В зависимости
от органов, которые реализуют
представленное им право на установление налогов, их подразделяют
на государственные и местные. Именно
это обстоятельство, а не то, в какой
бюджет поступают налоги, является основой
данной классификации. Государственные
налоги устанавливаются высшими органами
представительной власти. А местные - местными
законодательными органами. [17,с.26].
1.3 Налоговая система
и ее виды.
Налоговые
система современных государств
есть результат их многовековой
эволюции. В каждом государстве
национальная налоговая система
индивидуальна, т.к. нет абсолютно одинаковых
государств с точки зрения структуры экономики,
институтов государственной власти,
правовой доктрины, а именно они придают
колорит национальным налоговым системам.
Однако налоги как интернациональная
экономическая категория,
сохраняя национальные
особенности, имеют ряд общих
признаков. Без этого было бы
невозможно сравнивать налоговые
системы различных государств, а главное,
- международная торговля и движение капиталов
требуют, если не равных, то приблизительно
одинаковых налоговых условий.
Налоговая
система - это совокупность налогов,
установленных государством и
взимаемых с целью создания
централизованного фонда финансовых
ресурсов, а также принципов, способ, форм и методов из взимания.
{Налоги. Н.Е.Заяц}
Общие характеристики
налоговой системы выделяет экономическая
и юридическая наука:
- порядок установления и ввода в действие налогов;
- виды налогов или система налогов;
- классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;
- порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;
- налоговые органы;
- права и обязанности налогоплательщиков;
- права и обязанности налоговых органов;
- ответственность участников налоговых отношений;
- защита прав и интересов налогоплательщиков;
- налоговое законодательство.[17,с.40].
Общим правилом
для всех современных государств,
независимо от государственного
устройства, является прерогатива
органов представительной власти
на установление и введение в действие налогов. Делается посредством
законов или других законодательных актов.
В Республике Беларусь государственные
налоги устанавливаются законами, а поскольку
Конституция приравнивает Указы и Декреты
Президента к законам, то налоги могут
устанавливаться и указанными законодательными
актами главы белорусского государства.
Местные налоги устанавливаются решением
областных, городских и районных Советов
депутатов.
Полномочия
органов власти в сфере
налогового регулирования распределяются
в разных странах в зависимости то типа хозяйства,
федеративного устройства, особенностей
административно-территориального деления.
В этой области
существует два основных типа
построения взаимоотношений. Первый
- федеральный орган власти - имеет
«ведущее» значение в налоговой инициативе. Такой
подход характерен для США. Второй тип
предполагает принцип долевого участия
органов власти. Такой подход характерен
для бюджетной системы Германии.
Этот принцип
используется многими странами
континентальной Европы. Применяется он и в Республике Беларусь,
где наперед распределены доли в налогах
государственного и местных бюджетов.
[14,с.9].
В зависимости
от степени разделения власти
в стране налоговая система
может быть двух- или трехзвенной.
В странах с федеральным устройством (США, Германия) налоговая
политика осуществляется на трех уровнях:
правительственном, региональном (на уровне
штатов, земель) и местном; в государствах
с унитарным устройством (Франция, Республика
Беларусь) – на двух уровнях общегосударственном
и местном.
Каждое государство
имеет свою систему налогов
или перечень законодательно
установленных налогов. Их количество
варьирует в зависимости от
многих обстоятельств экономического
и исторического характера. В
Республике Беларусь в соответствии с Законом «О налогах и сборах, взимаемых
в бюджет Республики Беларусь», действуют
в настоящее время одиннадцать
налогов.
Распределение
налогов между звеньями бюджетной
системы выходит за рамки распределительных
отношений внутри бюджетной системы.
Это проблема государственного значения,
т.к. налоги являются преобладающим источником
доходов бюджетов всех уровней. А последние
является материальной основой самостоятельности
как государства в целом, так и административно-территориальных
единиц.
Налоги, как было отмечено, выполняют фискальную
и стимулирующую функции. Реализация этих
функций является целевой установкой
национальной налоговой системы. Насколько
последняя выполняет свое предназначение,
можно судить исходя из совокупности экономико-правовых
критериев.
К основным
экономическим характеристикам
относятся:
- налоговое бремя;
- соотношение доходов от внутренней и внешней торговли;
- прямые и косвенные налоги;
- государственные и местные налоги;
- удельный вес доходов от налогов в общей сумме доходов государства.
Налоговое
бремя имеет конкретный измеритель,
он определяется как соотношение
поступлений от налогов к ВВП.
Этот показатель свидетельствует
о распределении ВВП через
бюджетную систему. Размер налогового
бремени не должен рассматриваться
в отрыве от политики государства в области
государственных расходов. Сравнение
налогового бремени, существующее в настоящее
время в различных странах без учета этого
обстоятельства, на может дать действительного
представления об их налоговой политике.
В условиях динамично развивающегося
обмена между государствами товарами
и услугами важное значение для национальной
экономики имеет соотношение между доходами
от внутренней и внешней торговли. Доходы
государств с экспортно-ориентированной
структурой отраслей народного хозяйства
в большей мере зависят от внешней торговли,
чем доходы государств, в которых создаваемый
ВВП идет преимущественно на удовлетворение
потребностей внутреннего рынка.
Уровень развития экономики
и социальная политика государства
обуславливают соотношение между прямыми
и косвенными налогами, иными словами,
налогами на доходы и налогами на потребление.
Здесь не существует строгих закономерностей
однако процессы, происходящие в области
налогообложения, позволяют определить
такую тенденцию: в более развитых странах
прямые налоги составляют большую часть
в налоговых поступлениях и, наоборот,
в менее развитых - основную массу доходов
государство собирает через налоги на
потребление или косвенные налоги.
В частности соотношение
между государственными и местными
налогами также трудно вывести общий подход,
т.к. это обусловлено сложными процессами
распределения властных и экономических
полномочий между центральным правительством
и местными администрациями. И тем не менее
опыт промышленно развитых стран позволяет
выделить тенденцию увеличения доли национального
дохода, перераспределяемого через систему
местных бюджетов.[17,с.43].
Доходы государства формируются
преимущественно в виде налоговых
поступлений. Но это не единственный
источник. Есть еще и неналоговые поступления,
их состав зависит от таких обстоятельств,
как размер государственной собственности,
набор услуг, которые государство предоставляет
субъектам хозяйствования и населению,
жесткость административной и финансовой
ответственности, успешность работы органов,
обеспечивающих экономическую безопасность
государства и других обстоятельств и
действий.
Налоговая система есть
единство экономических, правовых
и организационных факторов, обуславливающих
ее самостоятельность и функционирование.
Кроме уровня развития экономики, отношений
собственности важное значение для построения
налоговой системы имеют политико-правовые
принципы, речь о которых шла ранее.
Глава № 2 Концепции
и принципы налогообложения.
2.1 Концепции налогообложения.
Капиталистическая
формация вызвала к жизни различные
теории, объясняющие экономическую сущность
о правовую природу налогов. В XVII в. налоги
стали рассматриваться как эквивалент
за те услуги, которые государство оказывает
своим гражданам. Это так называемая индивидуалистическая
теория налогов, видным представителем
которой были Ш.Монтескье, А.Смит, Д.Рикардо.
В XIX в. получила распространение
теория налогов как бюджетной необходимости,
которая не связывала налоги с адекватной
отдачей от государства. Эту теорию разработал
Лекруа-Болье.
Вместе с тем в
эпоху меркантилизма распространяется
представление о налогах как
инструменте, обеспечивающем не исключительно
финансовые потребности государства.
Теория и практика XVI-XVIII вв. свидетельствует о том, что посредствам
налогов начали пытаться решать некоторые
социальные проблемы, в частности,
вопросы рождаемости. Но были попытки
использовать налоги в целях ограничения
потребления предметом роскоши, алкоголя
и табака. Посредством таможенных пошлин
практиковалась защита отечественных
производителей.
Накопленный
в этот период опыт был обобщен
в конце XIX в. А.Вагнером, который создал новую
теорию налогов, в ней сочетались финансовые
и социально-политические аспекты налогообложения.
Социально-политическая роль налогов
заключалась в их воздействии на распределение
национального богатства и доходов населения
в нужном для государства направлении.[17,с.26].
Современная
западная экономическая наука,
несмотря на разнообразие направлений
и школ, рассматривает налоги с точки зрения их воздействия
на всю совокупность экономических отношений
и прежде всего рациональное использование
факторов производства. Вся западная экономическая
мысль базируется на научных концепциях,
выработанных в конце прошлого, начале
нынешнего веков. Научные доктрины в области
государственных финансов можно подразделить
на доктрины кейнсианской и неоклассической
направленности.
Для обоих
направлений или школ характерен
прагматический подход к теоретическим
исследованиям: он должны лежать в основе реальной экономической
и финансовой политики правительств западных
государств.
В западном
полушарии Европы в течении
почти сорока лет имела широкое
распространение теория Дж.М.Кейнса.
Он обосновал необходимость более
активного вмешательства государства в процесс общественного
производства, не посягая при этом на основы
рыночной экономики. Согласно его воззрениям
главным инструментом государственного
регулирования является бюджетная политика,
денежно-кредитному регулированию он
отводил второстепенную роль.
В кейнсианстве
налоги занимают особое место.
Посредством налогов государство
управляет процессом распределения
национального дохода между производителями
и населением, с одной стороны,
и государством - с другой. Кейнс
ввел в свою теорию механизм, обозначенный им
как «налги - встроенные стабилизаторы».
Он основан на функциональной зависимости
между национальным доходом налогами.
Содержание этого механизма можно выразить
следующим образом: чем выше уровень национального
дохода, тем больше должны быть налоговые
поступления.
Следование
кейнсианской доктрине в реальной
политике западных государств
обусловило серьезные проблемы,
выразившиеся в значительных
размерах бюджетного дефицита, государственного
долга и инфляции.[17,с.28].
Новая версия
кейнсианства была предложена
американским ученым П.Самуэльсоном.
Он ввел в ранее известные
экономические категории новую:
«общественный товар», под которым
понимаются товары и услуги, предоставляемые
членам общества государством.
Коль скоро члены общества заинтересованы
в расширении и улучшении качества «общественного
товара», то они добровольно берут на себя
обязанности по несению налогового бремени.
Однако люди все же склонны к максимизации
«личного товара», налоги же, если они
чрезмерны, вызывают активное и пассивное
сопротивление налоговой политике государства,
т.к. уменьшают платежеспособность
населения.
Неоклассическая
теория исходит из ограничения
государственного вмешательства
в экономические процессы. Исходя
из этой идеи формируется концепция снижения общего
уровня налогов. Их основной принцип в
области налогообложения может быть сформулирован
следующим образом: оставьте деньги в
карманах налогоплательщиков, они ими
распорядятся лучше, чем государство.
Сторонники этой теории исходят из
необходимости значительного снижения
уровня общего уровня налогов для поддержания
высокой нормы сбережений и инвестиций,
активизации рыночного механизма.
Определенную
популярность имеет налоговая
концепция американского ученого
А.Леффера, который обосновал зависимость между
ростом налогов и доходами бюджета. В 1936
г. Г.Саймсон выдвинул популярную теорию
«справедливого налогообложения». Эта
теория преследовала вполне земные цели:
минимизировать политическое вмешательство
в экономические процессы. Государству
отводилась роль производителя общественных
благ и услуг, идеальным считалось универсальное
обложение общей суммы дохода.
На разработку налоговой
политики существенное влияние
оказал целый ряд концепций,
каждая из которых строится на определенных
предпосылках, располагает собственным
аналитическим аппаратом и по-своему отражает
роль государственных финансов в современном
хозяйственном механизме. Но во всех этих
популярных в настоящее время теориях
выдвигается, как правило, требование
пересмотра системы налогового регулирования,
отказ от использования налогов прежде
всего как средства манипулирования общественным
спросом в рамках макроэкономической
стабилизационной политики. В качестве
важнейших нормативных критериев оценки
эффективности и адекватности рыночному
механизму.[17,с.33].