Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 07:06, контрольная работа
Целью данной работы является изучения понятия налога на имущество физических лиц и решить задачи по налогообложению.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
- показать экономическое содержание и структуру налога на имущество физических лиц;
- дать определения следующим понятиям: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, льготы, ставка, порядок исчисления и уплаты налога;
- в практической части решить две задачи.
Введение
Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. И не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, в том числе транспортным налогом, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции (например, акцизы), но основными налогами, которые уплачивают практически все граждане, является подоходный налог с физических лиц и налог на имущество физических лиц. С экономической точки зрения налог с физического лица - отчуждение в пользу государства (муниципального образования) части принадлежащего ему на праве собственности имущества. Обязанности по уплате налогов возникают у физического лица при наличии у него объекта налогообложения.
Все налоги и сборы с физических лиц взимаются в соответствии Налоговым Кодексом РФ так, что это не препятствует гражданам в реализации ими прав, оговоренных Конституцией РФ.
В данной контрольной работе я рассматриваю налог на имущество физических лиц.
Этот налог является одним из самых обсуждаемых в народе налогов, так как за свою историю он перетерпел множество изменений, связанных определением налоговой базы, предоставлением льгот и множеством иных тонкостей и особенностей уплаты этого налога, которые будут освещены в этой работе.
Целью данной работы является изучения понятия налога на имущество физических лиц и решить задачи по налогообложению.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
- показать экономическое
- дать определения следующим понятиям: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, льготы, ставка, порядок исчисления и уплаты налога;
- в практической части решить две задачи.
1.1 Экономическое содержание и структура налога на имущество физических лиц.
Налог на имущество физических лиц являются общеобязательным местным налогам, которые уплачивают собственники имущества (как граждане РФ, так и иностранные подданные и лица без гражданства). Объектом налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
После подоходного налога второй по значению налог с населения - налог на имущество физических лиц - играет весьма важную роль в налоговой системе РФ, так как охватывает более 20-ти млн. налогоплательщиков, являющихся собственниками различного вида имущества. Налог на имущество выполняет не только фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к НДФЛ, что вполне оправданно, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев уклоняются от налогообложения доходов, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.
Основанием для взимания налога на имущество, переходящего в порядке следования или дарения (в редакции НК РФ - налога на наследование и дарение) является признание полученного наследства или дара в качестве дополнительно дохода физического лица. Чем дальше степень родства между наследодателем и наследником, тем меньше наследство является приобретением через собственный труд, тем выше, соответственно, должен быть размер взимаемого налога.
Во многих странах действует развитая система имущественного обложения на местном уровне, охватывающая как собственно имущество, так и его движения в форме продажи, наследования и дарения. О роли имущественных налогов говорит тот факт, что в отдельных странах их доля в общих налоговых поступлениях достигает 13 % (Великобритания, Япония, США), а на местном уровне - до 100 % (Великобритания).
В настоящее время в Российской Федерации к числу взимаемых с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество; налог на наследование или дарение; транспортный налог. По каждому из перечисленных налогов на федеральном уровне принят закон, в соответствии с которым и регулируется налогообложение населения.
1.2 Плательщики, объект налогообложения, налоговая база, льготы, ставка, порядок исчисления и уплаты налога.
Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.
Налог на имущество физических лиц, является местным налогом, он поступает в бюджеты муниципальных образований.
Налог на имущество физических лиц уплачивают физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объекты налогообложения считаются:
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как инвентаризационная стоимость имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Инвентаризационная стоимость определяется органами технического учета и технической инвентаризации. Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующим законодательством.
Техническая инвентаризация объектов капитального строительства может проводиться на основании заявления заинтересованных лиц.
Ставки, которые устанавливаются местным законодательством, не могут превышать пределы ставок (как нижние, так и верхние), предусмотренные статьей 3 Закона от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 (абз. 5 п. 4 ст. 12 НК РФ, письмо Минфина России от 9 ноября 2007 г. № 03-05-05-01/47). На федеральном уровне размеры ставок определены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества:
– до 300 000 руб. (включительно) – до 0,1 процента (включительно);
– свыше 300 000 до 500 000 руб. (включительно) – свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно);
– свыше 500 000 руб. – свыше 0,3 до 2 процентов (включительно).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальное образование г. Псков в следующих пределах (таблица №1):
Таблица № 1
Стоимость имущества |
Ставка налога, % |
Срок уплаты налога |
Нормативный акт |
до 300 тыс. руб. (включительно) |
0,1 |
до 01.11.2013 |
Постановление Псковской городской Думы от 25 ноября 2005 г. N 513 "О налоге на имущество физических лиц" |
от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно) |
0,3 | ||
свыше 500 тыс. руб. |
2,0 |
для сравнения Муниципальное образование г. Великие Луки (таблица №2):
Таблица №2
Стоимость имущества |
Ставка налога, % |
Срок уплаты налога |
Нормативный акт | |
Жилые помещения |
Строения, помещения, сооружения, не относящиеся к жилищному фонду | |||
до 300000 рублей |
0,1 |
0,1 |
до 01.11.2013 |
Решение Великолукской городской Думы Псковской области от 25 ноября 2005 г. N 96 "Об установлении ставок налога на имущество физических лиц" |
от 300001 до 400000 руб. |
0,23 |
0,23 | ||
от 400001 до 500000 руб. |
0,3 |
0,3 | ||
от 500001 до 600000 руб. |
0,46 |
0,46 | ||
от 600001 до 700000 руб. |
0,63 |
0,63 | ||
от 700001 до 800000 руб. |
0,81 |
0,81 | ||
от 800001 до 900000 руб. |
0,98 |
0,98 | ||
от 900001 до 1000000 руб. |
1,15 |
1,15 | ||
от 1000001 до 2000000 руб. |
1,44 |
1,44 | ||
от 2000001 до 5000000 руб. |
1,73 |
1,73 | ||
свыше 5000000 руб. |
2,0 |
2,0 |
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками.
Налог на имущество физических лиц рассчитывает налоговая инспекция по местонахождению имущества (п. 1 ст. 5 Закона от 9 декабря 1991 г. № 2003-1, п. 9 Инструкции МНС России от 2 ноября 1999 г. № 54) на основании данных, актуальных на 1 января года, за который производится расчет. Для расчета используются:
– ставки налога, установленные местным законодательством;
– сведения о владельце недвижимости и о ее стоимости.
Квитанция на оплату налога на имущество приходит по почте. В случае, если не получили по почте квитанцию, надлежит обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства или того региона, где находится недвижимое имущество.
Данные, необходимые для исчисления налогов, представляются налоговым органам бесплатно.
По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.
За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.
В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.
При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.
В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
В то
же время Закон обязывает лиц,
имеющих право на льготы, самостоятельно
представить необходимые
От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.