Налогообложение доходов физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы исследовать особенности налогообложения физических лиц на основе российского налогового законодательства.
Задачи, поставленные при написании курсовой работы следующие:
1. Определить основные понятия налогообложения доходов физических лиц.
2. Рассмотреть виды налоговых вычетов.
3. Изучить порядок исчисления налога на доходы физических лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

фин и кр курс.docx

— 95.36 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в доход  работника должна быть включена сумма 6000 руб. (8000руб. - 2000руб.).(7, с.467-492).

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год (8, с.62).

При исчислении налоговой  базы по налогу на доходы физических лиц  датой фактического получения дохода является (10, с.9):

-  день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, — при получении доходов в денежной форме;

-  день передачи доходов в натуральной форме—при получении доходов в натуральной форме;

-  день уплаты процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров, приобретения ценных бумаг—при получении доходов в виде материальной выгоды;

-  последний день месяца, за который начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором—при получении дохода в виде оплаты труда.

Порядок определения  налоговой базы

Порядок исчисления налога установлен ст. 225 НК РФ.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога. Поэтому, если работник принят в организацию в середине налогового периода и из Справки о доходах физического лица, представленной им с предыдущего места работы, следует, что предыдущим налоговым агентом были допущены какие-либо ошибки при исчислении налога (например, предоставлено больше или меньше, чем следует, стандартных налоговых вычетов и др.), исправление их новым налоговым агентом не допускается. 

Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Налоговая база определяется oтдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (п. 2 ст. 210 НК РФ).

Общая сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате за налоговый период (календарный год} физическим лицом, являющимся налоговым  резидентом РФ, представляет собой  сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных путем умножения  налоговой базы по доходам каждого  вида, в отношении которого установлена  определенная налоговая ставка, на соответствующую ставку.

При определении налоговой  базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так  и в натуральной форме или  право на распоряжение, которыми у  него возникло, а также доходы в  виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Если из дохода налогоплательщика  по его распоряжению, по решению  суда или иных органов производятся какие-либо удержания, то они не уменьшают  налоговую базу.

Если налогоплательщиком получены доходы (понесены расходы), выраженные (номинированные) в иностранной валюте, то в целях исчисления налога на доходы физических лиц они пересчитываются  в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления  расходов) (п. 5 ст. 226 НК РФ). При исчислении налога на доходы физических лиц за налоговый период учитываются все  доходы налогоплательщика, дата получения  которых относится к соответствующему налоговому периоду.

При этом дата фактического получения дохода определяется как  день (п. 1 ст. 223 НК РФ):

— выплаты дохода, в том  числе перечисления дохода на счета  налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих  лиц, — при получении доходов  в денежной форме; — передачи доходов  в натуральной форме т при  получении доходов в натуральной  форме;

— уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), ценных бумаг — при получении  доходов в виде материальной выгоды.

При получении дохода в  виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход  за выполненные трудовые обязанности  в соответствии с трудовым договором (п. 2 ст. 223 НК РФ)

1.3 Налоговые ставки и вычеты. Историческая справка взимания подоходного налога

Введение подоходного  налога предполагает, что государство  имеет возможность, способности  и право собирать информацию обо  всех сторонах экономической деятельности индивида.

Поэтому, когда в 1907 году в России встал вопрос о введении подоходного налога, товарищ министра финансов Н.Н. Покровский настаивал, что  новый налог нужно представить  обществу как экономическую необходимость, не связывая его с опасными вопросами  общественной и политической организации.

Подоходный налог был  представлен на рассмотрение Думы в 1907 г., но принят лишь в 1916г. Это был  единственный из всех налогов, который  предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы  личных доходов отдельных индивидов; кроме того, ему предстояло стать  единственным по-настоящему универсальным  налогом, взимаемым со всех живущих  в России и официально возложить  фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи).

Подоходный налог был  необычен еще и тем, что в его  основе лежала декларация о доходах, то есть добровольное согласие налогоплательщика  раскрыть информацию о собственных  доходах. Эта мера предполагала, что  каждый налогоплательщик будет сознательно, с позиций гражданина и с пониманием своего долга, сотрудничать с правительством.

В 1916 году правительство  отдало предпочтение не английской, а  прусской системе подоходного налога. Прусская модель представляла собой  систему комплексного налогообложения, при которой налогоплательщик был  обязан декларировать все источники  своих доходов, а государство  подходило к налогоплательщику  как к участнику всех видов  экономической деятельности.

Английская система фактически представляло собой смесь отдельных  налогов на различные виды доходов, а не на налогоплательщика как  такового.

Российское правительство  решило контролировать все аспекты  экономической деятельности личности, но при этом пошло еще дальше: оно предусмотрело нововведение, еще не принятое в других странах, которое заключалось в том, что  каждый потенциальный работодатель, а также все финансовые учреждения были обязаны сообщать о своих  платежах любому физическому или  юридическому лицу, а государство  оставляло за собой еще и право  требовать всю необходимую информацию от самого налогоплательщика. Мы не можем знать, как эта система работала бы на практике, так как процесс сбора налогов был прерван февральской революцией; однако она четко обозначила цели, которые ставило перед собой правительство и которым будут следовать оба сменивших его режима.

Налогообложение было дифференцированным по прогрессивным ставкам. В 1916 г. его  потолок был 12,5%, впоследствии Временное  правительство довело его до 30,5%.Первоначально  Правительство предусматривало  минимальную сумму необлагаемого  дохода в 1000 руб., что в 1912г. означало бы, что большинству населения  подоходный налог не грозит. Инфляция военного периода резко увеличила  число людей, чей доход равен  или больше 1000 руб., а государственный  совет понизил минимальный уровень  дохода до 750 руб. с целью охватить налогом как можно большее  количество населения. Отныне и бедные должны были быть включены в число  налогоплательщиков, потому что получали статус граждан, то есть подтягивались до уровня граждан через насильственное включение в число налогоплательщиков.

Итак, мы рассмотрели причины  введения подоходного налога в России в 1916 году и его особенности. Для  более полной его характеристики рассмотрим особенности взимания подоходного  налога в настоящее время. Начиная  с выхода 7 декабря 1991 года закона «О подоходном налоге с физических лиц», он изменялся и дополнялся 2-3 раза в год, то не имеет смысла рассматривать  все эти изменения. Я остановлюсь  только на последних трех годах, то есть 1998-2000гг. с целью проследить динамику изменения подоходного  налога.

Вообще, для расчета налога используются различные методы учета  налоговой базы: метод начислений и кассовый метод. При методе начислений учитывается момент возникновения  прав и обязательств, когда доходом  признаются все суммы, право на получение которых возникает у налогоплательщика в данный налоговый период, независимо от того, получены ли они фактически. Такой метод применялся с 1992 по 1997г. включительно. С 1998г. налоговая база исчисляется с использованием кассового метода, при котором учитывается момент получения средств и производство выплат. В 1998г. исчисление подоходного налога предполагало шкалу из 6 ступеней.

 

Таблица 1

Ставки подоходного налога с доходов, полученных с 1.01.1998г. [8, с. 30]

Размер облагаемого дохода

Ставка налога

До 20 000 руб.

12%

От 20 001 до 40 000 руб.

2 400 руб. + 15% с суммы превышающей  20 000

От 40 001 до 60 000 руб.

5 400 руб. + 20% с суммы, превышающей  40 000

От 60 001 до 80 000 руб.

9 400 руб. + 25% с суммы, превышающей  60 000

От 80 001 до 100 000 руб.

14 400 руб. + 30% с суммы, превышающей  80 000

100 001 руб. и больше

20 400 руб. + 35% с суммы, превышающей  100 000


При этом весьма существенно  увеличился размер дохода, облагаемого  по минимальной ставке 12%. Введен новый  достаточно щадящий промежуточный  процент налогового изъятия в  интервале от 20 тыс. до 40 тыс. руб. Максимальная ставка осталась на прежнем уровне в размере 35%, но при этом возрос размер дохода, облагаемого по этой ставке с 48 тыс. до 100 тыс. руб.

Особое место в подоходном налогообложении занимают налоговые  льготы. Они имею одну цель – сокращение размера налогового обязательства  налогоплательщика. В 1998г. изменился  размер вычетов на налогоплательщика  и иждивенцев:

при доходе до 5000 руб. вычету подлежали 2 МРОТ (до 1998г – 1 МРОТ);

при доходе от 5000 до 20 000 руб. – 1 МРОТ;

при доходе более 20 000 руб. вычетов  не производилось.

Таким образом, физические лица, получающие низкие доходы, будут платить  налог в очень небольшой сумме. По мере увеличения дохода сумма налога будет возрастать и, таким образом, будет в большей степени привлекаться к формированию доходов местных  бюджетов, которые, в свою очередь, финансируют  из налоговых поступлений социальную инфраструктуру своего региона.

В 1999г. первоначально предусматривалась 6-тиступенчатая шкала ставок подоходного  налога. Но 31.03.1999г. было принято очередное  изменение к закону «О подоходном налоге», которое отменяло максимальную ставку 42% подоходного налога при  доходах свыше 300 000 руб. и, таким образом, вводило 5-тиступенчатую шкалу исчисления подоходного налога. Таблица 2

Шкала ставок подоходного  налога с доходов, полученных после 1.01.1999г. [4, с. 40]

Доходы

Ставка в федерал. Бюджет

Ставка в бюджеты субъектов  РФ

До 30 000 руб.

3%

9%

30 001 – 60 000

3%

2 700 + 12% с суммы, превышающей  30 000

60 001 – 90 000

3%

6 300 + 17% с суммы, превышающей  60 000

90 001 – 150 000

3%

11 400 + 22% с суммы, превышающей  90 000

150 001 и более

3%

24 600 + 32% с суммы, превышающей  100 000


Таким образом, в 1999г. был  введен новый порядок уплаты подоходного  налога: он уплачивался отдельно в  Федеральный бюджет по ставке 3% независимо от дохода и в бюджеты субъектов  РФ по прогрессивной шкале. Также с 1999г. было предусмотрено отдельное исчисление подоходного налога с сумм коэффициентов и надбавок за стаж работы, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и др. Теперь с этих сумм налог взимался отдельно от других доходов в Федеральный бюджет по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ по ставке 9%.

С 1999г. сумма подоходного  налога определяется в полных рублях.

В 2000г. происходит отмена двух видов подоходного налога – федерального и местного. Теперь все суммы подоходного  налога предприятию необходимо перечислять  на счет соответствующего органа Федерального казначейства, которое само будет  распределять поступающую сумму  по различным бюджетам. Так, 16% поступивших  налогов отчисляется в Федеральный  бюджет, а 84% - в региональный бюджет.

Полностью изменена шкала  подоходного налога. Таблица 3

Шкала подоходного налога на доходы, полученные с 1.01.2000г. [1, ст.6]

До 50 000 руб.

12%

От 50 001 до 150 000 руб.

6 000 руб. + 20% с суммы, превышающей  50 000.

От 150 001 руб. и выше

26 000 руб. + 30% с суммы, превышающей  150 000 руб.

Информация о работе Налогообложение доходов физических лиц