Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 17:24, реферат
Местными налогами признаются налоги, которые установлены Кодек-сом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено.
Введение
1. Налог на имущество физических лиц
2. Земельный налог
Заключение
Практическая часть
Список литературы
Содержание
Введение
1. Налог на имущество физических лиц
2. Земельный налог
Заключение
Практическая часть
Список литературы
Введение
Российская налоговая система включает
в себя достаточно большое число налогов
и различных других платежей на различных
уровнях: федеральном, региональном и
местном. В последнее время роль местных
налогов и сборов, являющихся составной
частью действующего налогового законодательства,
в формировании местных бюджетов существенно
изменилась. Виды местных налогов и сборов
определены Налоговым кодексом РФ.
Местными налогами признаются налоги,
которые установлены Кодек-сом и нормативными
правовыми актами представительных органов
муниципальных образований о налогах
и обязательны к уплате на территориях
соответствующих муниципальных образований,
если иное не предусмотрено.
Местные налоги вводятся в действие и
прекращают действовать на территориях
муниципальных образований в соответствии
с Кодексом и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных
образований о налогах.
Исходной базой формирования доходов
бюджетов различных уровней является
распределение налогов и обязательных
платежей и закрепление их конкретных
видов за федеральными, региональными
и местными бюджетами. Это должно обеспечивать
не только самостоятельность бюджетов,
но и активизировать их роль в проведение
государственной региональной политики,
давать возможность субъектам РФ без вмешательства
центра формировать свои бюджеты и разрабатывать
прогнозы социально – экономического
развития на длительную перспективу. Сегодня
речь идет о финансовом обеспечении самостоятельности
бюджета и на уровне региона, и на местном
уровне.
Местные налоги гарантируют финансовую
поддержку при проведении таких важных
для региона социальных решений, как содержание
милиции и пожарной охраны, жилищного
фонда и объектов социально – культурной
сферы, организация рекламной деятельности,
а также свободной торговли. Система местного
налогообложения является самым слабым
звеном в российском налоговом законодательстве.
Правовая база местного налогообложения
недостаточно разработана. По местным
налогам, за исключением статьи 21 Закона
РФ «Об основах налоговой системы в РФ»,
существуют только примерные положения
(рекомендации) по отдельным видам местных
налогов и сборов, которые к тому же местными
органами власти, как правило, игнорируются.
В связи, с чем положения, разрабатываемые
и принимаемые органами местного самоуправления,
как правило, имеют массу недочетов, а
иногда и просто противоречат действующему
налоговому законодательству. Не-обходимость
проведения эффективной налоговой программы
и принятие Налогового кодекса признается
всеми. Однако работа в этом направлении
ведется крайне слабо, а, следовательно,
разработка и принятие Налогового кодекса
полностью опять становится делом далекого
буду-щего.
Развитие местного налогообложения является
одним из наиболее противоречивых аспектов
становления децентрализованной бюджетной
системы в Российской Федерации. Как и
в других странах с переходной экономикой,
в России существует значительный разрыв
между степенью делегирования полномочий
по осуществлению расходов нижестоящим
органам управления и степенью их налоговой
самостоятельности. Поэтому необходимость
развития местного налогообложения постоянно
признается на федеральном уровне. С другой
стороны, ситуация в сфере регионального
и местного налогообложения в последние
годы является ярким примером не только
стагнации, но и в значительной степени,
регресса в развитии межбюджетных отношений
федерального центра, регионов и местного
самоуправления. Так, весьма показательны
принятые федеральным центром решения
по вопросам налогообложения, исключившие
участие нижестоящих органов управления
в админи-стрировании федеральных налогов
и значительно ограничившими их права
в отношении региональных и местных налогов.
Целью написания данной работы, является
раскрытие видов местных налогов, их характеристика
и основные аспекты.
1. Налог на имущество физических лиц
Исторически имущественное налогообложение
возникло значительно раньше, чем подоходное,
ведь доходы граждан научились более –
менее считать и контролировать, лишь
в ХХ в. Имущественное налогообложение
практиковалось во многих странах, в том
числе и в России. Так при Петре Первом
налоги взимались в зависимости от количества
окон, дверей и домовых труб, с погребов,
мельниц и бань, с хомутов и количества
ульев на пасеках. Эти многочисленные
налоги правомерно считать прообразами
современного налога на имущество физических
лиц.
Налог на имущество физических лиц взимается
на основании Закона РФ от 09.12.1991 №2003-1
«О налогах на имущество физических лиц».
Этот закон не входит в качестве отдельной
главы в Налоговом кодексе РФ, поэтому
не является законодательным актом прямого
действия. Порядок исчисления и уплаты
налога на имущество физических лиц регламентируется
Инструкцией МНС от 02.11.1999 №54 «По применению
закона РФ «О налогах на имущество физических
лиц»».
Плательщиками налога на имущество физических
лиц являются физические лица, имеющие
на территории России в собственности
имущество, признаваемое Законом РФ «О
налогах на имущество физических лиц»
объектом налогообложения. Если имущество,
признаваемое объектом налогообложения
находится в общей собственности нескольких
физических лиц, налогоплательщиком в
отношении этого имущества признается
каждое из этих физических лиц соразмерно
его доле в этом имуществе. В аналогичном
порядке определяются налогоплательщики,
если такое имущество в общей долевой
собственности физических лиц и предприятий
(организаций).
Если имущество, признаваемое объектом
налогообложения находится в общей совместной
собственности нескольких физических
лиц, они несут равную ответственность
по исполнению налогового обязательства.
При этом плательщиком налога может быть
одно из этих лиц, определяемое по соглашению
между ними.
Объектами налогообложения являются находящиеся
в собственности физических лиц жилые
дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения,
по-мещения, сооружения.
Налоговой базой на строения, помещения
и сооружения является сум-марная инвентаризационная
стоимость объекта, определяемая органами
технической инвентаризации. Суммарная
инвентаризационная стоимость представляет
сумму инвентаризационных стоимостей
строений, сооружений, признаваемых объектами
налогообложения и расположенных на территории
представительного органа местного самоуправления,
устанавливающего ставки по налогу.
Ставки налога на строения, помещения
и сооружения ус-танавливаются нормативными
правовыми актами представительных органов
местного самоуправления в зависимости
от суммарной инвентаризационной стоимости.
Представительные органы местного самоуправления
могут определять дифференциацию ставок
в установленных пределах в зависимости
от суммарной инвентаризационной стоимости,
типа использования и по иным критериям.
Конкретный размер ставки устанавливается
местным органом власти.
Ставки налога устанавливаются в следующих
пределах.
Стоимость Ставка налога
До 300 тыс.руб. включительно До 0,1%
От 300 тыс.руб. до 500 тыс.руб включитель-но
0,1 – 0,3%
Свыше 500 тыс.руб. 0,3 – 2,0%
Для Архангельска следующие с 01.01.2004г.
Стоимость Ставка налога
До 100 тыс.руб. включительно 0,05%
От 100 тыс.руб. до 300 тыс.руб включи-тельно
0,1%
От 300 тыс.руб. до 500 тыс.руб включи-тельно
0,3%
Свыше 500 тыс.руб. 0,5%
Налоговым периодом признается один год.
Налог уплачивается независимо от степени
эксплуатации имущества по месту регистрации
имущества или проживания налогоплательщика.
Рассчитывается налог налоговыми органами
БТИ (бюро технической инвентаризации)
или органами, осуществляющими регистрацию
транспортных средств по состоянию на
1 января каждого отчетного года.
Порядок исчисления налога имеет ряд особенностей:
1. Если в течение календарного года собственник
имущества поме-нялся, то налог между собственниками
распределяется следующим образом: прежний
собственник уплачивает налог, исчисленный
с начала календарного года до начала
месяца, в котором утеряно право собственности
на имущество, а новый – с месяца, в котором
он вступил в право собственности, и до
момента его отчуждения.
2. По вновь возведенным строениям, помещениям
и сооружениям налог исчисляется и уплачивается
со следующего года за годом возведения.
3. В случае уничтожения имущества обязанность
по уплате налога прекращается с месяца
уничтожения имущества.
4. За строения, помещения и сооружения,
перешедшие по наследству, налог уплачивается
наследником с момента открытия наследства
(день смерти наследодателя или день вступления
в законную силу решения суда о признании
его умершим).
5. Физическое лицо – член жилищного, жилищно
– строительного, дачного, гаражного или
иного потребительского кооператива уплачивает
налог на строения, помещения и сооружения
с месяца, в котором был полностью внесен
паевой взнос, а по новым строениям, помещениям
и сооружениям – с начала года, следующего
за их возведением и сдачей в эксплуатацию.
По налогу на имущество физических лиц
установлены отдельные кате-гории плательщиков,
освобожденные от его уплаты. При этом
льготы пре-доставляются как по всем видам
имущества, так и отдельно по недвижимому
и движимому имуществу. Право на льготы
плательщики обязаны подтверждать документально.
В частности, по всем видам имущества освобождаются
от уплаты налога следующие категории
граждан:
• герои СССР, герои РФ, полные кавалеры
ордена Славы;
• инвалиды с детства и инвалиды I и II групп;
• участники гражданской и Великой Отечественной
войн;
• лица вольнонаемного состава вооруженных
сил СССР, занимавшие штатные должности
в воинских частях, входивших в состав
действующей армии в период Великой Отечественной
Войны;
• лица, подвергшиеся радиационному воздействию,
включая лиц, ставших инвалидами вследствие
аварии в 1957г. на производственном объединении
«Маяк» и сбросов радиоактивных отходов
в р. Теча;
• лица, принимавшие непосредственное
участие в составе подразделений особого
риска в испытаниях ядерного и термоядерного
оружия, ликвидации аварий ядерных установок
на средствах вооружения и военных объектах;
• члены семей военнослужащих, потерявших
кормильца;
• военнослужащие и лица, уволенные с
военной службы по дости-жении предельного
возраста пребывания на военной службе,
состоянию здоровья или в связи с организационно
– штатными мероприятиями, имеющие общую
продолжительность военной службы 20 лет
и более.
• лица, подвергшиеся радиационному воздействию
вследствие ядер-ных испытаний на Семипалатинском
полигоне;
• пенсионеры по возрасту;
• воины – интернационалисты;
• родители и супруги военнослужащих
и государственных служащих, погибших
при исполнении служебных обязанностей
(при этом супругам льгота предоставляется
до вступления в повторный брак);
• деятели культуры, искусства и народные
мастера, использующие принадлежащее
им на праве собственности недвижимое
имущество в качестве творческих мастерских,
ателье, студий, библиотек, галерей и других
организаций культуры и искусства – на
период такого использования;
• собственники жилого строения жилой
площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных
строений и сооружений общей площадью
до 50 квадратных метров, расположенных
на участках в садоводческих и дачных
некоммерческих объединениях граждан;
• судьи, работники аппаратов судов РФ,
которыми присвоены класс-ные чины и проживающие
с ними члены их семей в размере 50%.
Советы народных депутатов автономной
области, автономных округов, районов,
городов (кроме городов районного подчинения),
районов в городах имеют право уменьшать
размеры ставок и устанавливать дополнительные
льготы по налогам, установленным феде-ральным
законом, как для категорий плательщиков,
так и для отдельных плательщиков.
Городские (городов районного подчинения),
поселковые, сельские Советы народных
депутатов могут предоставлять льготы
по налогам только отдельным плательщикам.
Городской Совет депутатов МО «Северодвинск»
освободил от уплаты налога следующие
категории граждан:
1) многодетные семьи, имеющие четырех
и более детей в возрасте до 18 лет; льгота
предоставляется при представлении справки
из домоуправления;
2) детей в возрасте до 18 лет, над которыми
установлена опека или попечительство;
3) физических лиц – за ячейки в овощехранилищах
и погребах.
Порядок исчисления и уплаты налогов.
Исчисление налогов производится налоговыми
органами. Лица, имеющие право на льготы,
самостоятельно представляют необходимые
документы в налоговые органы. Налог на
строения, помещения и сооружения исчисляется
на основании данных об их инвентаризационной
стоимости по состоянию на 1 января каждого
года.
За строения, помещения и сооружения, находящиеся
в общей долевой собственности нескольких
собственников, налог уплачивается каждым
из собственников соразмерно их доле в
этих строениях, помещениях и соору-жениях.
За строения, помещения и сооружения, находящиеся
в общей совмест-ной собственности нескольких
собственников без определения долей,
налог уплачивается одним из указанных
собственников по соглашению между ними.
В случае несогласованности налог уплачивается
каждым из собственников в равных долях.
Органы, осуществляющие регистрацию прав
на недвижимое имущество и сделок с ним,
а также органы технической инвентаризации
обязаны ежегодно до 1 марта представлять
в налоговый орган сведения, необходимые
для исчисления налогов, по состоянию
на 1 января текущего года. Данные, необходимые
для исчисления налоговых платежей, представляются
налоговым органам бесплатно. По новым
строениям, помещениям и сооружениям налог
уплачивается с начала года, следующего
за их возведением или приобретением.
За строение, помещение и сооружение, перешедшее
по наследству, налог взимается с наследников
с момента открытия наследства.
В случае уничтожения, полного разрушения
строения, помещения, со-оружения взимание
налога прекращается, начиная с месяца,
в котором они были уничтожены или полностью
разрушены.
При переходе права собственности на строение,
помещение, сооружение от одного собственника
к другому в течение календарного года
налог уплачивается первоначальным собственником
с 1 января этого года до начала того месяца,
в котором он утратил право собственности
на указанное имущество, а новым собственником
– начиная с месяца, в котором у последнего
возникло право собственности.
При возникновении права на льготу в течение
календарного года перерасчет налога
производится с месяца, в котором возникло
это право. В случае несвоевременного
обращения за предоставлением льготы
по уплате налогов перерасчет суммы налогов
производится не более чем за три года
по письменному заявлению налогоплательщика.
Платежные извещения об уплате налога
вручаются плательщикам налоговыми органами
ежегодно не позднее 1 августа.
Согласно Налоговому кодексу РФ налоговый
орган направляет налогоплательщику налоговое
уведомление не позднее 30 дней до наступления
срока платежа. Уплата налога производится
владельцами равными долями в два срока
– не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Лица, своевременно не привлеченные к
уплате налога, уплачивают его не более
чем за три предыдущих года. Пересмотр
неправильно произведенного налогообложения
допускается не более чем за три предыдущих
года. Налог на имущество физических лиц
зачисляется в местный бюджет органов
самоуправления по месту нахождения (регистрации)
объектов обложения.
2. Земельный налог
С 2006 г. порядок и исчисления и уплаты земельного
налога реализуется нормативно – правовыми
актами муниципальных образований РФ,
которые базируются на положениях главы
31 Налогового кодекса РФ «Земельный налог»,
налог вводится в действие и обязателен
к уплате на территориях этих муниципальных
образований. В городах федерального значения
Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается
Налоговым кодексом и законами указанных
субъектов РФ, вводится в действие и обязателен
к уплате на территориях указанных субъектов
РФ.
Устанавливая налог, представительные
органы муниципальных образований (законодательные
(представительные) органы государственной
власти городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга) определяют
налоговые ставки в пределах, установленных
Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты
налога. При установлении налога нормативными
правовыми актами представительных органов
муниципальных образований могут также
устанавливаться налоговые льготы, основания
и порядок их применения, включая установление
размера не облагаемой налогом суммы для
отдельных категорий налогоплательщиков.
В соответствии с главой 31 Налогового
кодекса РФ налогоплательщиками налога
признаются организации и физические
лица, обладающие земельными участками
на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного
наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации
и физические лица в отношении земельных
участков, находящихся у них на праве безвозмездного
срочного пользования или переданных
им по договору аренды.
Объектом налогообложения являются земельные
участки, расположенные в пределах муниципального
образования (городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга), на территории
которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
1. земельные участки, изъятые из оборота
в соответствии с законода-тельством РФ;
2. земельные участки, ограниченные в обороте
в соответствии с законодательством РФ,
которые заняты особо ценными объектами
культурного наследия народов РФ, объектами,
включенными в Список всемирного наследия,
историко – культурными заповедниками,
объектами археологического наследия;
3. земельные участки, ограниченные в обороте
в соответствии с законодательством РФ,
предоставленные для обеспечения обороны,
безопасности и таможенных нужд;
4. земельные участки, ограниченные в обороте
в соответствии с законодательством РФ,
в пределах лесного фонда;
5. земельные участки, ограниченные в обороте
в соответствии с законодательством РФ,
занятые находящимися в государственной
собственности водными объектами в составе
водного фонда, за исключением земельных
участков, занятых обособленными водными
объектами.
Налоговая база определяется как кадастровая
стоимость земельных участков. Для установления
кадастровой стоимости земельных участков
проводится государственная кадастровая
оценка земель.
Порядок определения налоговой базы. Налоговая
база определяется в отношении каждого
земельного участка как его кадастровая
стоимость по состоянию на 1 января года,
являющегося налоговым периодом.
Налоговая база в отношении земельного
участка, находящегося на территориях
нескольких муниципальных образований,
определяется по каждому муниципальному
образованию (городам федерального значения
Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая
база в отношении доли земельного участка,
расположенного в границах соответствующего
муниципального образования, определяется
как доля кадастровой стоимости всего
земельного участка, пропорциональная
указанной доле земельного участка (с
1 января 2008 года).
Налоговая база определяется отдельно
в отношении долей в праве общей собственности
на земельный участок, в отношении которых
налогоплательщиками признаются разные
лица либо установлены различные налоговые
ставки.
Налогоплательщики – организации определяют
налоговую базу само-стоятельно на основании
сведений государственного земельного
кадастра о каждом земельном участке,
принадлежащем им на праве собственности
или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики – физические лица,
являющиеся индивидуальными предпринимателями,
определяют налоговую базу самостоятельно
в отношении земельных участков, используемых
ими в предпринимательской деятельности,
на основании сведений государ-ственного
земельного кадастра о каждом земельном
участке, принадлежащем им на праве собственности,
праве постоянного (бессрочного) пользования
или праве пожизненного наследуемого
владения.
Налоговая база для каждого налогоплательщика,
являющегося физическим лицом, определяется
налоговыми органами на основании сведений,
которые представляются в налоговые органы
органами, осуществляющими ведение государственного
земельного кадастра, органами, осуществляющими
регистрацию прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, и органами муниципальных
образований.
Налоговая база уменьшается на не облагаемую
налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на
одного налогоплательщика на территории
одного муниципального образования в
отношении земельного участка, находящегося
в собственности, постоянном (бессрочном)
пользовании или пожизненном наследуемом
владении следующих категорий налогоплательщиков:
• Герои Советского Союза, Герои Российской
Федерации, полные ка-валеры ордена Славы;
• инвалиды, имеющие III степень ограничения
способности к трудо-вой деятельности,
а также лица, которые имеют I и II группу
инвалидности, установленную до 1 января
2004г. без вынесения заключения о степени
ограничения способности к трудовой деятельности.
• инвалиды с детства;
• ветераны и инвалиды Великой Отечественной
войны, а также ветераны и инвалиды боевых
действий;
• физических лиц, имеющих право на получение
социальной поддержки в соответствии
с Законом РФ «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции
Закона РФ от 18 июня 1992 года № 3061-I), в соответствии
с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года
№ 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ,
подвергшихся воздействию радиации вследствие
аварии в 1957 году на производственном
объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных
отходов в реку Теча» и в соответствии
с Федеральным законом от 10 января 2002 года
№ 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам,
подвергшимся радиационному воздействию
вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне»;
• физических лиц, принимавших в составе
подразделений особого риска непосредственное
участие в испытаниях ядерного и термоядерного
оружия, ликвидации аварий ядерных установок
на средствах вооружения и военных объектах;
Уменьшение налоговой базы на не облагаемую
налогом сумму, установленную Налоговым
кодексом, производится на основании документов,
подтверждающих право на уменьшение налоговой
базы, представляемых налогоплательщиком
в налоговый орган по месту нахождения
земельного участка. Порядок и сроки представления
налогоплательщиками документов, подтверждающих
право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются
нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований. Если
размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной
Налоговым кодексом, превышает размер
налоговой базы, определенной в отношении
земельного участка, налоговая база принимается
равной нулю.
Особенности определения налоговой базы
в отношении земельных уча-стков, находящихся
в общей собственности. Налоговая база
в отношении земельных участков, находящихся
в общей долевой собственности, определяется
для каждого из налогоплательщиков, являющихся
собственниками данного земельного участка,
пропорционально его доле в общей долевой
собственности.
Налоговая база в отношении земельных
участков, находящихся в общей совместной
собственности, определяется для каждого
из налогоплательщиков, являющихся собственниками
данного земельного участка, в равных
долях.
Налоговым периодом признается календарный
год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков
– организаций и физических лиц, являющихся
индивидуальными предпринимателями, признаются
первый квартал, второй и третий квартал
календарного года. При установлении налога
представительный орган муниципального
образования вправе не устанавливать
отчетный период.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными
правовыми актами представительных органов
муниципальных образований и не могут
превышать:
• 0,3 % в отношении земельных участков,
отнесенных к землям сель-скохозяйственного
назначения или к землям в составе зон
сельскохозяйст-венного использования
в поселениях и используемых для сельскохозяйст-венного
производства, занятых жилищным фондом
и объектами инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса или
предоставленных (приобретенных) для жилищного
строительства, личного подсобного хозяйства,
садоводства, огородничества, животноводства
и дачного хозяйства;
• 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных
налоговых ставок в зависимости от категорий
земель и (или) разрешенного использования
земельного участка.
Освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной
системы Министерства юстиции РФ – в отношении
земельных участков, предоставленных
для непосредственного выполнения возложенных
на эти организации и учреждения функций;
2) организации – в отношении земельных
участков, занятых государственными автомобильными
дорогами общего пользования;
3) религиозные организации – в отношении
принадлежащих им земельных участков,
на которых расположены здания, строения
и сооружения религиозного и благотворительного
назначения;
4) общероссийские общественные организации
инвалидов (в том числе созданные как союзы
общественных организаций инвалидов),
среди членов которых инвалиды и их законные
представители составляют не менее 80 %,
в отношении земельных участков, используемых
ими для осуществления уставной деятельности;
5) организации народных художественных
промыслов – в отношении земельных участков,
находящихся в местах традиционного бытования
на-родных художественных промыслов и
используемых для производства и реализации
изделий народных художественных промыслов;
6) физические лица, относящиеся к коренным
малочисленным на-родам Севера, Сибири
и Дальнего Востока РФ, а также общины
таких народов – в отношении земельных
участков, используемых для сохранения
и развития их традиционного образа жизни,
хозяйствования и промыслов;
7) организации – резиденты особой экономической
зоны – в отно-шении земельных участков,
расположенных на территории особой экономической
зоны, сроком на пять лет с момента возникновения
права собственности на каждый земельный
участок (с 1 января 2007 года).
Порядок исчисления налога и авансовых
платежей по налогу. Налого-плательщики
– организации исчисляют сумму налога
(сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Налогоплательщики – физические лица,
являющиеся индивидуальными предпринимателями,
исчисляют сумму налога (сумму авансовых
платежей по налогу) самостоятельно в
отношении земельных участков, используемых
ими в предпринимательской деятельности.
Сумма налога (сумма авансовых платежей
по налогу), подлежащая уплате в бюджет
налогоплательщиками, являющимися физическими
лицами, исчисляется налоговыми органами.
Заключение
Налоги и сборы являются основными источниками
формирования бюджета любого государства.
За счет налоговых поступлений финансируются
государственные и социальные программы,
содержаться структуры, обеспечивающие
существование и функционирование самого
государства.
Существующая налоговая система России
не ориентирована на обеспечение потребностей
территориальных бюджетов. Развитие налоговой
автономии местных органов требует кардинального
пересмотра существующего на федеральном
уровне подходов к формированию налогового
и бюджетного (в части доходов) законодательства
и межбюджетных отношений. Основой для
развития местного налогообложения должно
стать формальное закрепление разграничения
полномочий в сфере налогообложения. Расширение
налоговой автономии местных бюджетов
неизбежно связано с сокращением количества
и роли регулирующих налогов. Так, при
достижении примерного соответствия между
доходами территориальных бюджетов от
региональных и местных налогов и сборов
и их расходными полномочиями, возможен
отказ от регулирующих налогов вообще
либо использования для целей замещения
финансовой помощи одного из крупных налогов.
Перераспределение налоговых полномочий
необходимо осуществить и внутри регионов.
Пересмотр структуры региональных и местных
налогов может привести к целесообразности
создания региональных и местных налоговых
служб, по крайней мере, в отношении некоторых
налогов (например, налога на недвижимость).
Но и при сохранении единой вертикали
налоговых органов необходимо обеспечить
их подотчетность региональным и местным
властям в отношении сбора налогов в региональный
и местные бюджеты. Тем не менее, стоящая
перед органам власти задача развития
децентрализованной финансовой системы
объективно обуславливает необходимость
повышения внимания феде-ральных органов
власти к проблемам регионального и местного
налогообложения и поиска новых подходов
к их решению. Но, несмотря на это, местные
налоги и сборы заняли прочное место в
доходной части бюджета местных органов
власти. Они гарантируют финансовую поддержку
при реализации таких важных для территорий
социальных решений, как организация свободной
торговли, благоустройство территорий,
содержание жилищного фонда и объектов
соцкультсферы и т.д.
Практическая часть
Задача №1
1. Организация осуществляет торговлю
оптом и в розницу. По розничной торговле
организация переведена на уплату единого
налога на вмененный доход.
2. В организации работает 15 человек, из
них 8 сотрудников заняты розничной торговлей,
5 – оптовой и 2 – директор и бухгалтер
– заняты в обоих видах деятельности.
3. За первое полугодие коллективу начислена
заработная плата в сумме 250 000 рублей,
в том числе: в розничной торговле – 140
000 рублей, в оптовой – 50 000 рублей, управляющему
персоналу – 60 000 рублей.
4. Выручка от реализации товаров за шесть
месяцев составила 10 000 000 рублей, в том
числе: в розничной торговле – 3 500 000 рублей,
а в оптовой 6 500 000 рублей. Задание: определить
сумму ЕСН за 6 месяцев.
Решение:
1. ЕНВД = БД * ФП * З * К1 * К2 * 15%
БД * ФП * З = Выручка от продаж за 6 месяцев
= 3 500 000 рублей.
К1 = 1,148 (на 2009г.)
К2 = 0,7
ЕНВД = 3 500 000 * 1,148 * 0,7 * 15% = 421 890 (рублей) –
сумма единого налога на вмененный доход.
2. 60 000 * 26 % = 15 600 (рублей) – единый социальный
налог управляющего персонала
3. 50 000 * 26 % = 13 000 (рублей) – единый социальный
налог работни-ков в оптовой торговле
4. 140 000 * 26 % = 36 400 (рублей) – единый социальный
налог работ-ников в розничной торговле
5. 15 600 + 13 000 + 36 400 = 65 000 (рублей) – общая сумма
единого социального налога
Ответ: за 6 месяцев единый социальный
налог составит 65 000 рублей.
Задача №2
1. Организация имела на балансе на 1 января
текущего года следующие транспортные
средства, зарегистрированные в г. Москве:
Наименование объекта налогообложения
Мощность двигателя,
л. с. Количество, ед.
Легковые автомобили 190 5
Грузовые автомобили 220 3
240 1
2. В середине марта снят с учета и реализован
грузовой автомобиль мощностью 240 л. с.
Задание: определить сумму транспортного
налога за год.
Решение:
1. 190 л. с. * 5 машин * 10 рублей = 9 500 (рублей)
– налог за легковые автомобили мощностью
190 л. с.
2. 220 л. с. * 3 машины * 13 рублей = 8 580 (рублей)
– налог за грузовые автомобили мощностью
220 л. с.
3. 240 л. с. * (3 месяца * 13 рублей / 12 месяцев)
= 780 (рублей) – налог за грузовой автомобиль
мощностью 240 л.с.
4. 9 500 + 8 580 + 780 = 18 860 (рублей) – общая сумма
налога.
Ответ: Общая сумма транспортного налога
за год составила 18 860 рублей.
Задача №3
1. Остаточная стоимость основных средств
организации за налоговый период составила
по данным бухгалтерского учета:
Дата Сумма, руб.
01.01.2007 - 200 000
01.02.2007 - 210 000
01.03.2007 - 220 000
01.04.2007 - 230 000
01.05.2007 - 240 000
01.06.2007 - 230 000
01.07.2007 - 180 000
01.08.2007 - 175 000
01.09.2007 - 170 000
01.10.2007 - 200 000
01.11.2007 - 205 000
01.12.2007 - 210 000
01.01.2008 - 205 000
2. Ставка налога на имущество организаций
установлена в размере 2,2%. Задание: определить
сумму авансовых платежей и сумму налога
на имущество организации за каждый отчетный
и налоговый периоды.
Решение:
Налоговый период – календарный год.
Отчетный период – 1 квартал, полугодие,
9 месяцев.
1. Среднегодовая стоимость основных средств
за налоговый период:
(200 000 + 210 000 + 220 000 + 230 000 + 240 000 + 230 000 + 180 000
+ 175 000 + 170 000 + 200 000 + 205 000 + 210 000 + 205 000) / (12 +
1) = 2 675 000 / 13 = 205 769 (рублей)
2. Авансовый платеж по налогу на имущество
организации за налоговый период:
205 769 * 2,2% * 1 / 4 = 1 132 (рубля)
3. Среднегодовая стоимость основных средств
за 1 квартал:
(200 000 + 210 000 + 220 000 + 230 000) / 4 = 860 000 / 4 = 215 000
(руб-лей)
4. Авансовый платеж по налогу на имущество
организации за 1 квартал:
215 000 * 2,2% * 1 / 4 = 1 183 (рубля)
5. Среднегодовая стоимость основных средств
за полугодие:
(200 000 + 210 000 + 220 000 + 230 000 + 240 000 + 230 000 + 180 000)
/ 7 = 1 510 000 / 7 = 215 714 (рублей)
6. Авансовый платеж по налогу на имущество
организации за полугодие:
215 714 * 2,2% * 1 / 4 = 1 186 (рублей)
7. Среднегодовая стоимость основных средств
за 9 месяцев:
(200 000 + 210 000 + 220 000 + 230 000 + 240 000 + 230 000 + 180 000
+ 175 000 + 170 000 + 200 000) / 10 = 2 055 000 / 10 = 205 500 (рублей)
8. Авансовый платеж по налогу на имущество
организации за 9 месяцев:
205 500 * 2,2% * 1/ 4 = 1 130 (рублей).
1. Принципы и методы налогообложения
Реализация общественного предназначения налогов воплощается в налоговой системе любой страны, разрабатываемой с учетом базовых правил и положений теории налогообложения. Эти правила и положения образуют совокупность принципов налогообложения, определяющих направленность налоговой политики и закладываемых в фундамент построения налоговой системы. Таким образом, принципы налогообложения – это базовые идеи, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения. Следовательно, можно утверждать, что принципы налогообложения – это принципы построения налоговой системы.
Несмотря на многообразие надстроечной (практической) части налоговых систем разных стран, теоретическая платформа их построения во многом сложна. Для разных стран существует определенная совокупность универсальных принципов. Основу их составляют принципы, разработанные еще А. Смитом и А. Вагнером. Но нельзя сказать, что эти принципы остаются неизменными. Общественный прогресс детерминирует эволюцию принципов: они дополняются и уточняются в соответствии с объективными потребностями социально-экономического развития. Совокупность принципов, ставших классическими, и современных принципов, сформулированных теорией и практикой налогообложения ХХ века, представляет ныне определенную систему принципов, хотя интерпретация ее разными исследователями несколько различна (рис.1).
Вначале рассмотрим экономические принципы налогообложения.
Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Зачастую этот принцип также характеризуется как принцип справедливости и равенства (распределение налогового бремени должно быть равным) либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками).
Традиционно различают два основных аспекта этого признака:
- горизонтальный и вертикальный1
Принцип горизонтальной справедливости (его еще называют принципом платежеспособности) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции, т. е. одинаковые доходы должны облагаться налогом по одинаковой налоговой ставке.
Принцип вертикальной справедливости (его также характеризуют как принцип выгод) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в неравном экономическом положении, должны находиться в неравной налоговой позиции, т. е. кто больше получает от государства тех или иных благ, тот и должен больше платить налогов.
На первый взгляд обеспечение горизонтальной и вертикальной справедливости не противоречиво, и реализация обоих подходов на практике абсолютно не взаимоисключающая. Однако это не так. В определенной степени установление налогов на основе платежеспособности и размера выгод является альтернативным при практическом построении налоговой системы.
Рассмотрим на простом примере, какие проблемы возникнут при определении экономического равенства налогоплательщиков с позиции их доходов. Студент-медик обучается в вузе и подрабатывает в больнице санитаром. При этом он получает ровно столько, сколько и медсестра той же больницы, имеющая на иждивении ребенка. Одинаковы ли их доходы? Да, но экономическое положение разное: студент богаче медсестры, потому что жизненно необходимые расходы его меньше. Кроме того, студент после окончания вуза станет врачом и будет получать существенно большую зарплату, т.е. будет иметь более высокую сумму совокупных доходов, полученных в период своей экономической активности (с 18 до 60 лет).
Следует заметить, что в мировой практике налогообложения принципы платежеспособности и выгод, как правило, используются совместно, но с определенным доминированием платежеспособности, что обеспечивает в итоге более значительный эффект, нежели раздельное или паритетное их применение, для реализации базового принципа справедливости при построении налоговых систем. Однако даже совместное их использование не позволяет решить проблему, в какой мере неравное экономическое положение налогоплательщиков должно соответствовать их неравной налоговой позиции? Как должны меняться налоговые ставки при увеличении неравенства? Данную проблему решает каждая страна, формируя прогрессивную, регрессивную или нейтральную налоговую систему.
Налоговая система является прогрессивной, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается. Налоговая система является регрессивной, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает. И налоговая система является нейтральной, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным.
Другими словами, в прогрессивно налоговой системе богатый платит в качестве налогов большую долю своих доходов, чем это делает бедный. В регрессивной налоговой системе, наоборот, богатый платит в качестве налогов меньшую долю своих доходов, чем бедный, а в нейтральной системе эти доли одинаковы.
Принцип эффективности (принцип экономичности) подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому налогу существенно перекрывали затраты государства на его администрирование.
Принцип соразмерности основан на взаимозависимости процессов наполняемости бюджетов и дестимулирования в результате налогообложения экономической активности налогоплательщиков.
Принцип учета интересов основан на определенности налогового платежа, а именно всех элементов налога, а также удобстве исчисления и времени уплаты налога, в первую очередь для налогоплательщика.
Принцип множественности налогов синтезирует в себе два аспекта.
Во-первых, этот принцип предусматривает целесообразность построения налоговой системы на совокупности дифференцированных налогов и различающихся объектов обложения.
Во-вторых, этот принцип предусматривает целесообразность формирования множественности источников бюджетов каждого уровня, недопустимости ситуации «бюджета одного налога», поскольку при множественности источников обеспечивается относительная гарантированность его наполнения вне зависимости от возможных провалов поступления того или иного налога.
Принцип нейтральности предполагает единообразный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом.
Принцип установления налогов законами означает, что любой закон должен быть установлен исключительно посредством принятия представительной (законодательной) властью страны соответствующего законодательного акта. Этот принцип воплощен в статье 12 НК.
Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия. Данный принцип реализован в статье 5 НК.
Принцип приоритетности налогового законодательства заключается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие-либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов. Данный принцип подтверждается в статьях 4 и 6 НК.
Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога. К обязательным элементам статьи 17 НК относит: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
С проблемой установления налоговых ставок непосредственной связан применяемый в каждом конкретном случае метод налогообложения, т. е. порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы.
Выделяют следующие методы налогообложения:
равное;
пропорциональное;
прогрессивное;
регрессивное.
Равное налогообложение предполагает установление фиксированной суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговыми ставками и налоговой базой. Примером такого равного налогообложения может служить подушный налог, исторически один из наиболее ранних. Его платили еще в Китае в ХII в. В России подушное налогообложение было ведено при Петре I в 1724 г.
Пропорциональное налогообложение предполагает установление для каждого налогоплательщика фиксированной ставки, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При таком методе налогообложения налог растет пропорционально росту налоговой базы.
Большинство российских налогов строятся на основе пропорционального метода. Так, налог на прибыль предполагает установление единой ставки (не зависящей от величины полученной прибыли): 6,5% - федеральная составляющая и 17,5% - максимально возможная ставка субъектов Федерации. По НДС установлены две ставки – 10 и 18%. Причем ни та, ни другая не зависит от объемов налоговой базы.
Прогрессивное налогообложение предполагает рост налоговой ставки по мере увеличения налоговой базы. Этот вид налогообложения используется, как правило, при обложении доходов и реже при обложении имущества.
Выделяют несколько возможных подходов к построению прогрессии в налогообложении.
При простой поразрядной прогрессии выделяются ступени, или разряды, налогооблагаемой базы и для каждого разряда устанавливается налоговый оклад в твердой сумме. Например, первый разряд составляет от 1 до 1000руб., второй – от 1001 до 5000 и т. д. Для каждого из названных разрядов устанавливается сумма налога. Для первого разряда – 1руб., для второго – 100 и т. д. В современных условиях такая система практически не используется, поскольку при ее построении невозможно обеспечить прогрессивность в рамках разрядов.
При простой относительной прогрессии устанавливают разряды и фиксированные ставки по этим разрядам, применяемые ко всей сумме налоговой базы по каждому разряду. Так, для первого разряда ставка может составить 2%, для второго – 8, для третьего – 10 и т. д. Эти ставки должны применяться ко всей сумме полученного дохода. Неудобство данного подхода построения прогрессии связано с тем, что на стыках разрядов при относительно незначительных различиях в полученных доходах (например, 9999 и 10000 руб.) различия в уровне фактических налоговых ставок будут весьма ощутимы – 999 и 1500 руб.
Сложная прогрессия наиболее часто встречается в современных налоговых системах. Суть ее заключается в распределении дохода (или налоговой базы иного вида) на несколько разрядов и применении налоговой ставки к части полученного дохода, попавшей в данный разряд. Фактически это означает, что предельная налоговая ставка применяется не ко всему объему налоговой базы, а только к ее части, соответствующей данному разряду.
В рамках моделей налогообложения самостоятельное направление представляет регрессивное налогообложение. Строго говоря, регрессивное налогообложение можно рассматривать как разновидность прогрессивного, но предполагающего отрицательный коэффициент прогрессии. При регрессивном налогообложении налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а, напротив, снижается. В чистом виде данный метод в современной экономической практике встречается крайне редко. Тем не менее, российская налоговая система, начиная с 2001 г. использует регрессивный метод налогообложения при установлении единого социального налога.