Налогообложение Древней и Средневековой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:17, контрольная работа

Краткое описание

Финансовое устройство Древней Руси складывается во время объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в. Существовавшие в этот период податные отношения имели еще и достаточно примитивную форму, однако со временем под воздействием внешних и внутренних политических и экономических факторов происходит их постепенная трансформация.
После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.

Содержание

1. Налогообложение Древней и Средневековой Руси.
2. Состояние налоговой системы в СССР
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

история налогообложения Аня.docx

— 55.82 Кб (Скачать файл)

Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее население. Оно кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленная рыба тут же солилась дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась в огромном количестве. Возник недостаток основного пищевого продукта. К тому же у людей, занятых тяжелым физическим трудом, солевой обмен наиболее интенсивен и соли им требуется больше, чем в среднем для человека.

    В России соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.

    Прежде всего была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. издан Торговый Устав. Внешняя таможенная пошлина была установлена в 8 денег с рубля и в 10 денег с рубля, т. е. 4 и 5%. Иностранцы платили, кроме того, 12 денег с привозимых и вывозимых товаров таможенную пошлину и еще 4 деньги с рубля проезжую пошлину. В целом для иностранцев таможенная пошлина составляла 12--13%, для русских, вывозивших товары за границу -- 4-- 5%, т. е. Торговый Устав имел явно протекционистский характер.

     В 1667 г. ставки были уточнены Новоторговым Уставом. Сохранилась пошлина в 8 и10 денег с рубля для русских и плюс 12 денег с рубля, для иностранных купцов. Но добавилось положение, что при проезде в глубь страны иностранец платит еще по гривне с рубля, или дополнительно 10%.

Большое распространение получил введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.

В 1678-1680 гг. в целях упрощения сложной системы налогообложения проводится налоговая реформа, в результате осуществления которой отмечаются многочисленные налоги и сборы, а поземельное обложение заменяется подворным. Замена посошного обложения подворным позволила расширить количество плательщиков податей за счет включения слоев населения, ранее не плативших налоги: наравне с крестьянскими и посадскими в тягло включались бобыльские, холопьи и прочие дворы. Единицей обложения стал служить двор, а количество дворов определялось количеством ворот. Подворное обложение, как и посошное, осуществлялось раскладочным способом, то есть общая сумма налоговых поступлений от каждой территории в доход казны определялась централизованно, а крестьянская община и посад раскладывали подати между дворами.

    В XVII в. происходит ликвидация остатков прежней феодальной раздробленности и укрепление централизованного государства. Соответственно осуществляются преобразования и в финансовой сфере, в том числе в процессе упорядочения системы налогообложения. Нормативное регулирование налогов появляется в специальных актах органов центральной государственной власти, посвященных регулированию исключительно налоговых отношений и устанавливающих новые правила налогообложения, не основанные на обычаях.

    Таким образом, в 16-17 веках налогообложение на Руси было упорядочено и приведено в систему. Налоги становятся основным источником бюджета. Были созданы специальные органы, в компетенцию которых входил контроль за фискальной деятельностью приказов, за выполнением доходной части бюджета.

Период правления Петра I (1672-1725) сыграл особую роль в становлении и развитии налоговых отношений Российского государства. Коренное реформирование финансовой системы России Петром I заключалось в изменении самого принципа формирования доходов государственного бюджета. При Петре I в сфере налогообложения произошли радикальные преобразования. Для пополнения казны увеличивались ставки уже существующих налогов, а также вводились различные новые сборы, численность которых достигла трех-четырех десятков. Были введены военные налоги: «драгунские деньги» (взимались по 25 копеек с крестьянского двора на жалованье ратным людям), налог «на наем подвод под артиллерийские припасы» (его размер колебался от 6 до 13 копеек) и другие налоги.

     В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением страны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и мануфактур.

     Петр начал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом предусматривал передачу их в дальнейшем в частные руки. Зачинателям производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям приписывались населенные пункты, что позволило решить проблему рабочих рук. Именно в этот период в России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело.

    Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой.

Промышленное развитие требовало улучшения торговли. Торговлю затрудняло состояние путей сообщения, и это крайне заботило царя. Он задумал соединить Балтийское и Каспийское моря посредством системы каналов. При нем был прорыт канал, соединивший реки Уну и Творцу, начаты работы по сооружению Ладожского канала. Российским купцам Петр настойчиво предлагал образовывать торговые компании, объединять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов.    Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Петр учредил особую должность -- прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков -- десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды. Был о постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать: с царедворцев и служилых людей по 60 руб., а с гостей и гостиной сотни первой статьи -- по 100 руб., средней и меньшой статьи, с торговых и посадских людей -- по 60 руб., с боярских людей, ямщиков, церковных причетников и всяких чинов московских жителей по 30 руб. ежегодно. С крестьян брали по воротам пошлину по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него. Сибирские жители от этой пошлины были освобождены.

    До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа.

    Налогообязанные лица (ревизские души) регистрировались в специальных книгах (ревизских сказках). Величина душевого оклада новой подати была установлена в 74 копейки. При числе наличных душ в 5,6 млн. это должно было обеспечить казне 4,1 млн. руб.

В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. для обложения подушной податью. В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую очередь, для малоимущих людей. Впрочем, не все придерживались того же мнения, современники отмечали тяжесть подушной подати, возрастание недоимок. Уже в 1725 г. Екатерина 1 (1684-- 1727) снизила оклад с 74 до 70 коп.

    После смерти Петра I (1725 г.) финансы в России постепенно начали приходить в упадок. Лишь во времена правления Екатерины II (1762-1796) создаются важные предпосылки последующего перехода к более рациональным методам ведения финансового хозяйства и построения финансовой администрации.

Екатериной II были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Упорядочено управление финансами, в том числе в губерниях.

Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов.

Надо сказать, что в эти годы иногда принимались решения, дающие быстрый финансовый эффект, но которые вряд ли можно признать полезными в целом. Так, в 1765 г. признано необходимым отдать на откуп винную торговлю, что и было сделано. Через два года откупа приобрели массовый характер. Увеличив доходы, они породили пьянство, злоупотребление в винной торговле, тайную продажу водки.

    Более одной трети государственных расходов поглощала армия. В середине 60-х годов подушная подать целиком в соответствии еще с распоряжениями Петра I направлялась на содержание войска. Но туда же еще шли деньги от винных, соляных, таможенных сборов.

    В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб.. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую гильдию, а с большим капиталом -- в первую. Объявлял о своем капитале каждый купец сам «по совести». Проверки имущества не производилось, доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1% от объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено Городовое положение, которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию. Ставка налога осталась прежней. Однако в дальнейшем она росла и в конце царствования Александра I составляла 2,5% для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий.

   Что касается сохранявшегося подушного налога на основное население России, то при Екатерине II это был не совсем тот налог, который ввел Петр 1. По Указу от 3 мая 1783 г. «подати с мещан и крестьян по числу душ полагаются единственно для удобности в общем государственном счете». Такой счет не должен стеснять плательщиков «в способах, ими полагаемых к удобнейшему и соразмерному платежу податей». Община могла разверстать положенный ей подушный налог между своими членами так, как считала необходимым. А с 1797 г. уже после смерти императрицы российские губернии были разделены на четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного значения и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады.

   В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763 г. 5667 тыс. руб. или 34,3% всех доходов, а в 1796 г.--24 721 тыс. руб. или 36% доходов. Косвенные налоги давали 42% в 1764 г. и 43% -- в 1796 г. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 г. была создана экспедиция о государственных доходах, разделенная в следующему году на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоимок, недоборов и начетов. В губерниях для управления государственными имуществами, сбора податей, ревизии счетов, заведованиями другими финансовыми делами были созданы коллегиальные губернские Казенные палаты. Губернской Казенной палате были подчинены казначейства губернское и уездные, которые хранили казенные доходы. Казенные палаты просуществовали до XX в., хотя отдельные их функции подвергались изменениям. Таким образом, Екатерина продолжала курс Петра I на усиление местного самоуправления, передачу ему новых функций, наделение самостоятельными финансовыми ресурсами. В этот период укрепляются бюджеты городов, где все большую роль начинают играть оброчные статьи. Налоги взимались с содержателей портомоен и прорубей, с перевозов, с рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и др. Тогда же появляются и первые заемные средства в бюджетах городов и проценты со вкладов в банки.

При Екатерине II совершенствуется управление государственными финансами, проводится реорганизация государственного аппарата. Деятельность коллегий, особенно финансовых, оказывается неэффективной, что обусловливает необходимость использования принципа централизованного управления. В результате в 1780-1781 гг. учреждаются Экспедиция доходов. Экспедиция расходов, Экспедиция ревизии счетов, Экспедиция взыскания недоимок, недоборов и начетов. В губерниях создаются казначейские палаты, которые сохраняются в России до XX в.

   С 1898 года Николай II ввел промысловый налог. Большое значение играл налог с недвижимого имущества. Появляются новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, и т.д.

В XIX в. происходит нормативно-правовое оформление системы земских сборов и повинностей. Появившееся в 1805 г. «Предварительное положение о земских повинностях» устанавливало, что денежные сборы взимаются только на основании высочайших указов и узаконений. Сметы повинностей составляются специальным губернским присутствием в составе губернатора, вице-губернатора, губернского предводителя дворянства и депутатов от городского общества и утверждаются дворянским собранием совместно с депутатами от купечества. Сборы вносятся в казначейства, но не «смешиваются» с другими государственными доходами. «Положение», однако, не касалось натуральных повинностей (дорожной, подводной, этапной, квартирной и прочих воинских и гражданских), а также не определяло предметы денежных земских повинностей, что обусловило разработку дополнительных нормативно-правовых актов. Новые правила о земских повинностях были введены Уставом о земских повинностях, изданным 13 июня 1851 г. Наиболее существенное их отличие от предыдущих заключалось в том, что земскими повинностями были признаны только те предметы, которые «означены» в Уставе.

    Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основной была подушная подать (которая отменяется сначала с мещан, а затем и во всем государстве), замененная в 1863 г. налогом с недвижимого имущества. Объектом налогообложения являлись дома и все другие виды недвижимого имущества, приносящего доход. Обложению налогом подлежало имущество, находящееся в черте города и за его чертой, но принадлежащее городу. Оно включало в себя жилые дома, фабрики, заводы, складские помещения, бани, лавки, магазины, огороды.

   При этом сохраняется важная роль в системе государственных доходов питейного и таможенного сборов, соляного налога (в 1862 г. вводится акциз на соль), акциза на дрожжи (1866 г.), акциза на керосин (1872 г.), акциза на табак. В 1875 г. в российском бюджете появляется государственный поземельный налог наравне с другими налогами реального характера (подомовым, промысловым, налогом на строения). Ставки обложения дифференцировались от 0,25 (Астраханская) до 17 (Подольская) копеек с десятины удобной земли и леса. Сумма поземельного налога устанавливалась централизованно для губерний, а затем распределялась между уездами и плательщиками.

   В начале XX в. структуру основных налоговых доходов бюджетов составляли: прямые налоги - поземельный налог, подомовой, или квартирный, налог, промысловый налог, подоходный налог, пошлины, гербовые сборы и патенты; косвенные налоги - различные виды акцизов (табачный, сахарный, соляной, нефтяной, спичечный налоги и др.). Существующая в этот период налоговая система отличалась многочисленностью налогов и сборов и не имела определенного принципа формирования. Это во многом было связано с тем, что в России того времени наряду с развивавшимися капиталистическими отношениями существовали и феодальные отношения с присущими им формами обложения (оброк, подымный налог), а также несовершенная система взимания налогов и сборов.

Информация о работе Налогообложение Древней и Средневековой Руси