Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:03, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования акцизного налогообложения в Российской Федерации.
Переход в 1997 году на специфическую систему акцизного налогообложения табачных изделий (установление фиксированной ставки за 1000 штук табачных изделий) способствовал позитивным переменам в отрасли – отмечалась устойчивая тенденция роста объемов производства табачных изделий и поступлений акцизов в бюджетную систему Российской Федерации.
В период функционирования
специфической системы
Изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации, начиная с 2007 года, введена смешанная система взимания акцизов на сигареты, состоящая из специфической составляющей и адвалорной – исчисляемой от отпускных цен производителей. При этом следует отметить, что указанная смешанная система взимания акцизов в России не применяется больше ни к одному из подакцизных товаров.
Анализ поступлений
акцизов в доходную часть
3.1 Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета России
Согласно пункту 3 статьи 182 Налогового кодекса РФ к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которых получается подакцизный товар. Так, например, если организация или индивидуальный предприниматель в результате смешения различных марок бензина или применения различного рода высокооктановых добавок и низкосортных бензинов вырабатывает и реализует автомобильный бензин, отвечающий требованиям ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования», такая операция считается производством бензина. Следовательно, его производитель является плательщиком акцизов.
Федеральный закон от 16.05.2009 № 75-ФЗ (2010-2012) проиндексировал налоговые ставки акцизов на спирт, алкогольную продукцию, вина, пиво, сигареты, папиросы и автомобили.
Размер индексации в отношении разных подакцизных товаров неодинаков. Ставки акциза на алкоголь и автомобили увеличены на уровень инфляции, запланированной в трехлетнем бюджете. Акцизы на сигареты и папиросы увеличиваются примерно на 20%.
В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление, государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы в стране.
Табл.4- Поступление налогов в консолидированный бюджет РФ за 2009-2011 г.г., млрд. рублей
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2009/2010 темп роста % |
2010/2011 темп роста % |
Всего поступлений |
6 288,3
|
7 695,8 |
9 084,2 |
22 |
16,3 |
В том числе акцизов |
327,4 |
441,4 |
684,9 |
3,6 |
4,2 |
В 2010 году в бюджет России поступило 7 695,8 млр.руб., что на 22% больше чем в 2009 году. В том числе акцизов поступило на 3,6 % больше чем в предыдущем году.
В 2011 году всего поступлений
в консолидированный бюджет
В консолидированный бюджет
в январе-октябре 2011 года поступления составили 8 084,0 млрд. рублей - на 27,7% больше, чем в январе-октябре 2010 года.
Поступление налогов в консолидированный бюджет РФ в 2010г. выросло на 22,4% по сравнению с 2009г. - до 703,7 млрд. руб.
Рис.2- Структура доходов консолидированного бюджета РФ за 2010 г.,%
Всего в 2010 году в консолидированный бюджет РФ поступило 6 331 млрд.руб. Из них НДПИ-1 143 млрд. руб., НДС 1 124 млрд.руб., НДФЛ- 1 383 млрд.руб., акцизы- 365 млрд. руб., имущественные налоги- 538 млрд.руб., остальные налоги- 292 млрд.руб., налог на прибыль-1 486 млрд. руб.
Рис.3- Структура доходов консолидированного бюджета РФ за 2011 г., млрд. руб., %
Всего консолидированный бюджет РФ за 2011 г. поступило 8 084 млрд.руб.
НДПИ поступило 1666 млрд.руб, НДС- 1 485 млрд.руб.,акцизы-502 млрд.руб., имущественные налоги- 596 млрд.руб., остальные налоги- 335 млрд.руб.
Формирование всех доходов в январе-октябре 2011 года на 82% обеспечено за счет поступления налога на прибыль – 24%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 19% и НДС - 18%. В январе-октябре 2010 года доля указанных налогов составляла 81%.
Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-октябре 2010–2011 гг. приведена на следующем графике.
Рис.4- Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет РФ за 2010-2011 г.г.
Изменяя акцизы, государство может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара. Так, особое место в системе косвенного налогообложения занимают акцизы, взимаемые на таможне (особый порядок обложения ввозимых товаров, услуг в страны дальнего и ближнего зарубежья).
Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в октябре 2011 года составили 193,9 млрд. рублей и по сравнению с октябрем 2010 года выросли на 35,0%.
в январе-октябре 2011 года поступило 1 966,4 млрд. рублей – на 32,4% больше, чем в январе-октябре 2010 года. Из общей суммы января-октября 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 287,9 млрд. рублей (15%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1 678,5 млрд. рублей (85%). В январе-октябре 2010 года указанное соотношение составляло 14% и 86% соответственно.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в октябре 2011 года поступило 8,2 млрд. рублей, или на 29,7% больше, чем в октябре 2010 года;
в январе-октябре
2011 года поступило 75,4 млрд. рублей –
в 1,8 раза больше, чем в январе-октябре
2010 года, что связано с
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации составили в октябре 2011 года 52,8 млрд. рублей и выросли относительно октября 2010 года на 38,0%;
в январе-октябре 2011 года поступило 502,1 млрд. рублей – на 37,4% больше, чем в январе-октябре 2010 года. (Рис. 3)
Из общей суммы января-октября 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 191,9 млрд. рублей (38%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 310,2 млрд. рублей (62%).
Изменяя акцизы, государство может
воздействовать на уровень
3.2 Анализ поступлений
акцизов в доходную часть
Табл. 5 - Поступление налогов в федеральный бюджет Курской Области за 2009-2011 г.г., тыс. руб.
Наименование показателя |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2010/2009темп прироста |
2011/2010темп прироста |
Всего поступивших налогов |
20957460,7 |
29435001,3 |
34 095 111,4 |
21,9 |
15,8 |
В том числе акцизов по подакцизных товаров |
2 657 934,5 |
2 723 855,4 |
2 804 821,8 |
1.9 |
3,0 |
В 2010г. поступило налогов в доходную часть бюджета на сумму 29 435 001,3 тыс. рублей, что на 21,9% больше, чем за 2009 год. Из них 2 723 855,4 тыс.рублей приходится на акцизы по подакцизным товарам. Акцизов в 2010 г. поступления в бюджет выросло на 1.9 % по сравнению с 2009 г.В 2011 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 2 804 821,8 тыс.рублей, что на 3.0% больше по сравнению с 2010 годом. Поступление акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации составило 13 856,3 тыс. рублей, годовые назначения исполнены на 99,1 %. По сравнению с 2010 годом поступление акцизов уменьшилось на 35 121,5 тыс. рублей или на 71,7 % в связи со снижением объемов производства спирта этилового в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 54,8 % и действием с 1 августа 2011 г. нулевой ставки акциза при отгрузке спирта производителям алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Акцизов на спиртосодержащую продукцию поступило в сумме на 2011 г. 6137,8 тыс. рублей, к годовым назначениям поступило 100,0 %, что на 1047,4 тыс. рублей или на 20,6% больше поступлений 2010 года в связи с ростом объемов производства спиртосодержащей продукции.
Акцизов на пиво поступило в сумме 678 277,6 тыс. рублей, к годовым назначениям поступление составило 102,3%, что меньше поступлений 2010 года на 148 850,2 тыс. рублей или на 18,0 % в связи со снижением объемов производства пива в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 30,8 %.
Акцизы на алкогольную
Роль акцизов в Федеральном бюджете.
Акциз - это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. В отличие от универсального косвенного налога НДС, акциз - индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень. Основные поступления акцизов с продукции, ввезенной на территорию РФ, распределяются следующим образом: сигары, сигареты - 32%; водка, вино игристое, вино виноградное – 23%; другие крепкие спиртные напитки – 22%; автомобили легковые – 14%; бензин автомобильный – 8%. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.
Акцизы имеют древнюю историю, поскольку это самые «легкие» для сбора налоги. По этой причине акцизы опасны, так как желание их повысить приводило к «соляным» и прочим известным народным бунтам. В 2000 г. после повышения на 40% акцизов на водку в 1,5 раза увеличился теневой оборот водки, соответственно снизились доходы бюджета и выросла смертность от отравлений из-за низкого качества поддельной и контрабандной водки.
Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку их относительно легко вводить и следить за уплатой. Введенный в 1992 году, этот налог заменил (вместе с НДС) действовавший ранее налог с оборота, однако в СССР слово «акциз» употреблялось только для характеристики соответствующих налогов капиталистического государства. В 80-е годы налог с оборота по алкогольной продукции составлял более 10% всех бюджетных доходов. В 1992 г. доля всех акцизов в доходах федерального бюджета составляла около 3%.
Распределение акцизов в 2010 г. между федеральным и региональными бюджетами происходит в соответствии с нормативами отчислений налогов в федеральный бюджет и в консолидированные бюджеты субъектов РФ и зависит от вида подакцизной продукции. Акцизы по таким подакцизным товарам, как спирт этиловый (питьевой); спиртосодержащие растворы; водка; ликероводочные изделия с объемной долей этилового спирта больше 25%; ликероводочные изделия с объемной долей этилового спирта 9–25% (при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады) распределяются между названными бюджетами в соотношении 50:50. Акцизы по бензину автомобильному, дизельному топливу, маслу для дизельных и карбюраторных двигателей перераспределяются между бюджетами в соотношении 40:60. Табачная продукция, ювелирные изделия, коньяк, шампанское, вино натуральное, пиво и др. алкогольные напитки полностью зачисляются в консолидированный бюджет субъектов РФ. Вся остальная подакцизная продукция, включая акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ, полностью зачисляется в федеральный бюджет.