Обеспечение принудительного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является подробное изучение способов принудительного исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, которые возложены на налогоплательщиков.
Для достижения поставленной цели будет изучена подробным образом глава 11 Налогового Кодекса Российской Федерации, а также информация на тему моей работы, представленную в газетах, журналах и других учебных пособиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Основания и порядок взыскания налоговых санкций ……………..5
Глава 2.Основные процедуры, применяемые налоговыми органами для обеспечения принудительной уплаты налогов или сборов в бюджетную систему Российской Федерации……………………………………………….8
2.1 Залог имущества…………………………………………………………….14
2.2 Поручительство……………………………………………………………...17
2.3 Пеня…………………………………………………………………………..20
2.4 Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке…….24
2.5 Арест имущества…………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………36
Аналитические данные о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ по состоянию на 01.12.2011 г. По Курской области……………………………………………...37
Список используемой литературы……………………………………………..51

Вложенные файлы: 1 файл

Бутикова2.doc

— 721.50 Кб (Скачать файл)

Решение о приостановлении  операций по счетам может быть обжаловано в административном или судебном порядке (ст. 138 НК РФ). При административном способе налогоплательщику необходимо подать письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. С жалобой он вправе обратиться в течение трех месяцев после того, как узнал, что налоговая инспекция приостановила операции по его расчетному счету (ст. 139 НК РФ). Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения (ст. 140 НК РФ).

Конечно, для обжалования решения налогового органа должны быть веские аргументы, а именно:

  • несоответствие нормам налогового законодательства;
  • нарушение налоговыми органами процедуры его вынесения.

Конкретными основаниями  для обжалования могут быть следующие:

  • отсутствие задолженности по налогам;
  • вынесение решений до истечения срока погашения недоимки, указанного в требовании;
  • непредставление налогоплательщику требования об уплате налогов;
  • вынесение решения о приостановлении операций по счетам лицом, которое не уполномочено это делать;
  • отсутствие одновременного с решением о приостановлении операций по счетам решения о взыскании налога;
  • решение о взыскании недоимки вынесено позднее 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;
  • отсутствие необходимых реквизитов в решении налогового органа о взыскании налога или аресте счета (отсутствие суммы недоимки и пеней, названия налога, по которому имеется задолженность, периода, за который необходимо было сдавать декларацию).

В иске налогоплательщик вправе потребовать возместить убытки, причиненные ему неправомерным арестом расчетного счета. При этом можно взыскать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду.

 

2.5 Арест имущества

 

 Арест имущества следует признать самой жесткой мерой государственного принуждения, которую законодатель включил в число способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Согласно ч. 1 ст. 77 НК РФ, арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика - организации в отношении его имущества. Юридическая сущность ареста имущества налогоплательщика заключается в том, что он является административно – правовым ограничением права распоряжаться собственностью.

Арест имущества применяется  относительно налогоплательщиков, не исполняющих в установленные  сроки обязанности по уплате налогов  и сборов. Обязательным условием применения данной меры обеспечения решения налогового органа является наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что недобросовестный налогоплательщик предпримет меры к сокрытию имущества или будет скрываться сам. Применение ареста имущества самым непосредственным образом затрагивает право собственности и не может осуществляется без учета соответствующих норм гражданского права. Согласно ст. 209 ГК РФ, право собственности предполагает наличие у собственника трех правомочий: владения, пользования и распоряжения.

Положение п. 1 ст. 77 НК РФ о том, что арест представляет собой ограничение «права собственности  налогоплательщика - организации в  отношении его имущества» означает, что арест может налагаться на имущество, в отношении которого налогоплательщик - организация осуществляет все три присущие собственнику правомочия; владение, пользование, распоряжение.

Проблемным является вопрос возможности ареста имущества, которым налогоплательщик-организация  владеет и пользуется на правах лизинга. С одной стороны, в отношении такого имущества налогоплательщик-организация не имеет такого присущего собственнику правомочия, как распоряжение, С другой - по мере уплаты соответствующих платежей на пропорциональную часть взятого в лизинг имущества распространяются правомочия собственника в полном объеме.

Не может подвергаться аресту и имущество государственных  и муниципальных предприятий  и учреждений, поскольку они владеют  им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Собственником же этого имущества является государство.

При аресте имущества  собственник теряет свободу пользования  и владения арестованным имуществом. Эти правомочия осуществляются с  разрешения и под контролем налогового органа.

Права на арестованное имущество  могут быть ограничены полностью или частично. Полным арестом имущества признается ограничение прав собственника относительно распоряжения арестованным имуществом, при этом владеть и пользоваться этим имуществом налогоплательщик может только с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичный арест имущества предполагает такое ограничение права собственности налогоплательщика, при котором владение, пользование и распоряжение имуществом допускается с разрешениями под контролем налогового или таможенного органа. Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом образует состав налогового правонарушения и влечет применение к виновному соответствующих санкций.

Налоговым законодательством  в качестве гарантии соблюдения прав собственника-налогоплательщика установлено ограничение относительно объёму арестованного имущества. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налоговой обязанности.

Арест имущества  налогоплательщика-организации в  первую очередь предназначен для воспрепятствования отчуждению данного имущества, в том числе в форме его передачи в качестве взносов в уставный (складочный) капитал при создании новых организаций.

Арест имущества налогоплательщика  в качестве способа обеспечения  решения о взыскании налога производится при одновременном наличии двух условий:

а) неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым  агентом в установленный срок обязанности по уплате налога;

б) достаточные основания  полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

Под основаниями, свидетельствующими о том, что налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент предпримет меры скрыться либо скрыть свое имущество, налоговым органам рекомендуется понимать одно из нижеследующих оснований:

  1. наличие на балансе налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента движимого имущества, в т.ч. ценных бумаг, денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25 процентов суммы неуплаченного налога;
  2. размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени), в т.ч. отсроченной (рассроченной) к уплате, превышает 50 процентов балансовой стоимости имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;
  3. получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры,  внутренних дел, и из иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации или о намерении должностных лиц налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента организации скрыться;
  4. анализ должностными лицами налогового органа деятельности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, позволяющий сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога, например: систематическое уклонение налогоплательщика  или налогового агента от явки в налоговый орган, срочная распродажа имущества или переоформление имущества на подставных лиц, участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика;
  5. получение налоговым органом сведений о фактах сокрытия выручки от реализации товаров (работ, услуг) за прошлые налоговые периоды, по которым наступил срок уплаты налога;
  6. несовпадение местонахождения имущества организации должника с его юридическим адресом;
  7. руководитель организации должника выступает учредителем нового юридического лица и осуществляет передачу имущества руководимого им юридического лица в качестве уставного капитала вновь создаваемой организации;
  8. юридическое лицо не представляет в налоговые органы необходимые для расчета налогов документы два и более отчетных периода и при этом невозможно найти руководство юридического лица по указанному в учредительных документах адресу.

Наличие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, при  неисполнении налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом обязанности по уплате налога в установленный срок, является основанием для вынесения решения о наложении ареста на имущество указанного налогоплательщика,

Решение о наложении ареста на имущество  налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента принимается руководителем налогового органа (либо его заместителем) в форме соответствующего постановления.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика, плательщика  сборов или налогового агента не позднее  дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляется в 3-х экземплярах в орган прокуратуры, осуществляющий надзор за законностью деятельности соответствующего налогового органа, вынесшего указанное постановление, для решения вопроса о санкционировании ареста.

Должностные лица налогового органа обязаны предоставить все документы  прокурору, подтверждающие основания, свидетельствующие о том, что  налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент предпримет меры скрыться либо скрыть свое имущество

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика  сборов) или налогового агента должно содержать: фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего постановление; дату вынесения и номер постановления; наименование и адрес налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента; ссылку на закон, устанавливающий порядок уплаты конкретных налогов; сумму недоимки по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на которую должно быть арестовано имущество;  вид ареста (полный или частичный); перечень имущества, подлежащего аресту; основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Постановление подписывается должностным лицом и заверяется гербовой печатью налогового органа.

При наложении частичного ареста постановление  должно содержать порядок распоряжения налогоплательщиком арестованным имуществом, устанавливающий обязательность обращения  налогоплательщика в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества. Постановление должно предусматривать предупреждение налогоплательщика об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры. В случае отказа в даче санкции прокурором налоговый орган вправе обратиться с этим же вопросом к вышестоящему прокурору. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику либо его представителю под роспись либо направляет его по почте заказным письмом. Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В случае нахождения имущества, подлежащего аресту, не в одном месте допускается составление нескольких протоколов об аресте. В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.

При производстве ареста налоговым органам необходимо учитывать, что хотя арест может быть наложен на все имущество, ему подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, т.е. балансовая стоимость которого равна указанной в постановлении сумме неуплаченного налога. При невозможности определения балансовой стоимости имущества (например, когда документы уничтожены, а найти должностных лиц фирмы инспекторы не могут) его стоимость определяется должностным лицом, производящим арест, с учетом мнения специалиста, при участии такового в произведении ареста, или специализированной организации.

Арест имущества производится с участием понятых. В качестве понятых  могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Присутствие понятых, с одной стороны, усиливает охрану прав налогоплательщика, а с другой - ограждает должностных лиц налоговых органов от возможных необоснованных претензий, ложность которых было бы трудно доказать, если при аресте имущества присутствовали бы только заинтересованные в деле лица. Правовая природа означенных действий характеризуется необходимостью четкого соблюдения процессуальных требований, что существенно отличает арест имущества от других способов обеспечения исполнения налоговой обязанности.

Проведение ареста имущества  в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Протокол подписывается должностным лицом, производящим арест, понятыми, специалистами, при их участии в произведении ареста, а также налогоплательщиком или его представителем. В случае отказа кого-либо из числа вышеперечисленных лиц подписать протокол должностное лицо отражает данный факт в протоколе. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления протокола, вручает его налогоплательщику или его представителю под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

 

Заключение

Рассмотрев все вопросы курсовой работы, я могу сделать следующие выводы.

Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и  внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

Для каждого физического  лица или организации своевременное  и полное исполнение налоговой обязанности  является конституционной обязанностью. То есть налогоплательщики обязаны  уплачивать законно установленные  налоги, вставать на учёт в налоговые органы, вести учёт своих доходов и расходов, представлять в налоговые органы налоговые декларации.

Информация о работе Обеспечение принудительного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов