Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:39, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы является система налогообложения операций с ценными бумагами в разрезе типов ценных бумаг.
Целью данной работы является изучение основ законодательного регулирования налогообложения операций с ценными бумаги в Российской Федерации.
1.3. Налогообложение операций с ценными бумагами.
Налогообложение операций с ценными бумагами имеет свои особенности и отличия от остальных.
Можно отметить, что операции с ценными бумагами в соответствии с Главой 21 Налогового кодекса относятся к операциям, необлагаемым НДС. Поэтому основные особенности налогообложения связаны с налогом на прибыль.
Прибыль от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. Причем расходы по операциям с ценными бумагами могут быть признаны только по кассовому методу в соответствии со ст. 329 Налогового кодекса.
Определение цены реализации ценных бумаг в целях налогообложения имеет некоторые нюансы. Дело в том, что невозможно в качестве дохода принять любую цену, по которой они были проданы. Статья 280 накладывает на нее определенные ограничения.
Эти ограничения зависят от типа ценных бумаг. Налоговый кодекс выделяет два типа: ценные бумаги, обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке.
Ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:
Для обращающихся ценных бумаг цена реализации должна находиться в интервале между минимальной и максимальной ценами данной бумаги, зарегистрированными на дату совершения сделки. Причем вы можете сами выбрать организатора торговли, интервал цен которого будете использовать. Если на рынке сделки не совершались на эту дату, то вам следует взять интервал цен по ближайшим торгам.
Если же цена реализации ниже минимальной цены в интервале, то в целях налогообложения принимается минимальная.
Сложнее дело обстоит с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке. Для них за основу принимается цена аналогичных (идентичных, однородных) бумаг, по которым проходили торги хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.
При этом может рассматриваться либо интервал цен по аналогичной ценной бумаге, либо ее средневзвешенная цена. В первом случае фактическая цена вашей ценной бумаги должна лежать в этом интервале. А во втором - отклоняться от средневзвешенной не более чем на 20 процентов.
А вот если такая информация отсутствует, то за основу следует взять расчетную цену. Расчетная цена определяется с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения, стоимости чистых активов эмитента, приходящихся на одну акцию, и т.д. При этом фактическая цена должна отклоняться не более чем на 20 процентов от расчетной.
Отметим, что налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется отдельно от налоговой базы по остальным видам деятельности. Не выделяют ее лишь профессиональные участники рынка ценных бумаг. При этом также отдельно определяется база по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке и не обращающимся.
То есть невозможно, например, уменьшать доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке. И наоборот.
Убытки, которые получены в предыдущих налоговых периодах по операциям с ценными бумагами, также нельзя учесть при расчете налоговой базы в общем порядке, предусмотренном ст. 283 НК. Но здесь действует то же правило, что и при формировании налоговой базы по разным типам бумаг.
А именно убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке, могут уменьшать налоговую базу только по операциям с такими же бумагами. Аналогично по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке.
Но все это не распространяется на профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность. Для таких организаций операции с ценными бумагами являются обычным видом деятельности. И они определяют налоговую базу и переносят убытки с учетом всех доходов и расходов организации, а также по всем типам ценных бумаг вместе.
Списание расходов при реализации ценных бумаг происходит в соответствии с методом ФИФО, ЛИФО или по стоимости единицы. Конкретный метод определяется учетной политикой организации.
При расчете цены выбытия возникают расхождения с бухгалтерским учетом. В нем цена не учитывается по методу ЛИФО, но зато возможно рассчитать цену выбытия по средней первоначальной стоимости. То есть могут возникать постоянные разницы между бухгалтерским и налоговым учетом.
Что касается цены приобретения ценных бумаг. В нее включаются помимо стоимости самих ценных бумаг также расходы по их приобретению. Об этом говорится в ст. 300 НК, в которой, тем не менее, не сказано, какие именно расходы можно учитывать как расходы по приобретению. Не повествуют об этом и другие ст. 25-й главы НК.
При определении налоговой базы также учитываются расходы по реализации, про состав которых, кстати, тоже ничего не сказано.
В этих условиях мы можем руководствоваться лишь пунктом 1 ст. 11 НК РФ. Согласно ей термины, которые не имеют специальных значений в НК, применяются в значениях, которые используются в других отраслях законодательства. Поэтому вы можете принимать расходы по приобретению и реализации ценных бумаг согласно пункту 9 ПБУ 19/02 от 10 декабря 2002 г. N 126н. То есть суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу; суммы, уплачиваемые организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации или иному лицу, через которое приобретены ценные бумаги; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг.
Как видно, в конечном итоге все равно есть "иные затраты", к которым, видимо, можно относить другие "обоснованные и документально подтвержденные затраты" (в соответствии с пунктом 1 статьи 252).
То есть при определении налоговой базы по налогу на прибыль можно учитываете следующие расходы:
1. Расходы на приобретение ценных бумаг;
2. Расходы, связанные с реализацией;
3. Сумма
накопленного процентного
Доходами же являются следующие суммы:
Все вышесказанное не относится к операциям, имеющим ту же внешнюю форму, что и операции с ценными бумагами, но иным по сути. Речь идет о сделках РЕПО с ценными бумагами.
Операции РЕПО - сделки по продаже (покупке) эмиссионных ценных бумаг (первая часть) с обязательной обратной покупкой (продажей) бумаг того же выпуска в том же количестве через определенный срок по определенной цене (вторая часть). Налоговым кодексом установлен максимальный срок, на который заключаются такие сделки, шесть месяцев.
Сразу стоит отметить, что сделки по продаже с последующей покупкой неэмиссионных ценных бумаг не являются операциями РЕПО. Поэтому налогообложение их производится в общем порядке.
Если по договору РЕПО продаются, а затем выкупаются ценные бумаги, а потом опять решается их продать, то расходы на их приобретение вы будете определять на дату их первоначальной покупки. То есть расходы на приобретение по договору РЕПО в данном случае не учитываются.
С экономической точки зрения сделки РЕПО являются или предоставлением денежного займа (кредита) под залог ценных бумаг, или предоставлением товарного кредита в виде ценных бумаг. Разница между ценой первой и второй части РЕПО есть процент, уплачиваемый за пользование этими средствами. В силу этого финансовый результат от операции РЕПО определяется в целях налогообложения не по каждой части отдельно, а суммарно по обеим частям сделки.
Если по первой части РЕПО продаются бумаги по более низкой цене, чем потом они выкупаются, то в целом получается убыток. Значит, при совершении второй части РЕПО уплачиваются проценты за пользование денежными средствами, полученными по первой части сделки.
Если же по первой части РЕПО продаются бумаги по более высокой цене, чем потом они выкупаются, то в целом получается прибыль. Значит, при совершении второй части РЕПО уплачиваются проценты за пользование ценными бумагами, полученными в первой части сделки.
Соответственно доход или расход, если при покупке по первой части РЕПО, определяется в обратном порядке.
В первом случае покупаются бумаги по более низкой цене, чем потом продаются, то есть в целом получается прибыль. Следовательно, при совершении второй части РЕПО получаются проценты за пользование денежными средствами, предоставленными по первой части сделки.
Во втором случае по первой части РЕПО покупаются бумаги по более высокой цене, чем потом продаются. Поэтому получается убыток, следовательно, при совершении второй части РЕПО уплачиваются проценты за пользование ценными бумагами, полученными в первой части сделки.
Поэтому в целях определения налоговой базы следует принять выплаченные проценты в качестве расходов, а полученные в качестве доходов.
Заключение
Ценные бумаги – неизбежный атрибут всякого нормативного товарного и финансового оборота. Будучи товаром, они вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве деньги.
Переход России к рыночной организации экономики и попытки формирования рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг.
В свою очередь, появилась настоятельная потребность в четком правовом регулировании фондового рынка и оборота ценных бумаг, при отсутствии которого их использование просто невозможно.
Цель и задача государства в отношении рынка ценных бумаг – единый государственный подход к формированию, функционированию и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации, обеспечение на рынке сочетания интересов инвесторов и эмитентов, привлечения инвестиций в экономику и защита прав инвесторов, включая иностранных.
В настоящее время сформировались правовые, экономические и организационные основы для развития российского фондового рынка, сформирована нормативно-правовая основа его функционирования. Созданы органы государственного регулирования фондового рынка.
Постановления Центрального Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ, Федеральной службы по финансовым рынкам России регулируют вопросы осуществления дилерской, брокерской, депозитарной деятельности, деятельности по ведению реестра акционеров, деятельности по доверительному управлению, деятельности фондовых бирж, клиринговых центров. Также они устанавливают требования к профессиональным участникам, управляющим компаниям, к внутреннему учету, контролю и отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Основные задачи дальнейшего развития фондового рынка заключаются в совершенствовании инфраструктуры фондового рынка, интегрировании российского рынка в мировой фондовый рынок, обеспечении привлечения инвестиций в российскую экономику, развитии инструментов фондового рынка, повышении уровня капитализации российских эмитентов, повышении ликвидности ценных бумаг мелких и средних эмитентов.
Путь вхождения Российской Федерации в международный рынок капитала определен, и будем надеяться на формирование благоприятного инвестиционного климата в России, установление понятных и стабильных правил ведения бизнеса на финансовом рынке, предсказуемость нормативного и налогового регулирования.
1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года – М.: Ось-89, 2006.
Информация о работе Налогообложение операций с ценными бумагами