Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 19:52, курсовая работа
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной эко-номики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили не-обходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частно-сти, предприятий малого бизнеса. Что экономически выгодно, так как появле-ние большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюд-жет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую оче-редь необходимо крупномасштабным предприятиям, так как они дают им но-вую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
ВВЕДЕНИЕ…..………………………………………………………………..…......3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РФ
И ОСОБЕННОСТИ ЕГО НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ
1.1 Развитие малого предпринимательства в России и его современное значение……………………………………………………………………………....5
1.2 Понятие и критерии отнесения предприятий к малым...………...….....7
1.3 Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса в РФ..…...10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1 Проблемы налогообложения малого бизнеса …………..………….….14
2.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения малого бизнеса ………………………………………………………….…….……18
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…..…..…..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….…28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…..…………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РФ
И ОСОБЕННОСТИ ЕГО НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ
1.1 Развитие малого предпринимательства
в России и его современное значение…………………………………………………………
1.2 Понятие и критерии отнесения предприятий к малым...………...….....7
1.3 Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса в РФ..…...10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1 Проблемы налогообложения малого бизнеса …………..………….….14
2.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения малого бизнеса ………………………………………………………….…….……18
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….…28
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятий малого бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Развитие предпринимательства является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, ввиду того, что малый бизнес приносит немалые поступления в бюджет РФ.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью:
- оценки состояния малого предпринимательства в Российской Федерации;
- определения влияния внутренних и внешних факторов на развитие малого бизнеса;
- анализа различных режимов налогообложения и оценки эффективности их применения.
Объектом исследования является действующая система налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и пути её совершенствования.
Предметом данной курсовой работы является – особенности налогообложения субъектов малого бизнеса в РФ.
Целями данной курсовой работы являются раскрытие сущности налогообложения малого бизнеса в России: выделение основных проблем и путей их решения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие, развитие и критерии отнесения предприятий к малым;
– выявить особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства, значение малого бизнеса в экономике РФ;
– рассмотреть проблемы и основные направления совершенствования системы налогообложения субъектов малого бизнеса.
Научная разработанность курсовой работы обусловлена систематизацией исследований и трудов таких ученых, как А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К. Южелевский и других. Также в качестве исходной информационной базы был использован Налоговый кодекс РФ, интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, практического задания, заключения и списка используемых источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РФ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ
1.1 Развитие малого предпринимательства в России и его современное значение
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Сегодня малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали акцентировать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы, обращаться к истории.
Становление и развитие малого бизнеса в России нельзя рассматривать только как порождение начатых в 1991 году рыночных реформ. Оно имеет достаточно длинную и противоречивую историю. Малыми формами хозяйствования, исторически присущими российской экономике были кустарные промыслы, которые развивались наряду с крестьянскими хозяйствами. Чаще всего промыслы успешно сосуществовали с набиравшим силу фабрично-заводским производством. Многие фабрики расширяли свое производство, привлекая к нему кустарей, возникла своеобразная кооперация.
В конце XIX - начале XX веков начался процесс диверсификации производства – появление крупных предприятий, основанных на использовании наемного труда, который сосуществовал с сохранившимися мелкими промыслами и успешно функционировавшими хозяйственными организациями торговли и сферы услуг.
В модифицированной «административно-командной» форме малый бизнес существовал в СССР, а, следовательно, и в России, в послереволюционные годы. Он базировался на государственной, а до 1960 года и на кооперативной форме собственности, развивался в сфере индивидуально-трудовой деятельности, а также в нелегальном теневом бизнесе. Положение малых форм хозяйствования в дореформенной советской экономике во многом зависело от соотношения отраслевого и территориального подходов к государственной политике.
В истории развития собственно российского малого бизнеса с точки зрения макроэкономической политики, законодательства и институциональных изменений можно выделить 5 стадий развития1:
Стадия I (1987 - 1991 года) – стартовая, зарождение и стихийное развитие российского малого бизнеса.
Стадия II (1992 - 1994 года) – период быстрого роста числа малых предприятий.
Стадия III (1995 - 1997 года) – стабилизация числа малых предприятий.
Стадия IV (1998 - 2001 года) – резкое сокращение числа малых предприятий.
Стадия V (2002 год - по настоящее время) – стагнация малого бизнеса.
Если рассматривать состояние малого бизнеса в РФ в данный момент, то эксперты считают, что несмотря на периоды роста малого предпринимательства, в целом ожидаемое широкомасштабное его развитие в России не состоялось. Причиной являются возникновение экономических барьеров на пути входа на рынок, с одной стороны, и неудавшийся попытки уменьшить административные барьеры – с другой. Рост внутреннего спроса и ускорение темпов роста экономики коренным образом повлияли на ситуацию в инвестиционной сфере, однако инвестиционные расходы концентрируются в сырьевом секторе, предприятия которого получили в 2000-2001 год наибольшую выгоду от использования положительной внешнеторговой конъюнктуры.
Существенной тенденцией последних лет в России стало образование крупных многопрофильных холдингов, монополизация отраслей экономики. Но все еще остро стоит проблема реструктуризации естественных монополий, что означает коренное изменение всей структуры национальной экономики.2
Таким образом, анализ стадий развития российского малого предпринимательства показал, что, несмотря на предпринимаемые меры, в стране до сих пор не созданы условия, действительно способствующие эффективному и устойчивому развитию малого предпринимательства.
1.2 Понятие и критерии отнесения предприятий к малым
Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.
Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц – малых предпринимателей. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.
Важным аспектом налогообложения малого бизнеса является критерий признания предприятия малым. Обычно выделяют два вида критериев – количественные и качественные.3
К количественным критериям относятся такие статистические показатели объекта, как численность занятых на предприятии, оборот, активы, капиталы, прибыли и т.п. Причем единственным критерием, который является сопоставимым для большинства стран, является количество работников, занятых на предприятии.
В западных странах предлагаются также свои качественные критерии для определения малого бизнеса, к которым могут быть отнесены: личное управление предприятием, прямой личный контакт между высшими органами руководства и производственными рабочими, клиентурой и поставщиками, невозможность получить доступ к рынкам капитала. Однако на основании такого рода критериев установить различия между малыми и средними предприятиями сложно.
В конечном итоге в налоговом законодательстве большинства развитых стран при определении понятия «малое предприятие» в качестве базовых используются количественные показатели, но они почти всегда дополняются качественными характеристиками.
В некоторых странах помимо общих критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса существуют также особые критерии, переводящие малое предприятие в льготную категорию, как, например, в США и Великобритании.
Общие критерии применяются к тем субъектам малого бизнеса, которые заинтересованы в получении льготных кредитов, но они фактически не затрагивают налоговые льготы. Так, в США Администрация по делам малого бизнеса, созданная в 1953г. для оказания помощи руководителям малых предприятий в повышении их управленческой квалификации и получении ссуд, считает бизнес малым, если предприятие не доминирует в своей области деятельности и вместе с отделениями нанимает не более 500 человек.
Критерии отнесения предприятия к малому должны быть определены нормативно правовыми актами.
Нормативно-правовое регулирование субъектов малого бизнеса в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и осуществляется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ФЗ от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (указы Президента, постановления Правительства), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К малым предприятиям в РФ относятся коммерческие организации, потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, в которых соблюдаются следующие условия:
– суммарная доля участия сторонних лиц и организаций в их уставном (складочном) капитале (паевом) фонде не превышает 25 процентов. Это не относится к обществам, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
– средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек. При этом в расчете учитываются все работники, в том числе работающие по гражданско-правовым договорам, совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений;
– выручка от реализации товаров (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость – не более 400 миллионов рублей 4.
Таким образом, в различных странах свои критерии отнесения предприятий к малым. В РФ Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определил следующие критерии отнесения предприятия к малому:
– ограничение по доле внешнего участия в капитале;
– выручка;
– численность работников.
1.3 Особенности налогообложения субъектов
малого бизнеса в РФ
Налогообложение малого бизнеса зависит от того, какая система налогообложения малого бизнеса выбрана. Возможны пять вариантов:
– общая система налогообложения (ОСН);
– упрощенная система налогообложения (УСН);
– режим уплаты ЕНВД;
– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
– патентная система налогообложения может применяться только индивидуальными предпринимателями.
Находясь на общей системе налогообложения, малый бизнес платит все налоги, предусмотренные законодательством, если, конечно, организация или индивидуальный предприниматель не освобождены от их уплаты. В этом случае налоги для малого бизнеса, которые являются федеральными, будут следующими:
– налог на добавленную стоимость;
– акцизы;
– налог на прибыль организаций;
– налог на доходы физических лиц;
– сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
– налог на добычу полезных ископаемых;