Налог на добычу полезных ископаемых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Предмет работы – сущность налога на добычу полезных ископаемых.
Цель работы: показать принципы построения и проблемы функционирования налога на добычу полезных ископаемых.
Задачи работы:
- рассмотреть историю возникновения и теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых;
- дать поэлементную характеристику налога на добычу полезных ископаемых;

Содержание

Введение 3
1. Сущность налога на добычу полезных ископаемых 5
1.1 Субъект и объект налога на добычу полезных ископаемых 5
1.2 Добытое полезное ископаемое 9
1.3 Налоговая база и порядок определения количества добытого полезного ископаемого 13
2. Расчет налога на добычу полезных ископаемых 17
2.1 Налоговая ставка 17
2.2 Пример расчета налога на добычу полезных ископаемых 28
3. Проблемы и пути совершенствования налога 34
Заключение 41
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

В иных случаях, не указанных  в абзацах втором и шестом настоящего пункта, коэффициент Кв принимается  равным 1.

Стеᴨень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (V). При этом начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче), определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленном  порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, направляет в налоговые органы данные государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1-е число каждого календарного года, включающие:

- наименование пользователя  недр;

- реквизиты лицензии на право пользования недрами;

- сведения о накопленной  добыче нефти (включая потери  при добыче) (N) и начальных извлекаемых  запасах нефти, утвержденных в  установленном порядке, с учетом  прироста и списания запасов  нефти (за исключением списания  запасов добытой нефти и потерь при добыче) (V) всех категорий по каждому конкретному участку недр. Данные предоставляются после выпуска государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1-е число каждого календарного года, но не позднее 1-го числа следующего календарного года.

Рассчитанный в порядке, определенном настоящим пунктом, коэффициент  Кв округляется до 4-го знака в  соответствии с действующим порядком округления.

По итогам налогового ᴨȇриода налог уплачивается не позднее  последнего дня месяца, следующего за истекшим кварталом. В те же сроки представляется налоговая декларация по налогу. Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает за тот налоговый ᴨериод, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Авансовые платежи уплачиваются не позднее последнего дня каждого месяца налогового ᴨериода.

Статьей 11 Закона Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 126 внесены  дополнения в Бюджетный кодекс РФ, согласно которым:

1. Сумма налога на  добычу полезных ископаемых, подлежащего уплате по итогу налогового ᴨериода, а также авансовые платежи по налогу поступают в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета.

2. Сумма налога, исчисленная  налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом:

- 40 процентов от суммы  налога - в доход федерального  бюджета;

- 60 процентов от суммы налога - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.

3. Сумма налога, исчисленная  налогоплательщиком по полезным  ископаемым (за исключением добытых  полезных ископаемых в виде  углеводородного сырья и общераспространенных  полезных ископаемых), добытым на территории автономного округа, входящего в состав края (области), распределяется в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью).

4. Сумма налога, исчисленная  налогоплательщиком по добытым  полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом:

- 80 процентов от суммы  налога - в доход федерального  бюджета;

- 20 процентов от суммы  налога - в доход бюджета субъекта  Российской Федерации.

5. Сумма налога, исчисленная  налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в состав края или области, распределяется следующим образом:

- 74,5 процента от суммы  налога - в доход федерального  бюджета;

- 20 процентов от суммы  налога - в доход бюджета округа;

- 5,5 процента от суммы  налога - в доход бюджета края  или области.

При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.

При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, полная сумма налога зачисляется в федеральный бюджет.

Недоимка, ᴨени и штрафы, образовавшиеся на 1 января 2002 г. по платежам за пользование недрами, отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизам на нефть и стабильный газовый конденсат зачисляются в доход федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до введения в действие гл. 26 НК.

2.2 Пример расчета налога  на добычу полезных ископаемых

Пример1.Допустим, что  на одном участке недр добывается железная руда. Объем добычи за истекший налоговый период составил 5 тыс. тонн. Допустим, что оптовая цена реализации железной руды составляет 400 руб. за тонну, в том числе НДС 61 руб. Транспортировка продукции в соответствии с договором осуществлялась за счет покупателя. Государственные субвенции отсутствовали. Налоговая база по НДПИ в этом налоговом периоде составит: 5 тыс. тонн * (400 – 61) руб. за тонну = 1695 тыс. руб. При налоговой ставке 4,8 % сумма налога составит 81,36 тыс. руб.

Пример 2. Допустим, что  АО АБВ ведет добычу калийных солей  и хлористого натрия на одном участке. Поскольку налогообложение этих двух видов полезных ископаемых осуществляется по различным ставкам, необходимо определить налоговую базу по каждому полезному  ископаемому отдельно. Допустим, что ни в текущем, ни в предшествующем налоговом периоде реализация продукции не производилась. Общая сумма расходов составила 72 тыс. руб. Было добыто 150 тонн солей, в том числе 45 тонн калийной соли и 105 тонн натриевой соли. Ставки НДПИ составляют 3,8% по калийной соли и 5,5% по хлористому натрию.

В этом случае общая сумма  расходов распределяется между двумя  добытыми полезными ископаемыми  пропорционального доле каждого  из них в общем объеме добычи. Так, на долю калийных солей приходится 30% (45т/150т) расходов или 21,6 тыс.руб., а на долю натриевой соли 70% (105т/150т) расходов или 50,4 тыс. руб. 

Таким образом, сумма  налога на добычу полезных ископаемых составит:

По калийной соли: 21,6 тыс. руб. * 0,038 = 0,82 тыс. руб.;

По натриевой соли: 50,4 тыс. руб. * 0,055 = 2,77 тыс. руб. 

Самостоятельную проблему представляет определение стоимости  добытых драгоценных металлов, извлеченных  из коренных (рудных), россыпных и  техногенных месторождений (третья из выделенных нами моделей). Оценка налоговой базы в этом случае производится исходя из цен реализации химически чистого металла без учета НДС, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке до получателя (ст. 340 НК). Таким образом, Налоговый кодекс РФ фактически делает исключение из общего порядка определения налоговой базы для драгоценных металлов. Еще раз подчеркнем, что по всем иным видам полезных ископаемых налоговая база оценивается по первому продукту и не может оцениваться по продуктам дальнейшей переработки (обогащения). А по драгоценным металлам – оценка производится по продукции более высокой степени технологического передела. 

Существенное отличие  порядка определения налоговой  базы по драгоценным металлам связано  с тем, что в Законе «О драгоценных  металлах и драгоценных камнях» под добычей драгоценных металлов понимается их извлечение из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. Исходя из такого определения уже в Налоговом кодексе приходится определять иной порядок формирования налоговой базы (и отчасти иной объект налогообложения) для группы драгоценных металлов, чтобы не допускать противоречий между нормативными актами. 

В этом случае (драгоценных  металлов) стоимость единицы добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла. При этом стоимость единицы химически чистого металла уменьшается на расходы налогоплательщика по аффинажу и доставке до получателя. 

Поясним на примере.

Пример 3. Предположим, что  на золоторудном месторождении ААА  было получено 700 кг золотосодержащего  сплава. При его переработке на аффинажном заводе получено 428 кг золота. Процент выхода продукции из золотосодержащего сплава составил: (428 кг/ 700 кг) * 100% = 61,1%.

Допустим, что затраты  на аффинаж 1 грамма сплава составляют 70 коп.

Налогоплательщик в  отчетном периоде реализовал 420 кг золота со скидкой 2,5% от биржевой цены. Транспортировка продукции в соответствии с договором осуществлялась за счет покупателя. Биржевая цена на золото в рассматриваемом периоде составила 365 руб. за грамм.

Определим цену реализации золота налогоплательщиком с учетом расходов на аффинаж:

(365 руб. * (1 – 0,025)) –  0,7 руб.) = 355,175 руб. за грамм.

Определим налоговую  базу по НДПИ:

420 кг * 355175 руб. за кг * 0,611 = 91145008,5 руб.

Налоговым кодексом установлен особый порядок обложения налогом на добычу полезных ископаемых уникальных самородков драгоценных металлов. Налоговая база в этом случае определяется исходя из фактических цен реализации. 

Уникальные самородки, не подлежащие переработке, учитываются  отдельно и в расчет общего количества добытого полезного ископаемого не включаются. Оценка и сертификация уникальных самородков осуществляется Госфондом, эта же организация выкупает некоторые самородки. Невыкупленные Госфондом самородки возвращаются добывшим их организациям или реализуются с аукциона. При этом договорная (или аукционная) цена самородка не может быть ниже стоимости драгоценного металла, содержащегося в нем (цена определяется по ценам мирового рынка, действовавшим на момент заключения договора купли – продажи). 

Если добытые организацией самородки не относятся к числу уникальных, то они могут продаваться по договорным ценам самими добывающими организациями (в порядке, установленном российским законодательством). Если же самородок реализовать невозможно, организации может направить его на аффинаж и в этом случае учитывает его в составе общего количества добытого полезного ископаемого.  

Поскольку не признаются объектами налогообложения налогом  на добычу полезных ископаемых добытые  минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы, самородки, предназначенные для формирования минералогических коллекций, не подлежат налогообложению.  

Рассмотрим теперь четвертую  из выделенных нами моделей обложения  НДПИ, применяемую при налогообложении  добычи нефти. 

Количество добытых полезных ископаемых в этом случае определяется, как это было описано выше, прямым способом. 

Налоговая ставка же устанавливается  как специфическая – в размере 419 рублей за одну тонну и подлежит применению с коэффициентом, характеризующим  динамику мировых цен на нефть (Кц) и поправочным Кв (в некоторых случаях). Оценка проводится для сорта нефти «Юралс» (именно к этому сорту относится нефть, добываемая на территории России). 

Коэффициент Кц ежеквартально  определяется налогоплательщиком самостоятельно по формуле:

Кц = (Ц – 15) * Р/261,

Ц – средний за налоговый  период курса доллара США к  рублю, устанавливаемого Центральным  банком РФ. Среднее значение курса  определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса, устанавливаемого Центральным банком РФ за все дни в соответствующем налоговом периоде.

Коэффициент Кв характеризует  степень выработанности запасов  конкретного участка недр и также  определяется налогоплательщиком самостоятельно. Если степень выработанности запасов (N/V) конкретного участка недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле:

Кв = 3,8 – 3,5 * N/V,

N – сумма накопленной  добычи нефти на конкретном  участке недр (включая потери  при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода;

V – начальные извлекаемые  запасы нефти, утвержденные в  установленном порядке с учетом  прироста и списания запасов  нефти в соответствии с данными  государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года. 

В случае, если степень  выработанности запасов конкретного  участка недр, превышает 1, коэффициент  Кв принимается равным 0,3. Если степень  выработанности запасов менее 80%, то коэффициент Кв принимает значение равное единице. Фактически применение подобной схемы расчета коэффициента Кв позволяет организациям, добывающим нефть на давно разрабатываемых и значительно истощенных участках недр использовать понижающий общую ставку НДПИ коэффициент. 

Таким образом, сумма  налога на добычу полезных ископаемых по нефти должна быть исчислена следующим  образом:

∑НДПИ = V*419*Кц*Кв, где V –  объем добытой в налоговом  периоде нефти.

Установление ставки НДПИ по нефти как специфической  с автоматическим индексированием в зависимости от динамики мировых цен на этот продукт позволяет в случае устойчивого повышения цен на нефть (что имело место на протяжении 2002 – 2007 гг.) наращивать поступления этого налога в бюджет, при падении цен на нефть (что имело место в 2008 – 2009 гг.) напротив, снижать фактическую ставку налога. 

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых