Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:10, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
изучение значения, особенностей и состава неналоговых доходов;
анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ;
пути совершенствования неналоговых доходов.
Предметом исследования являются неналоговые доходы.
Объектом исследования является федеральный бюджет РФ.
Введение………………………………………………………………….…….. 3
1. Значение неналоговых доходов в российской экономике………………..….. 5
1.1 Понятие доходов бюджетов…………………………………………..….. 5
1.2 Особенности неналоговых доходов бюджета РФ…………………..…... 7
1.3 Состав неналоговых доходов бюджета………………………………..…10
1.4 Зарубежный опыт формирования доходной части (в части неналоговых доходов)………………….………………………………………………...….. 15
2. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ………….…..…... 19
2.1 Динамика неналоговых доходов Федерального бюджета……….…..… 19
2.2 Структура неналоговых доходов Федерального бюджета………….…. 23
3. Пути совершенствования неналоговых доходов……………………..…….... 25
Заключение………………………………………………………………….….… 29
Список использованной литературы………………………………………..…... 31
Сравнивая формирование доходной базы бюджетов развитых зарубежных стран с поступлениями доходов бюджетов Российской Федерации можно сделать следующие выводы:
Во-первых, основными доходами бюджетов в развитых зарубежных странах, также как и в России, являются налоговые доходы;
Во-вторых, основную долю неналоговых доходов бюджетов в зарубежных странах и в России составляют доходы от использования государственной собственности;
В-третьих, помимо доходов от использования собственности, в состав неналоговых доходов включаются штрафы и различные административные сборы. [15, С. 222 - 224]
2.
Анализ неналоговых доходов
2.1 Динамика
неналоговых доходов
Основными доходами государственного бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.
Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет большое значение для организации контроля над использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций. [8, c. 18]
Роль и значение неналоговых доходов в консолидированном бюджете отражены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Доходы консолидированного бюджета РФ, млрд.руб.
Статьи дохода |
2008 год |
2009 год |
2010 год | ||||||
КБРФ |
ФБ |
КБСРФ |
КБРФ |
ФБ |
КБСРФ |
КБРФ |
ФБ |
КБСРФ | |
Итого доходов |
7847,5 |
4979,7 |
2867,8 |
9791,7 |
6170,4 |
3621,3 |
10741,2 |
6965,3 |
3775,9 |
Налоговые доходы |
5171,5 |
3056 |
2115,5 |
6179,7 |
3572,4 |
2607,3 |
7059,8 |
4243,7 |
4243,7 |
Неналоговые доходы |
2092 |
1840,5 |
251,5 |
2893,5 |
2573,9 |
319,6 |
3003 |
2721,6 |
281,4 |
Безвозмездные перечисления |
527,2 |
83,2 |
444 |
634,7 |
24,1 |
610,6 |
586,1 |
624,2 |
586,1 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
56,8 |
83,2 |
56,8 |
84,5 |
0,8 |
83,7 |
84,2 |
0,5 |
83,7 |
В таблице 2.2 представим удельный вес по видам доходов в общей сумме доходной части консолидированного бюджета.
Таблица 2.2
Структура доходов
Статьи дохода |
2008 год |
2009 год |
2010 год | ||||||
КБРФ |
ФБ |
КБСРФ |
КБРФ |
ФБ |
КБСРФ |
КБРФ |
ФБ |
КБСРФ | |
Итого доходов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Налоговые доходы |
65,9 |
, 61,4 |
73,8 |
63,1 |
57,9 |
72,0 |
65,7 |
00,9 |
74,6 |
Неналоговые доходы |
26,7 |
37,0 |
8,8 |
29,3 |
41,3 |
8,8 |
27,9 |
99,0 |
7,5 |
Безвозмездные перечисления |
6,7 |
1,7 |
15,5 |
6,5 |
0,4 |
16,9 |
5,5 |
0,0 |
15,5 |
Доход от предприниматель-ской и иной, принося- щей доход, деятель- ности |
0,7 |
0,0 |
2,0 |
0,9 |
0,0 |
2,3 |
0,8 |
0,0 |
2,2 |
Налоговые доходы федерального бюджета сокращаются с уровня в 61,4 % в 2008 году, до 60,9% в 2010 году.
Следует отметить рост в структуре доходов неналоговых доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ.
Безвозмездные перечисления в консолидированный бюджет составили 6,7% в доходах на 2008 год, далее происходит падение до уровня в 5,5% в 2010 году о утвержденному бюджету.
Доходы от
предпринимательской
Таким образом, отметим, что неналоговые доходы в структуре консолидированного бюджета РФ приходятся в большей части на федеральный бюджет РФ.
В таблице 2.3
представим сравнительный анализ налоговых
и неналоговых доходов в
Таблица 2.3
Доходы федерального бюджета, %
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Изм., % | |
Итого доходов |
100 |
100 |
100 |
- |
Налоговые доходы |
61,4 |
57,9 |
60,9 |
99,2 |
Неналоговые доходы |
37,0 |
41,3 |
39,0 |
105,4 |
Как видно из таблицы, в
Теперь в таблице 2.4 представим статьи неналоговых доходов, за счет которых формируется федеральный бюджет РФ.
Таблица 2.4
Неналоговые доходы
Статьи дохода |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Темп роста | |||
Млрд. руб |
%% |
Млрд. руб |
% |
Млрд. руб |
% |
2010/2008 | |
Неналоговые доходы |
1840,5 |
100 |
2573,9 |
139,8 |
2721,6 |
105,7 |
147,9 |
Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниц. собств-ти |
81,5 |
100 |
113,3 |
139,0 |
99,8 |
88,1 |
122,5 |
Доходы от продажи нематериальных активов |
1 |
100 |
1,5 |
150,0 |
2,2 |
146,7 |
220,0 |
Административные платежи и сборы |
8,3 |
100 |
3,2 |
38,6 |
3,7 |
115,6 |
44,6 |
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
1,7 |
100 |
2,7 |
158,8 |
2,1 |
77,8 |
123,5 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
1644,5 |
100 |
2301,2 |
139,9 |
2455 |
106,7 |
149,3 |
Доходы от оказания плат. услуг и компенс. затрат |
64,1 |
100 |
95,8 |
149,5 |
118,7 |
123,9 |
185,2 |
Платежи за пользование природ. ресурсами |
36,2 |
100 |
53,5 |
147,8 |
37,4 |
69,9 |
103,3 |
Прочие неналоговые доходы |
3,2 |
100 |
2,7 |
84,4 |
2,7 |
100,0 |
84,4 |
Так в 2009 году данные доходы выросли на 39,9%, в то время как в 2010 году на 6,7%.
И также следует отметить их постепенный рост.
Доходы от
использования имущества, находящегося
в государственной и
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов увеличиваются за 2008-2010 годы на 120%, то есть в 2.2 раза.
Административный платежи и сборы сокращаются с 8,3 млрд.рублей в 2008 году до 3,7 млрд.рублей в 2010 году.
Рост штрафных санкций планировался в размере 23,5%.
Доходы от оказания платных услуг также растут на исследуемом периоде, и в целом рост составляет 85%.
Незначительный прирост составляют платежи за пользование природными ресурсами в целом за 2008-2010 годы на 3%, тогда как в 2010 году по сравнению с 2009 годом данный вид неналоговых доходов падает.
Также происходит сокращение прочих неналоговых доходов федерального бюджета.
Для более четкой картины формирования доходной части за счет неналоговых доходов федерального бюджета необходимо проанализировать их структуру.
2.2 Структура неналоговых доходов Федерального бюджета
Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета имеет следующий вид:
Таблица 2.5
Структура неналоговых доходов федерального бюджета в 2008 – 2010 гг.
Статьи дохода |
2008 год |
2009 год |
2010 год | |||
Млрд. руб |
% |
Млрд. руб |
% |
Млрд. руб |
% | |
Неналоговые доходы |
1840,5 |
100 |
2573,9 |
100 |
2721,6 |
100 |
Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниц. собств-ти |
81,5 |
4,43 |
113,3 |
4,40 |
99,8 |
3,67 |
Доходы от продажи нематериальных активов |
1 |
0,05 |
1,5 |
0,06 |
2,2 |
0,08 |
Административные платежи и сборы |
8,3 |
0,45 |
3,2 |
0,12 |
3,7 |
0,14 |
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
1,7 |
0,09 |
2,7 |
0,10 |
2,1 |
0,08 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
1644,5 |
89,35 |
2301,2 |
89,41 |
2455 |
90,20 |
Доходы от оказания плат. услуг и компенс. затрат |
64,1 |
3,48 |
95,8 |
3,72 |
118,7 |
4,36 |
Платежи за пользование природ. ресурсами |
36,2 |
1,97 |
53,5 |
2,08 |
37,4 |
1,37 |
Прочие неналоговые доходы |
3,2 |
0,17 |
2,7 |
0,10 |
2,7 |
0,10 |
Как видно из представленных данных, наибольший удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической деятельности – 89,35% в 2008 году, и 90,2% в 2010 году, то есть происходит рост удельного веса данной группы доходов.
На втором
месте по доле в неналоговых доходах
федерального бюджета занимают доходы
от использования имущества
Далее доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат – на 2008 год составили 3,5%, в то время как в 2010 году удельный вес вырос до уровня в 4,36%.
Порядка 2% составляют платежи за пользование природными ресурсами.
Остальные виды неналоговых доходов занимают незначительные позиции в структуре, к таковым относятся доходы от продажи материальных и нематериальных активов, штрафы, административные сборы, и прочие неналоговые доходы.
Проект федерального бюджета на 2008 год и перспективного финансового плана Российской Федерации на 2008–2010 годы рассчитывался на основе прогноза основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации и параметров прогноза на период до 2010 года, предполагающих сохранение относительно благоприятных внешних условий и активизацию внутренних факторов роста экономики.
3.
Пути совершенствования
Включение в состав неналоговых доходов - доходов от оказания платных услуг фактически означает, что в составе бюджетов должны учитываться доходы, которые традиционно именовали внебюджетными. Такая норма в бюджетном законодательстве направлена на реальное отражение в составе доходов бюджета всех имеющихся источников. Однако можно предположить, что возникнут трудности с ее практической реализацией, поскольку вряд ли, например, бюджетные учреждения будут заинтересованы в "выявлении" всех источников доходов, так как в условиях хронического бюджетного недофинансирования для всех бюджетных организаций значительно большее значение приобретают "внебюджетные средства", которые становятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам.
Неточность и неконкретность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы получения и использования средств от оказания платных услуг приводит к возникновению различных противоречий в толковании и практическом применении отдельных правовых норм. Отсутствие четкого правового механизма, регулирующего отношения государственных учреждений в сфере получения и использования денежных средств от деятельности, приносящей доход, значительно снижает эффективность такого источника финансирования учреждений и приводит к возникновению различных нарушений. [14, С. 25 - 28]
Информация о работе Неналоговые доходы федерального бюджета, анализ их динамики и структуры