Налог на добычу полезных ископаемых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 14:03, контрольная работа

Краткое описание

Россия владеет огромными запасами ресурсов, значимая сумма доходов государственного бюджета приходится на доходы от их экспорта. По итогам 2012 г. Россия еще раз подтвердила звание сырьевой державы, снова оказавшись в лидерах по экспорту углеводородов. Наиболее экспортируемыми являются нефть и газ. По каждому из этих видов топлив мы прочно заняли первые места в мировом рейтинге крупнейших экспортеров.

Содержание

Введение
1. Налогообложение полезных ископаемых в Китае
2. Характеристика налога на добычу полезных ископаемых в России
3. Налогоплательщики и объект налогообложения
4. Базовая схема расчета налога
5. Налоговые ставки
6. Льготы по уплате налога
7. Налоговый период
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Горный_Налоги_НДПИ.docx

— 67.16 Кб (Скачать файл)

Титульный лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………………

1. Налогообложение полезных ископаемых в Китае …..…………………………..

2. Характеристика налога  на добычу полезных ископаемых  в России …………..

3. Налогоплательщики и  объект налогообложения ….…………………………….

4. Базовая схема расчета  налога ……………………………………………………..

5. Налоговые ставки ………………………………………………………………….

6. Льготы по уплате  налога …………………………………………………………..

7. Налоговый период …………………………………………………………………

Список использованной литературы ………………………………………………..

3

4

9

22

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Россия владеет огромными запасами ресурсов, значимая сумма доходов государственного бюджета приходится на доходы от их экспорта. По итогам 2012 г. Россия еще раз подтвердила звание сырьевой державы, снова оказавшись в лидерах по экспорту углеводородов. Наиболее экспортируемыми являются нефть и газ. По каждому из этих видов топлив мы прочно заняли первые места в мировом рейтинге крупнейших экспортеров.

Для стран с высокой долей сырьевого сектора важно построение эффективной системы налогообложения природных ресурсов. Суть налогообложения ресурсов заключается в перераспределении ренты или сверхприбыли для эффективного использования природных ресурсов с помощью бюджетно-налогового механизма. Налог на добычу полезных ископаемых был введен в действие в РФ с принятием главы 26 Налогового Кодекса РФ.

До 1 января 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых не было, вместо него организации, которые осваивали и разрабатывали месторождения, делали отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и уплачивали определенные суммы за добычу полезных ископаемых. А нефте- и газодобывающие организации платили акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат.

Налог на добычу полезных ископаемых - это один из наиболее важных платежей, который уплачивается недропользователями в бюджет Российской Федерации.

Ресурсные налоговые платежи применяются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной), представляют собой плату за добычу или использование природных ресурсов, кроме фискального и регулирующего воздействия на процесс производства могут предусматривать экологический эффект (ограничение потребления природных ресурсов и охрану окружающей среды).

 

 

 

 

 

1. Налогообложение полезных ископаемых в Ките

 

Наименование налога - налог за пользование ресурсами (природная рента).

Объектом обложения являются природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности.

Плательщики налога – это юридические и физические лица, деятельность которых направлена на добычу минеральных ресурсов или производство соли на территории Китая.

Налоговые ставки по налогообложению полезных ископаемых в Китае представлены в таблице 1.

Таблица 1

Объекты налогообложения и налоговые ставки

Облагаемый объект

Сумма налога с единицы

1. Сырая нефть

8-30 юаней/т

2. Природный газ

2-15 юаней /1000 куб. м

3. Уголь

0,3 - 5 юаней/т

4. Другие неметаллические  руды

0,5 - 20 юаней/куб.м

5. Металлические руды (железорудные)

2-30 юаней/т

6. Металлические руды (нежелезорудные)

0,4 - 30 юаней/т

7. Соль

 

    твердая

10-60 юаней/т

    жидкая

2-10 юаней/т


 

Расчетная формула:

 

    
            

 

Налоговые льготы применяются в таких случаях, как:

- сырая нефть используется  для разогрева или восстановления  скважин в процессе нефтедобычи;

- налогоплательщики понесли серьезные потери из-за  стихийных бедствий или аварий в процессе эксплуатации или производства  налогооблагаемой продукции;

- шахты независимых разработчиков железорудных месторождений и руд цветных металлов.

 

2. Характеристика  налога на добычу полезных  ископаемых в России

 

Для стран с высокой долей сырьевого сектора важно построение эффективной системы налогообложения природных ресурсов. Суть налогообложения ресурсов заключается в перераспределении ренты или сверхприбыли для эффективного использования природных ресурсов с помощью бюджетно-налогового механизма.

Налог на добычу полезных ископаемых был введен в действие в РФ с принятием главы 26 Налогового Кодекса РФ 1 января 2002 года.

Налог на добычу полезных ископаемых – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с пользователей недр при добыче (извлечении) полезных ископаемых из недр (отходов, потерь).

До 1 января 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых не было, вместо него организации, которые осваивали и разрабатывали месторождения, делали отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и уплачивали определенные суммы за добычу полезных ископаемых. А нефте- и газодобывающие организации платили акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат.

В ранее действовавшей (до введения налога на добычу полезных ископаемых) системе налогообложения при пользовании недрами применялись три налоговых платежа: плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (OBMCБ), акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.

Платежи за пользование недрами взимались в форме разовых взносов и/или регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права.

Регулярные платежи определялись как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом сверхнормативных потерь при добыче полезных ископаемых. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливались Правительствен РФ по каждому месторождению в отдельности. Окончательные размеры этих платежей уточнялись при предоставлении лицензии на пользование недрами. Кроме того, при определенных условиях недропользователям предоставлялся достаточно широкий спектр льгот в виде освобождения от уплаты вышеуказанных платежей. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы направлялись на финансирование геологоразведочных работ в районах добыча полезных ископаемых.

ОВМСБ, аккумулировавшиеся в бюджетах различных уровней и передававшиеся добывающим предприятиям, использовались только по целевому назначению, а порядок их использования определялся Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливались Федеральным Собранием РФ по представлению правительства РФ по каждому месторождению индивидуально с учетом его особенностей.

Из выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Размер платежей за пользование недрами определялся с учетом зкономико-географических условий, размера участка, вида полезного ископаемого, его количества, качества, продолжительности работ, степени изученности территории, горнотехнических условий освоения, разработки месторождения и степени риска и устанавливался по каждому месторождению индивидуально. Таким образом, в размере платежей за пользование недрами учитывалась рентная составляющая.

2. Значительное число недропользователей освобождалось от платежей за пользование недрами, что создавало дополнительный экономический эффект при недродобыче в нестандартных условиях.

3. ОВМСБ носили целевой характер и направлялись исключительно на расширение минерально-сырьевой базы, в том числе и путем передачи их части добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр.

Однако существовали и такие негативные моменты, сопутствовавшие плате за пользование недрами, как:

- возможности прямого получения (минуя бюджет) недропользователями части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, что усложняло контроль за использованием этих средств:

- возможности неденежного исполнения обязанности по уплате платежей за пользование недрами.

Реформаторы налоговой системы посчитали, что действовавший на тот момент механизм взимания и использования ОВМСБ недостаточно эффективен и не позволяет решать задачи возмещения затрат государства на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, обеспечения эффективного контроля целевого использования отчислений, оставляемых предприятиям, самостоятельно выполняющим геологоразведочные работы. Поэтому было принято решение отменить ОВМСБ. Однако действенного механизма целевого финансирования затрат на геологоразведочные работы так и не было создано.

До введения НДПИ в 2002 году операции по реализации добытой нефти, включая стабильный газовый конденсат, а также добытого природного газа подлежали обложению акцизами в соответствии с гл. 22 «Акцизы» НК РФ. Действовавшее до 2002 г. законодательство РФ, включавшее раздел платности пользования недрами, носило рамочный характер и не давало достаточно четкого распределения основных элементов налогообложения при исчислении специальных налогов при пользовании недрами.

В рамках проводимой в России налоговой реформы для соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков (недропользователей) была подготовлена глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ, которая вступила в силу 1 января 2002 г в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №126-ФЗ. Одновременно были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых и акциз на нефть (последний - в связи с особым порядком исчисления НДПИ по нефти). В результате механизм налогообложения добычи полезных ископаемых, регулируемый налоговым кодексом РФ, был сведен к НДПИ и акцизу на природный газ. Одновременно в Закон «О недрах» 1999 г. были внесены изменения, устанавливающие с 1 января 2002 г. новую систему платежей за пользование недрами, включающую разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами; плату за геологическую информацию о недрах; сбор за участие в конкурсе (аукционе); сбор за выдачу лицензий.

Глава 26 НК РФ неоднократно изменялась, дополнялась. Почти каждый год законодательство по данному налогу претерпевает изменения, касающиеся ставок.

Рассмотрим на рис. 1, как менялись ставки налога на добычу полезных ископаемых с 2009 года.

Ставка данного налога при добыче нефти начала расти с 2012 года и выросла на 6 %. Рост ставок при добыче газа начался с 2011 года и на тот момент составил 38 %, а в 2012 году ставка выросла в 2,1 раза. Целью повышения ставок является рост уровня экономического развития страны. Министерство финансов с 2011 года планировало больший рост ставок, но по ряду причин остановилось именно на этих. Одной из главных причин снижения планируемой налоговой нагрузки является то, что при больших ставках сократятся инвестиции нефтегазодобывающих компаний в новые проекты, месторождения, что ни для указанных компаний, ни для государства не выгодно, хотя в дальнейшем имеет место быть ежегодное увеличение ставок.

 

Рис.1. Ставка НДПИ при добыче нефти (руб./т) и газа (руб./1000 м3)

 

Данный налог распределяется между бюджетами. Рассмотрим, какую же роль занимают поступления по данному налогу среди всех налоговых доходов бюджетов трех уровней.

Как видно в таблице 1, роль НДПИ в доходах федерального бюджета с каждым годом растет. В 2010 году доля доходов по налогу на добычу полезных ископаемых составила 39,3 %, к концу 2011 года она выросла на 4,1 %, а к концу 2012 года на 5,6 % по сравнению с первоначальным показателем, что обусловлено повышением цены на нефть.

Рост поступлений связан с тем, что с каждым годом количество добываемого природного сырья растет, так как увеличивается число освоенных месторождений. Основной же причиной такого роста является то, что доходы от уплаты налогов на добычу полезных ископаемых для нефте- и газового конденсата были централизованы в федеральном бюджете с 2010 года, в связи с чрезвычайно высокой неравномерностью залегания этого вида полезных ископаемых на территории РФ.

Поступления НДПИ в бюджеты субъектов РФ к концу анализируемого периода сократились на 1,3 %, по сравнению с показателем 2010 года и остались неизменными по сравнению с 2010 годом. По итогам 2011 года мы можем наблюдать резкое снижение поступившей суммы налога, почти в 2 раза.  

Таблица 1

Доля НДПИ в налоговых доходах бюджетов трех уровней, тыс. руб.

 

2010

2011

2012

 

Наименование

федеральный

бюджет

консолидированный бюджет РФ

местные бюджеты

федеральный

бюджет

консолидированный бюджет РФ

местные бюджеты

федеральный

бюджет

консолидированный бюджет РФ

местные бюджеты

НДПИ

981 529 402

72 307 849

793 760

1 376 639 493

29 673 183

953 922

2 007 577 906

34 971 706

1 308 674

Налоговые доходы

2 500 042 851

3 783 883 393

713 029 954

3 172 174 693

4 487 660 023

781 439 612

4 477 731 793

5 237 477 769

853 671 193

Удельный вес, %

39,3

2

0,1

43.4

0,7

0,1

44,9

0,7

1,5

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых