо  включать все расходы, связанные  с их покупкой. Это относится  и к таможенным платежам. Так  сказано в п. 6 Положения по  бухгалтерскому учету "Учет  материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01). С другой стороны, таможенные  платежи относятся к так называемым транспортно-заготовительным расходам (ТЗР).

Налоговый кодекс РФ предусматривает  лишь два варианта учета импортных  пошлин и сборов: либо в стоимости  материалов (в том числе и тех, что еще не переданы в производство), либо в прочих расходах. Второй вариант  в бухгалтерском учете неприменим. А значит, чтобы сблизить бухгалтерский  и налоговый учет материалов, таможенные платежи надо включить в их стоимость.

Информация о работе Налоговый учет и отчетность