Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:41, реферат
В современных условиях для управления предприятием необходимо определенное количество знаний во многих областях экономики. Наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями основы налогообложения занимают одно из важнейших мест и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия.
Налог на имущество организаций является основным налогом субъектов РФ, поэтому его, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, необходимо рассматривать отдельно.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. . . .3
2 СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ. . . . . . . . . . . . . 4
3НАОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ. . . . . . . . . . . . . .
3.1 Налогоплательщики и объект налогообложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
3.2 Налоговая база. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3.3 Налоговый период и налоговая ставка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3.4 Налоговые льготы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
3.5 Порядок исчисления суммы налога, сумм авансовых платежей по налогу
и порядок уплаты налога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.6 Налоговая декларация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский
(национальный
Факультет «Торгово-экономический»
Кафедра «Бухгалтерский учет и финансы»
Налог на имущество организаций
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Правовое регулирование налоговых отношений»
ЮУрГУ – 080107.2011.638.ПЗ КР
Руководитель
Автор работы
Студент группы
Работа защищена с оценкой
2012 г.
Челябинск 2012г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
2 СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ. . . . . . . . . . . . . 4
3НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
3.1 Налогоплательщики и объект налогообложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
3.2 Налоговая база. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3.3 Налоговый период и налоговая ставка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3.4 Налоговые льготы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
3.5 Порядок исчисления суммы налога, сумм авансовых платежей по налогу
и порядок уплаты налога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.6 Налоговая декларация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях для управления предприятием необходимо определенное количество знаний во многих областях экономики. Наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями основы налогообложения занимают одно из важнейших мест и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия.
Налог на имущество организаций является основным налогом субъектов РФ, поэтому его, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, необходимо рассматривать отдельно.
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В России институт имущественного налогообложения получил свое основное развитие в середине XIX века. Потребности капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы жизни феодальной России, в том числе и финансовую.
В налоговой системе мирские повинности были переоформлены в земские повинности и земские сборы, подушная подать с мещан заменена налогом на недвижимое имущество, подушная подать с крестьян заменена на поземельный налог, для кочевых народов введена кибиточная подать, вместо винных откупов введен акциз на производство спиртных напитков и введен промысловый налог (сбор за выдачу и оформление документов на право заниматься торговлей и промыслами). Земские (местные) сборы были установлены как государственные, так и общие губернские и частные. Они функционировали наравне с государственными прямыми налогами. Земским учреждениям предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, сбор с проезда по шоссе.
В 1898 году Николай II утвердил Положение о Государственном промысловом налоге. Промысловые свидетельства, согласно этому Положению, должны были выбираться на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Свидетельство могло получить как физическое, так и юридическое лицо. Так обеспечивался единый подход ко всем юридическим лицам. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Дополнительный промысловый налог по размеру превосходил основной и зависел от размера основного капитала, прибыли предприятия и от характера предприятия - являлось ли оно гильдейским или акционерным обществом.
До 1917 года имущественный налог в России в ранее существовавшей государственной системе налогов и сборов взимался с различного рода имущества, находящегося в основном в личной собственности. Налогом облагалось недвижимое имущество по внешним признакам и твердым нормам доходности с применением кадастра (реестра), содержащего сведения об оценке имущества и средней доходности объектов. Налог на имущество имел большое значение в доходах государственной казны России.
Во-первых, этот налог был удобен для бюджета. Он обеспечивал заранее гарантированную долю поступлений в государственную казну от всех собственников независимо от уровня экономической деятельности, то есть не зависел от результатов использования имущества в предпринимательской деятельности.
Во-вторых, при одинаковых ставках налога, определенных для отдельных видов имущества, этот налог давал производителю определенные выгоды. При владении равными производственными ресурсами, но более эффективном их использовании и одинаковых налоговых платежах выигрывали те производители, которые выпускали больше продукции (то есть имели более высокую производительность труда) и за счет этого фактора увеличивались доходы производителей. Следовательно, повышались доходы государственной казны в результате увеличения поступлений от налогообложения доходов производителей.
В результате революций 1917 года произошло изменение политической и государственной власти в России. С приходом к управлению страной партии большевиков начинается время военного коммунизма, которое характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы. Основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения, а носили ярко выраженный характер классовой борьбы. В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власть по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земель был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы. Дальнейшие преобразования в налоговой системе произошли к концу 1922 года, когда ее построение принципиально было закончено.
В период новой экономической политики (1921 год) был введен промысловый налог в форме первого денежного налога, который включал патентный и уравнительный сборы. Патентный сбор оплачивался лицами при получении патента на открытие промысла или торговой деятельности. Уравнительным сбором облагался оборот предприятия в размере 3 процентов. Позднее ставки были дифференцированы от 0,25 до 6 процентов в зависимости от вида хозяйственной деятельности. В 1928 году оба сбора объединили в один промысловый налог, который в результате налоговой реформы 1930-1932 годов, был сохранен для частных предприятий, а затем заменен налогом с оборота. В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях с прибыли. В сущности, говорить о налогообложении, и конкретно имущественном налогообложении, в данный исторический период было бы не совсем справедливым, так как вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.
С конца 70-х годов имущество предприятий облагалось в форме платы за производственные фонды. Объектом налогообложения являлись основные промышленно-производственные фонды и нормируемые оборотные средства. Плата за фонды должна была стимулировать предприятия лучше использовать закрепленные за ними производственные основные фонды, способствовать повышению материальной заинтересованности в экономии новых капитальных вложений, служить важным источником формирования доходов госбюджета и централизованных фондов государства. Плата за фонды вносилась в бюджет независимо от выполнения плана по прибыли. В 1979 году плата за фонды начала исчисляться по установленным нормативам (ставкам), дифференцированным по отраслям промышленности. Например, в пищевой промышленности норма платы за основные фонды была установлена в размере 6 процентов от среднегодовой стоимости основных промышленно-производственных фондов и нормируемых оборотных средств; по строительно-монтажным организациям норма платы колебалась от 2 до 6 процентов. Плата за фонды не взималась:
- с производственных основных фондов, созданных за счет кредита банка, до полного погашения ссуды;
- с вновь вводимых в действие предприятий, цехов в течение срока их освоения;
- опытных производств, зданий и оборудования НИИ;
- сооружений, предназначенных для очистки водного и воздушного бассейнов, зеленых насаждений, числящихся на балансе предприятия в составе основных средств.
Плата за фонды рассчитывалась на год и на каждый квартал (плата за квартал составляла 1/4 годовой нормы). К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет. С принятием Закона СССР «О государственном предприятии» начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. А 14 июня 1990 года введен Закон СССР № 1560-I «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.
На основании статьи 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с 1 января 1992 года в России был введен налог на имущество предприятий. В начале становления налоговой системы современной России Законом Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» было предусмотрено налогообложение имущества в его стоимостном выражении, находящегося на балансе предприятия и представляющего собой совокупность основных и оборотных средств и финансовых активов. Введение налога на имущество предприятий, объектом налогообложения которого являлось множество объектов, в том числе «неимущественных», было обусловлено рядом факторов.
Во-первых, нужно было вызвать заинтересованность предприятий в реализации неиспользуемых материальных ценностей (излишних запасов сырья, материалов, неиспользуемых зданий, сооружений, оборудования), которые пополнили бы рынок данными товарами.
Во-вторых, необходимо было стимулировать предприятия на более эффективное использование действующего основного капитала и финансовых активов, поскольку ощутимые налоговые платежи должны были заставить предпринимателей избирательно относиться к покупке имущества, необходимого для осуществления именно предпринимательской деятельности.
В-третьих, законодательством были предусмотрены многочисленные льготы по налогу на имущество предприятий. Следовательно, налог на имущество предприятий должен был способствовать развитию предпринимательской деятельности, увеличению производства товаров народного потребления, развитию малого предпринимательства, сельского хозяйства и производства сельскохозяйственной продукции. Например, от уплаты налога на имущество предприятий освобождались:
- предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную
продукцию;
- впервые два года – вновь созданные предприятия;
- научные организации, организации культуры и образования;
- организации в отношении объектов жилищно-коммунальной сферы.
При этом льготы по налогу на имущество предоставлялись независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности предприятий и организаций, то есть государственным и частным предприятиям, что также явилось существенным фактором для развития частного бизнеса.. Важным фактором являлось также то, что налог на имущество предприятий должен был стать стабильным источником пополнения регионального бюджета. В 1992-1993 гг. объектом налогообложения в соответствии с Законом N 2030-1 являлось имущество, представляющее собой совокупность основных и оборотных средств и финансовых активов, включая расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги. В последующие годы объект налогообложения по налогу на имущество существенно изменился. Так, в связи со сложившейся отрицательной практикой работы по налогообложению денежных средств налогом на имущество предприятий на основании Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 N 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» налогом на имущество стали облагаться только основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты. В последующем, данная норма была закреплена Федеральным законом от 25 апреля 1995 N 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» и исчисление налога с финансовых активов, в том числе денежных средств, было отменено. Таким образом, с 1 января 1994 года до 1 января 2004 года налогообложению подлежали основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Важным этапом в развитии имущественного налогообложения стало введение с 1 января 2004 г. глава 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» Положения по налогу на имущество, введенные указанной главой с некоторыми изменениями и действуют на сегодняшний момент.