Налог на добычу полезных ископаемых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:47, реферат

Краткое описание

Налог на добычу полезных ископаемых был включен в российскую налоговую систему в 2001г и вступил в действие с 1 января 2002г. Впервые за годы существования налоговой системы с принятием гл. 26 НК РФ была упорядочена система налогообложения недропользования, четко разделены налоговые и неналоговые платежи за природные ресурсы. Условия исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых основаны на действовавшем до его введения порядке функционирования платы за пользование недрами с включением в ставку налога половины ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также ставку акциза за сырую нефть.

Вложенные файлы: 1 файл

мо.docx

— 37.20 Кб (Скачать файл)

Глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых»  введена Федеральным законом  от 08 августа 2001 № 126-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о  признании утратившими силу отдельных  актов законодательства Российской Федерации». Следующим этапом при определении правового характера налога на добычу полезных ископаемых является отнесение его к группе прямых или косвенных налогов. Косвенные налоги взимаются в процессе расходования материальных благ (в процессе потребления), тогда как прямые налоги – в процессе приобретения и накопления материальных благ. Источник уплаты прямых налогов формируется у налогоплательщика, тогда как источник уплаты косвенных налогов поступает налогоплательщику в составе иных платежей (как правило, цены). Анализ всех признаков прямых налогов позволяет сделать вывод, что именно к данной группе налог на добычу полезных ископаемых и относится. Во-первых, предметом налога на добычу полезных ископаемых является имущество – полезные ископаемые, а не денежные средства. Во-вторых, связь с исполнением по сделке (реализацией), которое, как правило, выступает объектом косвенных налогов, отсутствует, однако в наличии прямая связь с предметом налогообложения. В-третьих, взимается данный налог непосредственно в виде денежного платежа в бюджет (отсутствует завуалированный характер налогового изъятия). В-четвертых, источник уплаты налога формируется у налогоплательщика. В-пятых, бремя уплаты налога не перелагается на третьих лиц. В свою очередь, относясь к группе прямых налогов, налог на добычу полезных ископаемых является налогом личным, поскольку взимается он исходя из стоимости добытых полезных ископаемых в течение налогового периода (статьи 338 и 343 НК РФ).

В завершение характеристики правового статуса  налога на добычу полезных ископаемых следует указать, что данный налог  относится к числу налогов  неокладных, т. е. налогов, которые самостоятельно рассчитываются налогоплательщиком, что  прямо следует из статьи 52, пункта 1 статьи 338 и статьи 343 НК РФ

в рамках реализации Основных направлений налоговой  политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, одобренных Правительством Российской Федерации в предыдущие периоды, были внесены следующие  изменения в законодательство о  налогах и сборах.

Был принят Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 425-ФЗ «О внесении изменений в  главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий  введение нового порядка исчисления НДПИ при добыче угля и установление порядка налогового учета расходов налогоплательщиков, связанных с  обеспечением безопасных условий труда  при добыче угля на участках недр с  высоким уровнем метанообильности и склонностью угля к самовозгоранию.

В частности, установлена возможность применения налогового вычета путем уменьшения суммы исчисленного налога на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий труда при добыче угля. Предельная величина налогового вычета определяется как произведение суммы  налога и коэффициента (Кт), определяемого  для каждого участка недр с  учетом степени метанообильности и склонности угля к самовозгоранию.

Значение  Кт устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике и не может превышать 0,3.

Налогоплательщики по своему выбору смогут использовать указанный налоговый вычет, либо учитывать произведенные расходы  при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Проект  федерального закона «О внесении изменений  в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», устанавливающего ставку НДПИ в размере 0 процентов  при добыче кондиционных руд олова  на территории Дальневосточного федерального округа, сроком на 5 лет был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в  первом чтении. 

 

2.1 Плательщики налога. Налогооблагаемая база.

Объектом налогообложения  налогом на добычу полезных ископаемых признаются:

  1. полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
  2. полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;
  3. полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения:

  1. общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  2. добытые (собранные) минералогические. Палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  3. полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ;
  4. полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  5. дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений[1].

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в  соответствии с законодательством  РФ[1].

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика  налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику  в пользование в соответствии с законодательством РФ в течении 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр[1]. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному  ископаемому[1].

Количество добытого полезного  ископаемого определяется прямым (посредством  применения измерительных средств  и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены  различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с  учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке[1].

Оценка стоимости добытых  полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих  способов:

  1. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
  2. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  3. исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

2. 2.   Ставки НДПИ и порядок его уплаты

Налоговые ставки по видам  полезных ископаемых представлены в  Таблице 1[8,с. 86].

налогообложение добыча полезных ископаемых

Таблица 1 Налоговые ставки по видам полезных ископаемых

Налоговая ставка

Вид полезного ископаемого

1

2

0%

0 руб

При добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых;

- попутного газа;

- подземных вод, содержащих  полезные ископаемые, при строительстве  и эксплуатации подземных сооружений;

- полезных ископаемых  при разработке некондиционных (остаточных  запасов пониженного качества) или  ранее списанных запасов полезных  ископаемых;

- полезных ископаемых, остающихся  во вскрышных, вмещающих породах  или в отходах перерабатывающих  производств в связи с отсутствием в РФ промышленной технологии их извлечения;

- минеральных вод, используемых  налогоплательщиком исключительно  в лечебных и курортных целях  без их непосредственной реализации;

- подземных вод, используемых  налогоплательщиком исключительно  в сельскохозяйственных целях;

- сверхвязкой нефти. Добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200мПа х с (в пластовых условиях).

3,8%

При добыче калийных солей

4,0%

При добыче:

- торфа;

- угля каменного,  угля бурого, антрацита и горючих  сланцев;

- апатит-нефелиновых,  апатитовых и фосфоритовых руд

4,8%

При добыче кондиционных руд черных металлов.

5,5%

При добыче:

- сырья радиоактивных  металлов;

- горно-химического  неметаллического сырья (за исключением  калийных солей, апатит-нефелиновых,  апатитовых и фосфоритовых руд);

- неметаллического  сырья, используемого в основном  в строительной индустрии;

- соли природной  и чистого хлористого натрия;

- подземных промышленных  и термальных вод;

- нефелинов,  бокситов.

6,0%

При добыче:

- горнорудного  неметаллического сырья;

- битуминозных  пород;

- концентратов  и других полупродуктов, содержащих  золото;

- иных полезных  ископаемых, не включенных в другие  группировки.

6,5%

При добыче:

- концентратов  и других полупродуктов, содержащих  драгоценные металлы (за исключением  золота);

- драгоценных  металлов, являющихся полезными  компонентами многокомпонентной  комплексной руды (за исключением  золота);

- кондиционного  продукта пьезооптического сырья,  особо чистого кварцевого сырья  и камнесамоцветного сырья.

7,5%

При добыче минеральных вод

8,0%

При добыче:

- кондиционных  руд цветных металлов (за исключением  нефелинов и бокситов);

- редких металлов, как образующих собственные месторождения,  так и являющихся попутными  компонентами в рудах других  полезных ископаемых;

- многокомпонентных  комплексных руд, а также полезных  компонентов многокомпонентной  руды, за исключением драгоценных  металлов;

- природных алмазов  и других драгоценных и полудрагоценных  камней.

17,5%

При добыче газового конденсата из всех видов  месторождений углеводородного  сырья.

419 рублей за 1 тонну

При добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной

147 рублей за 1000 кубических метров

  При добыче газа горючего природного  из всех видов месторождений  углеводородного сырья.


 

Сумма налога по добытым  полезным ископаемым исчисляется как  соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма  налога исчисляется по итогам каждого  налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог полежит  уплате по месту нахождения каждого  участка недр, предоставленного налогоплательщику  в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в  общем количестве добытого полезного  ископаемого, соответствующего вида.

Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного  сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обязанность представления  налоговой декларации у налогоплательщика  возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая  добыча полезных ископаемых. Налоговая  декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Декларация представляется не позднее  последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом[1].

Определенные особенности  исчисления и уплаты налога установлены  при выполнении соглашений о разделе  продукции.

Налогоплательщиками в данном случае являются инвесторы по соглашениям  о разделе продукции, за исключением  тех случаев, когда выполнение работ  по соглашению о разделе продукции, в том числе добычу полезных ископаемых, осуществляет оператор по соглашению. В этих случаях исчисление и уплата налога должны производиться оператором, который выступает в качестве уполномоченного представителя  налогоплательщика.

Налоговая база определяется в общеустановленном порядке, т. е. как стоимость добытых полезных ископаемых, но с учетом особенностей, которые установлены в соглашении о разделе продукции для определенной стоимости добытых полезных ископаемых. При этом стоимость определяется по каждому соглашению о разделе  продукции и деятельности, не связанной  с выполнением соглашения о разделе  продукции.

При выполнении соглашения применяются установленные налоговые  ставки, но с коэффициентом 0,5. При  этом они не могут изменяться в  течении всего срока действия соответствующего соглашения. Кроме того, НК РФ введена оговорка, в соответствии с которой при выполнении соглашений, заключенных до вступления в действие налога на добычу полезных ископаемых, применяются условия исчисления и уплаты налога, установленные в соглашении о разделе продукции, с учетом норм российского законодательства о налогах и сборах, действовавших на дату подписания соответствующего соглашения[20,с. 214-216].

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых