Неналоговые доходы федерального бюджета, анализ их динамики и структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
изучение значения, особенностей и состава неналоговых доходов;
анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ;
пути совершенствования неналоговых доходов.
Предметом исследования являются неналоговые доходы.
Объектом исследования является федеральный бюджет РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….. 3
1. Значение неналоговых доходов в российской экономике………………..….. 5
1.1 Понятие доходов бюджетов…………………………………………..….. 5
1.2 Особенности неналоговых доходов бюджета РФ…………………..…... 7
1.3 Состав неналоговых доходов бюджета………………………………..…10
1.4 Зарубежный опыт формирования доходной части (в части неналоговых доходов)………………….………………………………………………...….. 15
2. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ………….…..…... 19
2.1 Динамика неналоговых доходов Федерального бюджета……….…..… 19
2.2 Структура неналоговых доходов Федерального бюджета………….…. 23
3. Пути совершенствования неналоговых доходов……………………..…….... 25
Заключение………………………………………………………………….….… 29
Список использованной литературы………………………………………..…... 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсак.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

Сравнивая формирование доходной  базы бюджетов развитых зарубежных стран с поступлениями доходов бюджетов Российской Федерации можно сделать следующие выводы:

Во-первых, основными  доходами бюджетов  в развитых зарубежных странах, также как и в России, являются налоговые доходы;

Во-вторых, основную долю неналоговых доходов бюджетов в зарубежных странах и в России составляют доходы от использования государственной собственности;

В-третьих, помимо доходов от использования собственности, в состав неналоговых доходов  включаются штрафы и различные административные сборы. [15, С. 222 - 224]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ неналоговых доходов федерального  бюджета РФ

 

2.1 Динамика  неналоговых доходов Федерального  бюджета

 

Основными доходами государственного бюджета в Российской Федерации, как и в странах  с развитой рыночной экономикой, являются налоги.

Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах  бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет большое значение для организации контроля над  использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций. [8,  c. 18]

Роль и  значение неналоговых доходов в  консолидированном бюджете  отражены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Доходы  консолидированного бюджета РФ, млрд.руб.

 

Статьи дохода

2008 год

2009 год

2010 год

 

 

КБРФ

 

   ФБ

 

КБСРФ

 

КБРФ

 

   ФБ

 

КБСРФ

 

КБРФ

 

 ФБ

 

КБСРФ

Итого доходов

7847,5

4979,7

2867,8

9791,7

6170,4

3621,3

10741,2

6965,3

3775,9

Налоговые доходы

5171,5

3056

2115,5

6179,7

3572,4

2607,3

7059,8

4243,7

4243,7

Неналоговые доходы

2092

1840,5

251,5

2893,5

2573,9

319,6

3003

2721,6

281,4

Безвозмездные перечисления

527,2

  83,2

  444

634,7

  24,1

610,6

586,1

624,2

586,1

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

56,8

  83,2

56,8

  84,5

   0,8

  83,7

 

 

 

   84,2

   0,5

  83,7


 

В таблице 2.2 представим удельный вес по видам доходов в общей сумме доходной части консолидированного бюджета.

Таблица 2.2

  Структура доходов  консолидированного  бюджета РФ, %

 

   Статьи дохода

          2008 год

           2009 год

          2010 год

 

 

КБРФ

 

ФБ

 

КБСРФ

 

КБРФ

 

ФБ

 

КБСРФ

 

КБРФ

 

 ФБ

 

КБСРФ

Итого доходов

  100

100

  100

  100

100

  100

  100

100

  100

Налоговые доходы

  65,9

, 61,4

  73,8

  63,1

57,9

  72,0

  65,7

00,9

  74,6

Неналоговые доходы

  26,7

37,0

   8,8

  29,3

41,3

   8,8

  27,9

99,0

   7,5

Безвозмездные перечисления

   6,7

  1,7

  15,5

   6,5

  0,4

  16,9

   5,5

  0,0

  15,5

Доход

от предприниматель-ской и иной, принося-

щей доход, деятель-

ности

   0,7

  0,0

   2,0

   0,9

  0,0

   2,3

   0,8

  0,0

   2,2


 

Налоговые доходы федерального бюджета сокращаются  с уровня в 61,4 % в 2008 году, до 60,9% в 2010 году.

Следует отметить рост  в структуре доходов неналоговых доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ.

Безвозмездные перечисления в консолидированный  бюджет составили 6,7% в доходах на 2008 год, далее происходит падение до уровня в 5,5% в 2010 году о утвержденному бюджету.

Доходы от предпринимательской деятельности занимают очень малую часть в  доходах консолидированного бюджета  РФ, и занимают порядка 0,7% в 2008 году, и 0,8% в 2010 году. При этом доходы от предпринимательской деятельности сформированы за счет поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ, в то время как данные доходы в федеральный бюджет не поступают.

Таким образом, отметим, что неналоговые доходы в структуре консолидированного бюджета РФ приходятся  в большей  части на федеральный бюджет РФ.

В таблице 2.3 представим сравнительный анализ налоговых  и неналоговых доходов в федеральный  бюджет.

Таблица 2.3 

Доходы  федерального бюджета, %

 

 

2008 год

2009  год

2010 год

Изм., %

Итого доходов

100

100

100

      -

Налоговые доходы

61,4

57,9

60,9

    99,2

Неналоговые доходы

37,0

41,3

39,0

   105,4


 

        Как видно из таблицы, в структуре  доходов федерального бюджета  на  долю неналоговых доходов  в 2008 г. приходилось 37 %, тогда  как налоговых доходов  в  размере 61,4%, однако в  2009 г. неналоговые доходы планировались в размере 41,3% общей суммы доходов, в то время как налоговые – 57,9%., и на 2010 год неналоговые доходы составили больший объем в доходах – 60,9%, то есть в целом произошел рост удельного веса неналоговых доходов на 5,4%.

Теперь в  таблице 2.4 представим статьи неналоговых  доходов, за счет которых формируется  федеральный бюджет РФ.

 

Таблица 2.4

  Неналоговые доходы федерального  бюджета, млрд.руб.

 

Статьи дохода

   2008 год

    2009 год

     2010 год

Темп роста

 

 

Млрд. руб

%% 

 

Млрд. руб

 

   %

 

Млрд.    руб

 

   %

 

2010/2008

Неналоговые доходы

 

1840,5

 

100

 

2573,9

 

139,8

 

2721,6

 

105,7

 

     147,9

Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниц. собств-ти

 

 

81,5

 

 

100

 

 

113,3

 

 

139,0

 

 

  99,8

 

 

 88,1

 

 

    122,5

Доходы от продажи нематериальных активов

 

   1

 

100

 

  1,5

 

150,0

 

   2,2

 

146,7

 

    220,0

Административные платежи и  сборы

 

  8,3

 

100

 

  3,2

 

38,6

 

   3,7

 

115,6

 

     44,6

Штрафные санкции, возмещение ущерба

 

  1,7

 

100

 

  2,7

 

158,8

 

    2,1

 

  77,8

 

    123,5

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

 

 

1644,5

 

 

100

 

 

2301,2

 

 

139,9

 

 

   2455

 

 

106,7

 

 

    149,3

Доходы от оказания плат. услуг  и компенс.  затрат

 

 

  64,1

 

 

100

 

 

95,8

 

 

149,5

 

 

  118,7

 

 

123,9

 

 

    185,2

Платежи за пользование природ. ресурсами

 

 

36,2

 

 

100

 

 

53,5

 

 

147,8

 

 

   37,4

 

 

  69,9

 

 

    103,3

Прочие неналоговые доходы

 

  3,2

 

100

 

  2,7

 

  84,4

 

    2,7

 

100,0

 

      84,4


       

 Так в  2009 году данные доходы выросли  на 39,9%, в то время как в 2010 году на 6,7%.

И также следует  отметить их постепенный рост.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности увеличиваются на 39% в 2008 году, по отношению  к 2008 году сокращаются в 2010 году на 12%, а в целом за 2008-2010 год растут на 25%.

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов увеличиваются за 2008-2010 годы на 120%, то есть в 2.2 раза.

Административный  платежи и сборы сокращаются  с 8,3 млрд.рублей в 2008 году до 3,7 млрд.рублей в 2010 году.

Рост штрафных санкций планировался в размере 23,5%.

Доходы от оказания платных услуг также  растут на исследуемом периоде, и  в целом рост составляет 85%.

Незначительный  прирост составляют платежи за пользование  природными ресурсами в целом за 2008-2010 годы на 3%, тогда как в 2010 году по сравнению с 2009 годом данный вид неналоговых доходов падает.

Также происходит сокращение прочих неналоговых доходов  федерального бюджета.

Для более  четкой картины формирования доходной части за счет неналоговых доходов  федерального бюджета необходимо проанализировать  их структуру.

 

2.2 Структура  неналоговых доходов Федерального бюджета

 

Состав и  структура неналоговых доходов  федерального бюджета имеет следующий  вид:

Таблица 2.5 

    Структура неналоговых доходов  федерального бюджета в 2008 –  2010 гг.

 

Статьи дохода

   2008 год

    2009 год

     2010 год

 

 

Млрд. руб

 

   %

 

Млрд. руб

 

   %

 

Млрд. руб

 

   % 

Неналоговые доходы

 

1840,5

 

  100

 

2573,9

 

  100

 

2721,6

 

  100

Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниц. собств-ти

 

81,5

 

  4,43

 

  113,3

 

  4,40

 

  99,8

 

  3,67

Доходы от продажи нематериальных активов

 

    1

 

  0,05

 

    1,5

 

  0,06

 

   2,2

 

  0,08

Административные платежи и  сборы

 

  8,3

 

  0,45

 

    3,2

 

  0,12

 

   3,7

 

  0,14

Штрафные санкции, возмещение ущерба

 

  1,7

 

  0,09

 

    2,7

 

  0,10

 

   2,1

 

  0,08

Доходы от внешнеэкономической деятельности

 

1644,5

 

89,35

 

2301,2

 

89,41

 

2455

 

90,20

Доходы от оказания плат. услуг  и компенс.  затрат

 

  64,1

 

  3,48

 

   95,8

 

  3,72

 

118,7

 

  4,36

Платежи за пользование природ. ресурсами

 

36,2

 

  1,97

 

   53,5

 

  2,08

 

  37,4

 

  1,37

Прочие неналоговые доходы

 

  3,2

 

  0,17

 

    2,7

 

  0,10

 

   2,7

 

  0,10


 

Как видно  из представленных данных, наибольший удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической  деятельности – 89,35% в 2008 году, и 90,2% в 2010 году, то есть происходит рост удельного веса данной группы доходов.

На втором месте по доле в неналоговых доходах  федерального бюджета занимают доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной  собственности – порядка 4% от неналоговых  доходов.

Далее доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат – на 2008 год составили 3,5%, в то время как в 2010 году удельный вес вырос до уровня в 4,36%.

Порядка 2% составляют платежи за пользование природными ресурсами.

Остальные виды неналоговых доходов занимают незначительные позиции в структуре, к таковым относятся доходы от продажи материальных и нематериальных активов, штрафы, административные сборы, и прочие неналоговые доходы.

Проект федерального бюджета на 2008 год и перспективного финансового плана Российской Федерации на 2008–2010 годы рассчитывался на основе прогноза основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации и параметров прогноза на период до 2010 года, предполагающих сохранение относительно благоприятных внешних условий и активизацию внутренних факторов роста экономики.

 

 

 

 

 

3. Пути совершенствования неналоговых  доходов

 

Включение в  состав неналоговых доходов  - доходов  от оказания платных услуг фактически означает, что в составе бюджетов должны учитываться доходы, которые традиционно именовали внебюджетными. Такая норма в бюджетном законодательстве направлена на реальное отражение в составе доходов бюджета всех имеющихся источников. Однако можно предположить, что возникнут трудности с ее практической реализацией, поскольку вряд ли, например, бюджетные учреждения будут заинтересованы в "выявлении" всех источников доходов, так как в условиях хронического бюджетного недофинансирования для всех бюджетных организаций  значительно большее значение приобретают "внебюджетные средства", которые становятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам.

Неточность  и неконкретность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы получения  и использования средств от оказания платных услуг приводит к возникновению различных противоречий в толковании и практическом применении отдельных правовых норм. Отсутствие четкого правового механизма, регулирующего отношения государственных учреждений в сфере получения и использования денежных средств от деятельности, приносящей доход, значительно снижает эффективность такого источника финансирования учреждений и приводит к возникновению различных нарушений.  [14, С. 25 - 28]

Информация о работе Неналоговые доходы федерального бюджета, анализ их динамики и структуры