Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 00:19, реферат

Краткое описание

Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к косвенным налогам. Следовательно под этим понимается, что налог включается в стоимость товара (услуги) и выплачивается потребителем при покупке (косвенно), а государству его передает продавец. Экономическая сущность НДС – это налог на потребление, так как в конечном счете весь его тяжкий груз ложится на последнего покупателя в цепочке продаж, то есть на потребителя.
НДС был "изобретен" и получил широкое распространение сравнительно недавно. Это объясняется уровнем развития экономической науки , а также тем, что процесс администрирования НДС является сложным. Простая форма НДС существовала во Франции уже в 1950-е гг., а в начале 1960-х, после создания Европейского общего рынка, было принято решение о переходе на НДС во всех государствах-участниках. Сейчас НДС введен более чем в ста странах мира.

Вложенные файлы: 1 файл

Налог на добавленную стоимость относится к косвенным налогам.docx

— 17.78 Кб (Скачать файл)

Налог на добавленную  стоимость (НДС) относится к косвенным налогам. Следовательно под этим понимается, что налог включается в стоимость товара (услуги) и выплачивается потребителем при покупке (косвенно), а государству его передает продавец. Экономическая сущность НДС – это налог на потребление, так как в конечном счете весь его тяжкий груз ложится на последнего покупателя в цепочке продаж, то есть на потребителя.

   НДС был "изобретен" и получил широкое распространение сравнительно недавно. Это объясняется уровнем развития экономической науки , а также тем, что процесс администрирования НДС является сложным. Простая форма НДС существовала во Франции уже в 1950-е гг., а в начале 1960-х, после создания Европейского общего рынка, было принято решение о переходе на НДС во всех государствах-участниках. Сейчас НДС введен более чем в ста странах мира.

   В России налог на добавленную стоимость был введен в 1992 г., а Налоговым кодексом он начал регулировать лишь с 2001года. Надо подметить, что российское законодательство по НДС в целом вполне соответствует международным образцам.

   С начала введения в российскую практику НДС шли споры о целесообразности его использования, механизме изъятия, уровне ставок, льготах и т.д. Действительно введение налога на добавленную стоимость в практику в начале 90-х годов было вполне логичным. Это обусловлено тем , что НДС позволило значительно увеличить доходы государства посредством обложения доходов идущих на потребление, поскольку он имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Так же НДС в отличие от прочих видов косвенных налогов и налогов с оборота позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла.

 

Налог на добавленную стоимость  без преувеличения можно назвать  одним из наиболее тяжело администрируемых налогов в нашей стране, так как НДС представляет собой косвенный многоступенчатый налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного цикла и заканчивая продажей конечному потребителю. В консолидированном бюджете РФ НДС составляет около четверти всех налоговых поступлений.

 

 

 

 

 

 

В 2007 году удельный вес налога на добавленную стоимость в налоговых  доходах федерального бюджета составил 37 %, в 2008 году – всего лишь 24 %, и  это, в свою очередь, «заставило»  задуматься чиновников о необходимости  реформирования НДС. На налоговой конференции  в 2007 году председатель экспертного  совета Комитета по бюджету и налогам  ГД РФ М. Ю. Орлов обоснованно назвал ситуацию с администрированием НДС  критической: ее надо срочно модифицировать либо отменять налог и заменять его  другим. Существующие методика расчета НДС и система его администрирования позволяют недобросовестным налогоплательщикам применять различные способы уклонения от его уплаты и создают дополнительные проблемы тем, кто исполняет обязанности по уплате налога. В настоящее время растет число заявлений о возмещении НДС, а также увеличивается задолженность по признанным возмещениям. Макроэкономические цифры показывают, что рост данных возмещений не соответствует подъему экономики – увеличение внутреннего валового продукта отстает от темпов возмещения НДС. Заместитель директора департамента налоговой и таможенно – тарифной политики Минфина А.С. Иванеев признал, что впервые за все время существования НДС сумма вычетов по этому налогу сравнялась с суммой поступлений. Виной тому переход с 1 января 2006 года на метод начисления. Это означает, что взимается НДС по факту отгрузки товара, даже если продавец еще не получил деньги, а вычет по НДС налоговыми органами принимается на основании счета-фактуры независимо от того, произвел ли покупатель оплату.

  

   По информации Минфина России темпы роста возмещений НДС уже в 2006 году существенно превысили темпы роста его уплаты. Еще немного, и  НДС перейдет из доходной части бюджета в расходную. Очевидный вывод состоит в том, что значительный объем возмещений основан на мошеннических действиях. Борьба с мошенничеством, как правило, ведется путем ужесточения правил возмещения рассматриваемого налога, отчего, в первую очередь, страдают добросовестные налогоплательщики. Сегодня любое законопослушное предприятие находится в зоне риска негативных последствий от этой борьбы. И действительно, ни одно предприятие не застраховано от того, что в его книге покупок появится счет-фактура, поставщиком в котором окажется фирма-однодневка. И тогда начнутся проблемы. Факт не сдачи отчетности поставщиком может быть расценен налоговыми органами как достаточное доказательство того, что сумма НДС, принятая к вычету по такому счету-фактуре, есть не что иное, как недоимка в бюджет со всеми вытекающими отсюда последствиями.

  

   Как показала практика, наибольшие трудности с возмещением НДС в настоящее время испытывают экспортеры продукции отраслей перерабатывающей промышленности, то есть те, в развитии деятельности которых в наибольшей степени нуждается отечественная экономика.

  

   В связи с ужесточением правил возмещения НДС возрастает нагрузка на арбитражные суды, что требует дополнительного их финансирования. По данным Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по бюджетной и налоговой политике, более половины трудозатрат бухгалтеров предприятий и сотрудников налоговых инспекций связаны с исчислением и уплатой НДС. Процедуры, связанные с этим налогом, обладают и наибольшей коррупционноемкостью.

  

   Выше перечисленное «говорит» о достаточно серьезных проблемах в администрировании НДС, да и само существование данного налога к настоящему времени поставлено под сомнение. Эксперты указывают на ряд недостатков НДС, которые ставят под сомнение целесообразность его применения в нашей стране.

  

   Во-первых, уровень собираемости НДС в нашей стране по различным оценкам не превышает 60-80 %.

   Во-вторых, НДС –  достаточно сложный налог и  для налогоплательщиков, и для проверяющих. Он требует высокой квалификации сотрудников бухгалтерии налогоплательщика и налоговых органов, что увеличивает стоимость администрирования налога как для частного, так и государственного секторов экономики.

  

   Анализ административных издержек по НДС, проведенный в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показал, что для обеспечения соответствующих сборов государство тратит около 100 долларов США в год на каждого плательщика НДС. В то же время каждый плательщик налога тратит около 500 долларов США в год на обеспечение соответствия требованиям налогового учета и отчетности по НДС. Вряд ли указанный уровень издержек можно распространить на российскую практику, так как он во многом зависит от общего уровня оплаты труда. Тем не менее, показательным является соотношение административных издержек налогоплательщика и государства. Можно говорить, что основная нагрузка по администрированию НДС возложена на частный сектор. Получается, что издержки и бизнеса и государства, связанные с администрированием НДС, крайне высоки. Следовательно, в нынешнем виде налог на добавленную стоимость – неоправданно «дорогой» налог. 


Информация о работе Налог на добавленную стоимость