Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 21:58, реферат
Конец XVIII – конец XIX в.: происходит процесс юридизации налога, формируются принципы налогообложения, и предпринимается попытка сформулировать определения налогового платежа, происходят споры о месте налогов в системе государства. К середине XIX в. Число налогов увеличено, и большое значение придается соблюдению юридической формы при введении и взимании налогов. Разрабатываются теоретические основы налогообложения. Налоги стали устанавливаться исходя из принципа всеобщности.
Введение 3
Краткая характеристика НЭПа 5
Налоговая политика НЭПа 8
Заключение 13
Список литературы 16
ФГБОУ ВПО
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Реферат по дисциплине
Налоги и налогообложение
На тему :
«Налогообложение в период НЭПа»
Работу выполнила студентка группы Кмб-41 : Шабалина Ольга
Работу проверила: Домрачева Лариса Петровна
Киров
2014 г.
Оглавление
Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие основные периоды:
IV в. до н. э. – V в. н. э. – появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания. Вначале они носят нерегулирующий характер, взимаются по мере необходимости в натуральной форме. По мере увеличения государственных расходов, налоги начинают взиматься в денежной форме, и регулярно увеличивается их размер. Постепенно они становятся основным источником доходов государства.
V–XVIII вв.: существуют определенные налоговые системы, которые запутаны и развиты крайне слабо. Налоги вводятся на определенный период в связи с необходимостью финансирования целевых затрат – взимаются одновременно, когда в казне заканчиваются средства. Большое внимание уделяется косвенному налогообложению, впервые вводятся акцизы с ввозимых и вывозимых товаров. Но сбор налога на данном этапе – вид предпринимательской деятельности: право сбора налога выкупается у государства отдельными гражданами. Налог становится главным источником формирования государственной казны.
Конец XVIII – конец XIX в.: происходит процесс юридизации налога, формируются принципы налогообложения, и предпринимается попытка сформулировать определения налогового платежа, происходят споры о месте налогов в системе государства. К середине XIX в. Число налогов увеличено, и большое значение придается соблюдению юридической формы при введении и взимании налогов. Разрабатываются теоретические основы налогообложения. Налоги стали устанавливаться исходя из принципа всеобщности.
С начала XX в. – становление конструкций современных налоговых систем, основанных на научных принципах налогообложения. Ведущее место занимает прямое налогообложение. Данный этап характеризуется непрекращаемыми налоговыми реформами, направленными на поиски оптимальной налоговой системы.
Необходимо отметить, что политические и экономические изменения неизбежно приводили и к изменению систем налогообложения. Процесс эволюции налогообложения условно можно разделить на 2 этапа:
1) акты о налогообложении, обеспечивающие защиту и признание прав только государства, основные принципы налогообложения – общеобязательность и безусловность, нормативные акты фиксируют право государства на изъятие определенной части собственности своих подданных по случаю возникшей необходимости;
2) акты о налогообложении начинают защищать права и интересы не только государства, но и обязанных лиц. На смену принципу безусловности приходят принципы законности, соблюдение прав налогоплательщика, соразмерности налогового бремени, справедливости.
Новая экономическая политика (НЭП) - политика советской власти в 20-х годах XX века, при которой все предприятия одной отрасли промышленности подчинялись единому центральному органу управления - главному комитету (главку). Эта политика сменила политику «военного коммунизма».
Переход от «военного коммунизма» к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии в марте 1921 года.
Первоначальная идея перехода была сформулирована в работах В.И. Ленина 1921-1923 годов: «конечная цель остается прежней - социализм, но положение России после гражданской войны диктует необходимость прибегнуть к «реформистскому» методу действий в коренных вопросах экономического строительства».
Основные меры, проведенные в рамках НЭПа:
·введение продовольственного налога, который заменил продовольственную разверстку (обязательную сдачу крестьянами государству по твёрдым ценам всех излишков продуктов);
·легализовалась свободная торговля, частные лица получили право заниматься кустарными промыслами и открывать промышленные предприятия с числом рабочих до 100;
·мелкие национализированные предприятия возвращались прежним владельцам;
·в 1922 году было признано право на аренду земли и использование наемного труда;
·отменена система трудовых повинностей и трудовых мобилизаций.
·натуральная оплата труда заменена денежной;
·учрежден новый государственный банк, восстановлена система банков.
Все эти изменения правящая партия КПСС проводила, не отказываясь от своих идеологических воззрений и командных методов руководства социально-политическими и экономическими процессами.
Для своего развития НЭП нуждался в децентрализации хозяйственного управления, и в августе 1921 года Совет Труда и Обороны (СТО) принял постановление сократить количество отраслевых главков; в руках государства оставались только крупная промышленность и базовые отрасли хозяйства.
НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет «военного коммунизма».
Однако уже на раннем этапе НЭПа (1921-1923 года) признание роли рынка сочеталось с мерами по его упразднению. Большинство руководителей КПСС отнеслось к НЭПу как к «неизбежному злу», опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма. У многих большевиков сохранялись «военно-коммунистические» иллюзии о том, что уничтожение частной собственности, торговли, денег, равенство в распределении материальных благ ведут к коммунизму, а НЭП есть измена коммунизму. По сути своей, НЭП был рассчитан на то, чтобы продолжая курс на социализм, путем лавирования, социального компромисса с большинством населения двигать страну к цели партии - социализму, хотя и более медленно и с меньшим риском. Считалось, что и в рыночных отношениях роль государства прежняя, как и при «военном коммунизме», а экономическую реформу оно должно проводить в рамках «социалистичности».
Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы).
В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свёрнут.
Юридически НЭП был прекращен 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР.
Переход к НЭПу, проявившийся в разрешении торговли, возвращении кустарных промыслов, восстановлении денежного обращения и кредитных отношений, допуске различных форм собственности, обусловил возрождение налоговой системы.
Основу этой системы дала система
дореволюционной России - промысловый
налог, подворный налог, военный налог,
квартирный налог, налог с наследств и
дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор.
Вместе с тем были созданы новые виды налогообложения:
единый натуральный налог, сельскохозяйственный
налог, подоходно-
Характерной чертой налоговой системы периода НЭПа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. К 1930 году количество платежей взимаемых только с обобществленного сектора достигло 86.
Обобществление - процесс перехода от частных форм владения к общественным формам владения.
Фискальная политика государства в период НЭПа претворялась в жизнь Народным комиссариатом финансов (Наркомфин или НКФ) Представители: Г.Я. Сокольников-Бриллиант, Н.П. Брюханов.
Систему налогов и сборов при НЭПе составляли следующие виды:
·продовольственный налог (продналог по объему был меньше продразверстки; излишки оставались крестьянам, которые могли распоряжаться ими по своему усмотрению; создал личную заинтересованность сельских тружеников в увеличении производства сельскохозяйственной продукции и повышении производительности труда) (продналог на 1921-1922 года - 240 млн. пудов зерна), (просуществовал до 1923 года);
·промысловый налог (взимался с частных торговых и промышленных предприятий, а также с государственных, кооперативных, коммунальных и общественных предприятий);
·единый натуральный налог (взимался в пудах ржи или пшеницы; носил прогрессивный характер);
·денежный подворный налог (взимание было прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога);
·сельскохозяйственный налог (заменил различные натуральные налоги);
·индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом (облагались доходы от всех источников сельского хозяйства и от всех видов неземледельческих заработков);
·подоходно-поимущественный (введен для регулирования размеров накоплений частнокапиталистических элементов; использовался, когда доходы частных лиц и доходы рабочих и служащих от работы по найму превышали определенный размер (сельское население освобождалось от его уплаты); позже переименован в подоходный налог);
·военный налог (облагались мужчины в возрасте от 21 года до 40 лет, не подлежащие призыву в Красную Армию);
·налог на сверхприбыль (вводился с целью изъять доходы частнокапиталистических элементов, полученных в результате применения спекулятивных цен);
·квартирный налог (взимался с владельцев торговых и промышленных предприятий, строений в городах и сдаваемых внаем помещений вне городов);
·налог с наследств и дарений (облагалась вся стоимость наследства или дарения по резко прогрессивной шкале ставок, которые колебались от 1 до 90% в зависимости от стоимости имущества);
·акцизы (уплачиваемые с некоторых
товаров (вино, спички, табачные изделия,
гильзы, спирт, мед, соль, сахар, кофе, галоши)
предприятиями-производителями)
·налог с доходов от демонстраций кинофильмов;
В сфере косвенных налогов также проводился классовый принцип налогообложения за счет установления повышенных акцизов на предметы роскоши. За счет этого бюджет получал более половины всех поступлений от косвенных налогов.
В качестве чрезвычайных вводились: в 1922 году - единовременный общегражданский налог для оказания помощи голодающим, в 1924 году - единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая.
В 1922-1923 годах отмечался резкий подъем местного «налоготворчества», выразившегося в появлении массы непредусмотренных никакими законами различного рода налогов и сборов.
В период НЭПа важный вклад в исследование налоговой теории и практики внесли В.Альтшулер, Д.Боголепов, А.Соколов, В.Твердохлебов, А.Тривус.
В период НЭПа существовало одновременно несколько органов, наделенных законодательными полномочиями. Это привело к тому, что норма налогового права была оформлена в виде различных правовых актов - декретов, постановлений, положений, временных правил и инструкций высших органов государственной власти. Центральное место в системе источников налогового права этого периода занимали декреты ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет) и СНК (Совет народных комиссаров). Принимаемые в форме инструкций ведомственные акты дополняли и конкретизировали порядок налогообложения, установленный налоговыми декретами.
Нормативные правовые акты,
установившие порядок местного налогообложения
в период НЭПа, определяют полномочия
центральных и местных органов власти
в области правового регулирования местных
налогов; устанавливают перечни местных
налогов и сборов, распределение которых
проводилось по признаку административно-
Построение системы местных налогов и сборов, как и системы государственных налогов, началось в условиях полного разрушения финансово-правовых основ государственной деятельности и отсутствия необходимого опыта работы у вновь созданных органов советской власти. Поэтому развитие местного налогообложения осуществлялось в основном через экспериментирование в области нормативно-правового регулирования, путем ежегодной корректировки законодательства, устанавливавшего местные налоги и сборы в зависимости от внешних экономических условий налогообложения и эффективности обложения тем или иным местным налогом.
Закрепленный в законах союзных
республик порядок установления местных
налогов и сборов в отдельных административно-