Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:00, реферат
Налог на сверхприбыль (НСП) является налогом, взимаемым с дополнительных доходов, полученных недропользователем сверх нормативов, установленных налоговым законодательством. Впервые в современном виде НСП был введен в США во время Первой мировой войны в качестве налога на сверхприбыли корпораций, поставляющих вооружение. В Казахстане, до введения Налогового кодекса, с аналогичной для НСП целью применения действовали фиксированные (рентные) платежи. Они применялись к крупным предприятиям, добывающим нефть, газ и уголь, добыча которых, по оценкам специалистов, являлась высокорентабельной в сравнении с добычей других полезных ископаемых.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ
Кафедра «Финансы и учет»
Специальность
5B050600 «Экономика»
РЕФЕРАТ
На тему: «Налог на сверхприбыль»
По дисциплине «Налоги и налогообложение»
Научный руководитель
Ст. преподаватель Т.К. Тураров
Выполнила студентка Т.В. Кулькина
Усть-Каменогорск,2013
Введение
Налог на сверхприбыль (НСП) является налогом, взимаемым с дополнительных доходов, полученных недропользователем сверх нормативов, установленных налоговым законодательством. Впервые в современном виде НСП был введен в США во время Первой мировой войны в качестве налога на сверхприбыли корпораций, поставляющих вооружение. В Казахстане, до введения Налогового кодекса, с аналогичной для НСП целью применения действовали фиксированные (рентные) платежи. Они применялись к крупным предприятиям, добывающим нефть, газ и уголь, добыча которых, по оценкам специалистов, являлась высокорентабельной в сравнении с добычей других полезных ископаемых.
До недавнего времени мало кого интересовал вопрос, связанный с исчислением НСП. И на это были свои причины. НСП - сравнительно новый вид налога. В Казахстане он был законодательно установлен в 1995 году, с введением в действие нового Налогового кодекса1. До этого положения, касающиеся НСП, устанавливались только в контрактах на недропользование.
1 Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года № 2235.
Причиной введения НСП
в Казахстане явилась невозможность
с высокой точностью
Баланс экономических
интересов сторон определяется в
ходе налоговой экспертизы на основании
технико-экономических
С другой стороны, НСП может
служить сдерживающим фактором для
использования
В настоящее время, особую актуальность приобрел вопрос определения НСП для компаний, осуществляющих деятельность в Казахстане по контрактам на недропользование, а именно, связанным с добычей углеводородного сырья. Причиной, послужившей задуматься о том как избежать непланируемой, на основании технико-экономических расчетов, уплаты НСП явилось резкое повышение мировых цен на сырую нефть (с 11 USD за баррель в декабре 1998 года до уровня 34 USD за баррель в 2000 году), что не наблюдалось со времен Карибского кризиса. Естественно, такое повышение цен не могло не отразиться на доходах нефтедобывающих компаний. Поэтому, автор данной статьи решил уделить особое внимание обзору налогового законодательства Республики Казахстан, касающегося НСП, и описать методику исчисления данного налога, а также затронуть проблемы, существующие при его исчислении.
Как указывалось выше, в Казахстане НСП был установлен в 1995 году в Налоговом кодексе. Однако, до 1997 года методика исчисления НСП определялась индивидуально в контрактах на недропользование. Только постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 сентября 1997 г. № 1330 был установлен «Порядок определения внутренней нормы прибыли для исчисления налога на сверхприбыль» (далее - Постановление № 1330) и инструкцией Министерства финансов Республики Казахстан «О налогообложении недропользователей» № 41 от 29 декабря 1997 г. (далее - Инструкция № 41) была утверждена детально разработанная методика исчисления НСП.
В настоящее время в Казахстане, в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса, НСП облагаются все недропользователи, за исключением осуществляющих свою деятельность по контрактам «О разделе продукции» и по контрактам на добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых. НСП взимается с чистого дохода по каждому отдельному контракту на недропользование за отчетный год, в котором ВНП превысила 20%. Пунктом 5 статьи 5 Налогового кодекса ВНП определяется, как коэффициент окупаемости производимых инвестиций. Расчет ВНП осуществляется кумулятивно, начиная с года вступления контракта в силу. Например, если контракт вступил в силу в 1996 году, а отчетным годом является 2000 год, то ВНП рассчитывается за период в пять лет с первого года действия этого контракта.
Налог на сверхприбыль
Налог на сверхприбыль исчисляется за налоговый период по каждому отдельному контракту на недропользование, по которому недропользователь является плательщиком налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 347-1 Налогового кодекса.
Для целей исчисления налога на сверхприбыль недропользователь определяет объект обложения, а также следующие объекты, связанные с налогообложением, по каждому отдельному контракту на недропользование в соответствии с порядком, установленным в настоящей главе:
1) чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль;
2) налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль;
3) совокупный годовой
доход по контракту на
4) вычеты для целей
исчисления налога на
5) корпоративный подоходный
налог по контракту на
6) расчетную сумму налога
на чистый доход постоянного
учреждения нерезидента по
Плательщики
Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи по деятельности, осуществляемой по каждому отдельному контракту на недропользование, за исключением контрактов на недропользование, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Не являются плательщиками налога на сверхприбыль, установленного настоящей главой, недропользователи по деятельности, осуществляемой на основании следующих контрактов на недропользование:
1) указанных в пункте 2 статьи 308 Налогового кодекса;
2) на разведку, разведку
и добычу или добычу
3) на строительство и
эксплуатацию подземных
Объект обложения
Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя, определенного для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 348-1 Налогового кодекса по каждому отдельному контракту на недропользование за налоговый период, превышающая сумму, равную 25 процентам от суммы вычетов недропользователя для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенных в соответствии со статьей 348-4 Налогового кодекса.
Чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль
Чистый доход для целей
исчисления налога на сверхприбыль определяется
как разница между
Для нерезидентов, осуществляющих деятельность по недропользованию в Республике Казахстан через постоянное учреждение, чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль дополнительно уменьшается на расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения, связанного с данным контрактом на недропользование, исчисленного в соответствии со статьей 349 Налогового кодекса.
Налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль
Налогооблагаемый доход
в целях настоящей главы
Совокупный годовой доход по контракту на недропользование
Совокупный годовой доход по контракту на недропользование определяется недропользователем по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование в порядке, установленном настоящим Кодексом для целей исчисления корпоративного подоходного налога, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 99 Налогового кодекса.
Вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль
Для целей исчисления налога на сверхприбыль вычеты по каждому отдельному контракту на недропользование определяются как сумма:
1) расходов, отнесенных в
отчетном налоговом периоде на
вычеты в целях исчисления
корпоративного подоходного
2) следующих расходов в пределах:
фактически понесенных в течение налогового периода расходов на приобретение и (или) создание фиксированных активов;
по действующим фиксированным активам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2009 года, в пределах суммы оставшейся стоимости данных активов, не отнесенной на вычеты для целей налога на сверхприбыль в предыдущих налоговых периодах;
понесенных в течение налогового периода последующих расходов на фиксированные активы, отнесенных в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости фиксированных активов;
расходов недропользователей, подлежащих отнесению на вычеты путем начисления амортизации в соответствии со статьями 111 и 112Налогового кодекса;
3) убытков, понесенных недропользователем за предыдущие налоговые периоды по контракту на недропользование, определенных в соответствии со статьями 136 и 137 Налогового кодекса.
Отнесение на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль расходов, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, осуществляется по усмотрению недропользователя частично или полностью в текущем или любом последующем налоговом периоде.
Данные расходы, отнесенные на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в отчетном налоговом периоде, не подлежат отнесению на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в других налоговых периодах.
При использовании права, установленного пунктом 2 настоящей статьи, при исчислении налога на сверхприбыль в соответствующем налоговом периоде недропользователь обязан исключить из суммы вычетов, определенных в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, сумму амортизационных отчислений, отнесенных на вычет при исчислении корпоративного подоходного налога такого налогового периода по расходам, относимым на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии с подпунктом 2) пункта 1настоящей статьи.
В случае, если одни и те же расходы предусмотрены в нескольких видах расходов, установленных пунктом 1 настоящей статьи, то при исчислении налога на сверхприбыль указанные расходы вычитаются только один раз.
Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование
Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование определяется за налоговый период по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование как произведение ставки, установленной пунктом 1 статьи 147 Налогового кодекса, и налогооблагаемого дохода, исчисленного по такому контракту на недропользование в порядке, установленном статьей 139 Налогового кодекса, уменьшенного на суммы доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 Налогового кодекса, а также на сумму убытков по контракту на недропользование, переносимых в соответствии со статьями 136 и 137 Налогового кодекса.
Расчетная сумма налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование для целей настоящей главы определяется за налоговый период как произведение ставки налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, установленной пунктом 5 статьи 147 Налогового кодекса, и объекта обложения налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, исчисленного по контракту на недропользование в порядке, установленном статьей 199 Налогового кодекса.
Порядок исчисления налога на сверхприбыль установлен статьей 350 Налогового кодекса.
Налог на сверхприбыль уплачивается недропользователем по скользящей шкале ставок, определяемых в следующем порядке:
№ уровня |
Шкала распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль, процент от суммы вычетов |
Процент для расчета предельной суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль |
Ставка (в %) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
меньшее или равное 25 процентам |
25 |
Не устанавливается |
2 |
от 25 процентов до 30 процентов включительно |
5 |
10 |
3 |
от 30 процентов до 40 процентов включительно |
10 |
20 |
4 |
от 40 процентов до 50 процентов включительно |
10 |
30 |
5 |
от 50 процентов до 60 процентов включительно |
10 |
40 |
6 |
от 60 процентов до 70 процентов включительно |
10 |
50 |
7 |
свыше 70 процентов |
в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 350 настоящего Кодекса |
60 |