Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 14:41, курсовая работа
Целью работы является изучение эффективности налоговой системы. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и налоговой политики государства.
Введение …………………………………………………………….........3
Глава 1. Эффективная налоговая система …………………………......5
1.1. Налоговая система и ее структура…………………………………5
Глава 2 Оптимальная налоговая политика государства ……………. 11
2.1. Основные понятия налоговой политики ………………………….12
2.2. Модели налоговой политики государства ………………………..16
2.3. Средства налоговой политики государства ………………………19
2.4. Особенности налоговой политики в Российской Федерации ……24
Заключение …………………………………………………………….…28
Список источников и литературы ……………………………...………30
Налоговое законодательство должно предусматривать минимально возможное количество платежей (налогов, сборов, пошлин). Требование означает, что количество платежей должно быть сведено до минимума и предусматривать снижение налогового бремени или предусматривать замены всех видов налогов единым налогом на доход, что будет означать упрощение системы налогообложения, сделает систему понятной, доступной, простой, прозрачной, контролируемой и эффективной по собираемости налогов и простой по организационной структуре.
Однако уменьшение числа налогов или введение единого налога не во всех случаях приведет к улучшению материального положения субъектов налога, а наоборот, может ухудшить их положение. Все зависит от вводимых налоговых ставок. Вместе с тем требование предусматривает упрощение исчисления налогов, повышение контроля за уплатой налогов, оптимизацию построения рациональной и эффективной по собираемости налогов системы.
Принятие нового налогового кодекса РФ хотя и уменьшило число налогов на экономическом пространстве России до 28 видов налогов (16 федеральных, семь региональных и пять местных), но по своей сути налоговая система осталась грабительской по отношению к субъекту налога, сложной для понимания, и, главное, малоэффективной, не рациональной и не экономичной. Система осталась многоуровневой как по законодательной базе, так и по исчислению платежей: трехуровневой по законодательной базе и трехуровневой по уплате платежей.
Анализ налоговых систем зарубежных стран свидетельствует, что количество налогов в них несколько меньше в сравнении с налоговой системой России, упрощена и схема исчисления налогов, но сами системы также сложны. Например, в США действует около 20 налогов и сборов, во Франции - 26, в Германии - 13, в Японии - 10.
Налоговая система должна носить справедливый распределительный характер налогового бремени по отношению ко всем субъектам налога. Требование означает, что все налогоплательщики должны иметь одинаковые права и нести одинаковые обязанности на всем экономическом пространстве государства. С этой точки зрения в налоговом законодательстве не должно быть льготных режимов для отдельных граждан, групп лиц или территорий. Требование означает, что в государстве не должно быть оффшорных, свободных и иных зон, обладающих льготным налогообложением. Установление льготного налогообложения для отдельных зон и режимов, для отдельных территорий носит чисто дискриминационный характер в отношении не только отдельных субъектов налога, что противоречит Конституции РФ, но и в отношении целых территорий, ставя граждан в неравные условия на едином экономическом пространстве государства.
Налоговая система должна быть социально справедливой, сглаживать несправедливое распределение богатств (доходов) и своевременно благоприятно сказываться на росте капиталов.
Требование означает, что распределение налогового бремени между субъектами налога должно учитывать уровень доходности каждого из них и строиться с учетом принципов:
- каждый субъект налога
должен отдавать часть своего
дохода государству для
- субъект налога должен
отдавать только часть своего
дохода из той его части, которая
превышает семейный
- более богатый субъект
налога должен нести большее
бремя налогов, то есть более
богатый должен отдать
Налоговая система должна быть экономичной по своему организационно-структурному построению и эффективной по собираемости налогов в соответствующий бюджет территориального образования: федеральный, региональный, местный.
Если нет компромиссного решения в вопросах построения экономичной по организационно-структурному принципу системы и ее эффективностью, то в любом случае она должна удовлетворять принципу оптимальности или экономической целесообразности как для государства, так и для субъекта налога, в том числе с точки зрения эффективности управления системой в целом.
Критерием экономичности системы может выступать коэффициент экономичности К_эк, определяемый отношением общих расходов на содержание и обеспечение всех элементов предполагаемой или вновь создаваемой структуры налоговой системы к аналогичным расходам существующего варианта системы:
где Д_пр - общие расходы на содержание и обеспечение предполагаемой налоговой системы;
Д_о - общие расходы на содержание и обеспечение существующей налоговой системы.
Если К_эк > 1, то налоговая система для государства целесообразна и экономически выгодна, при К_эк = 1 - обе системы равноодинаковы, при К_эк < 1 - система менее рациональна и экономична и нет надобности ее менять.
К - коэффициент, характеризующий ту часть поступлений в н соответствующий бюджет территориального образования, которая необходима для выполнения задач (функций) данным территориальным образованием:
К = К + К
о н п
К = К - К
н о п
где K - общая часть (сумма) бюджета территориального образования, о необходимая ему для решения задач в полном объеме перед обществом, принимаемая за 100%;
К - часть (сумма) бюджета территориального образования, п формируемая за счет налоговых поступлений.
Выполнение условия К_с >= К_н характеризует систему с точки зрения стабилизирующего фактора в обществе - такая система будет сглаживать противоречия между властью и субъектом налога, служить росту государства и благосостояния малообеспеченных слоев населения.
На экономичность, оптимальность и эффективность налоговой системы значительно влияют издержки (расходы) на содержание элементов системы, которые должны быть сведены до минимума или оптимизированы, но не за счет минимизации заработной платы служащим налоговой сферы, а за счет оптимизации организационной структуры самой налоговой системы (сокращения налоговых органов, сведения их к единому налоговому органу с минимально необходимым количеством налоговых служащих, в том числе руководящих работников, автоматизации процессов сбора, обработки, хранения налоговой информации и контроля за собираемостью налогов).
Глава 2 Оптимальная налоговая политика государства
Обеспечение развития страны, решения социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику.
Рыночная экономика вовсе не означает, что государство должно устранять от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений (современный период развития российской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы.
Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.
Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.
2.1. Основные понятия налоговой политики
Рассмотрим основные понятия налоговой политики государства - эффективная налоговая нагрузка, налоговая капитализация и оптимальное налогообложение.
Эффективная налоговая нагрузка определяет и показывает, кто несет бремя того или иного налога и, соответственно, кто выигрывает от мены или снижения этого налога. С переложением налогов связан хорошо известный закон связи налогов с ценами, который гласит, что с повышением ставок налогов, растут цены, а при снижении этих ставок растут прибыли, т.е. можно сказать, что цены товаров эластичны повышению налогов, но не эластичны их снижению.
Налоговая капитализация - это проявление побочного непрямого эффекта от снижения налогов (введение льготы по налогам), выражающегося в приросте капитала у всех участников рынка конкретного товара, включая и не пользующихся непосредственно выгодами льготы. Природа данного эффекта состоит в том, что после введения налоговой льготы для какого-то сектора рынка этот сектор становится более привлекателен для инвесторов, в него начинают интенсивно притекать новые капиталы и, соответственно, увеличивается рыночная стоимость уже задействованных в этом секторе производственных и коммерческих активов.
Оптимальность налогообложения принято оценивать с точки зрения общего эффекта для благосостояния общества и с точки зрения выгод для определенного налогоплательщика. Этот эффект определяется известными принципами справедливости и определенности налогообложения.
Одним из показателей оптимальности применяемой системы налогообложения служит разница между общей массой частных благ, потерянных налогоплательщиками в результате применения этой системы налогообложения, и суммой общих (общественных) благ, приобретенных обществом в целом. Частично эта разница может быть оценена как общие расходы государства и налогоплательщиков на поддержание функционирования налоговой системы. Другие эффекты, такие как моральное неудовлетворение, от уплаты налогов, недовольство граждан тем, как расходуются средства, собранные с них в виде налогов и др. не поддаются количественной оценке и обычно исследуются как качественные показатели.
В современных условиях, очень важно не столько то, с кого, как и в каких размерах берутся налоги, сколько то, на какие цели они расходуются. Учитывая сказанное, необходимо ввести понятие чистого бремени (для общества в целом, для отдельных категорий налогоплательщиков и для каждого налогоплательщика или домохозяйства в отдельности), которое будет рассчитываться не как сумма всех налогов или как результат деления суммы собранных налогов на число налогоплательщиков, а как разность между уплаченными гражданами государству суммами налогов и полученными гражданами от того же государства финансовыми средствами или иными материальными благами.
При оценке оптимальности налогообложения на основе использования этого понятия ставиться под сомнение тот вроде бы "однозначный" вывод, что налоговое бремя населения всегда выше в том государстве, где больше собирается налогов. Например, если в Дании доля налогов в ВВП временами превышает 50%, а в Индонезии обычно держится в пределах 30%, то вывод о том, что налоговое бремя для всех датчан в целом выше, чем для индонезийцев, будет ошибочным. На самом деле в Дании до 2/3 всех собранных налоговых доходов возвращается населению (в форме прямых социальных выплат или в виде предоставления иных социальных и материальных благ), тогда как в Индонезии на эти цели расходуется менее ¼ доходов.
Таким образом, именно от характера и сущности проводимой государством и его органами налоговой политики зависит, определять ли налог как "бремя", "зло" или как способ (эффективный в большей или меньшей степени) перераспределения материальных благ и финансирования общих объектных потребностей общества.
При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты, принципы формирования, инструменты, цели и методы налоговой политики.
Субъектами налоговой политики, в зависимости от государственного устройства, выступают федерация, субъекты федерации (земли, республики, входящие в федерацию, области и т.д.) и муниципалитеты (города, районы, городские округа, поселения и т.д.). В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, городские округа, поселения, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах их полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством.
Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении налоговой базы. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики региона в целом.
Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:
Информация о работе Оптимальная налоговая политика государства