Общественная опасность налоговых преступлений,
по мнению некоторых авторов, определяется
высокой значимостью налогов в хозяйственной
деятельности общества*(14). Также встречается
мнение, что общественная опасность налоговых преступлений заключается в причинении
вреда бюджету государства в части его
формирования от сбора налогов с юридических
и физических лиц вследствие неуплаты
налоговых платежей лицами, обязанными
законодательством платить налоги с установленных
объектов налогообложения*(15).
Общественная опасность налоговых преступлений
определяется и тем, что подобные преступления
причиняют существенный ущерб налоговой,
финансовой, экономической безопасности
государства, препятствуют плановому
поступлению налогов в бюджет, чем подрывают нормальное функционирование
экономики. Недополучение налоговых платежей
бюджетами различных уровней приводит
к задержкам в выплате заработной платы,
пенсий, дотаций, сворачиванию социальных
программ, научных исследований(16). Уклонение
от уплаты налогов и сборов таит в себе
серьезную опасность и по той причине,
что в случае успешного осуществления
преступного посягательства у виновного
лица появляются денежные средства, имеющие
фактически нелегальное происхождение.
Соответственно возникает потребность,
во-первых, в сокрытии источника получения
таких средств (то есть легализации или
"отмывании"), а во-вторых, в использовании
этих денежных средств в корыстных целях,
в том числе в рамках предпринимательской
деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уклонение от уплаты налогов представляет
собой форму уменьшения налоговых и других
платежей, при которой налогоплательщик
умышленно или неосторожно избегает уплаты
налога или уменьшает размер своих налоговых
обязательств с нарушением действующего
законодательства. В данном случае, снижение
налоговых обязательств, а так же полное
уклонение от налоговых обязательств
представляется в виде совершения налогоплательщиком
налоговых правонарушений, имеет место
нарушение налогового законодательства.
Любое действие налогоплательщика совершенное
а, с целью уклонения от уплаты налогов,
является противозаконным. В данном случае,
главное отличие уклонения уплаты налогов
от налоговой оптимизации заключается
в выборе пути достижения налогоплательщиком
снижения налогового обязательства.
Незаконное
уменьшение налогов - уклонение, влечет
негативные последствия как для экономики
государства, так и для государства в целом.
При этом государственный бюджет недополучает
причитающиеся ему средства, и, следовательно,
ему приходиться ограничивать
себя в расходах. Следствием этого выступают
приостановка реализации некоторых государственных
программ, невыплата заработной платы
работникам бюджетной сферы и т.д., вплоть
до процедуры секвестра бюджета. Кроме
того, уклонение от уплаты налогов может
иметь серьезные экономические последствия
в виде нарушения конкуренции. Два одинаковых
предприятия, занимающихся, например,
производством определенных товаров,
будут находиться в неравных условиях
в случае уклонения одного из них от уплаты
налогов.
Поэтому, в настоящий
момент пресечение попыток "творческой
неуплаты налогов" возведено в ранг
государственной налоговой политики и
является основным направлением деятельности
многих государственных органов (например,
налоговой полиции), а также главной целью
текущего налогового нормотворчества.
Зачастую,
снижение или отклонение от уплаты налогов
совершается за счет:
- снижения
или сокрытия объекта налогообложения
(дохода, прибыли и т.д.);
- нарушения
правил ведения бухгалтерского
и налогового учета;
- представления недостоверных
данных;
- несвоевременное
представление или не представление
необходимых документов;
- неправомерное
использование налоговых льгот.
Поскольку
речь идет о противозаконных действиях
налогоплательщика, то соответственно
за совершение таких действий
предусмотрена административная, финансовая,
уголовная и гражданско-правовая ответственность.
Несмотря на это, все способы незаконного
уклонения от уплаты налогов не одинаковы.
В зависимости от тяжести нарушения законодательства,
можно выделить несколько видов:
1. Некриминальное
уклонение от уплаты налогов.
В данном случае налогоплательщик
своими действиями по уменьшению
налогового обязательства нарушает
налоговое законодательство, что
влечет за собой применение
налоговой ответственности. Нарушение налогового
законодательства проявляется в совершение
таких действий, как:
- неправильное
отражение операций в бухгалтерском
и налоговом учете;
- неправильное
заключение договоров, их фиктивное
заключение, переоформление и заключение
их после совершения операции;
- выплата
санкций за несуществующие налоговые
нарушения и т.д.
При налоговой
ответственности к нарушителю не применяется
уголовная ответственность.
В зависимости
от отраслевой принадлежности норм законодательства,
которые совершаются некриминальными способами,
можно выделить налоговое и таможенное
правонарушение.
2. Криминальное
уклонение от уплаты налогов.
В данном случае налогоплательщик
с целью уклонения от уплаты
налога или для снижения сумм
налогов, совершает противозаконные
действия, что влечет не только
нарушение налогового, но и уголовного
законодательства. Соответственно, криминальное
правонарушение влечет применение к нарушителям
уголовной ответственности в соответствии
со ст.ст. 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса
РФ.
Налогоплательщик может
привлекаться к налоговой ответственности
за совершение следующих правонарушений:
1. Непредставление
налоговой декларации физическими
лицами или иных документов, представление
которых является обязательным,
как следствие уклонения от
уплаты налогов. В данном
случае уклонением признается совершенным
в крупном размере, составляющем более
100.000 рублей за три финансовых года подряд,
при условии, что доля неуплаченных налогов
и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих
уплате сумм налогов и (или) сборов, либо
превышающая 300.000 рублей.
Так, например,
если налогоплательщик (физическое лицо)
получил доход в сумме 1 500 000 рублей и не
уплатил налог, исчисленный по ставке
13 %, который составит 195 000 рублей, то данный
факт будет являться для привлечения налогоплательщика
к уголовной ответственности. А если налогоплательщик
в данном случае заплатит налог не в полном
размере, допустим 30 000 рублей, то основанием
для привлечения данного налогоплательщика
к уголовной ответственности не имеется,
поскольку сумма уплаченного налога превышает
10 % ( 195 000 * 10 % = 19 500 руб.).
Если сумма неуплаченного налога составит
более 300.000 рублей, то уголовная ответственность
наступает во всех случаях.
Уклонение признается совершенным в особо
крупном размере, если сумма налогов и
(или) сборов, составляющая за период в
пределах трех финансовых лет подряд более
500.000 рублей, при условии, что доля неуплаченных
налогов (сборов) превышает 20 процентов
подлежащих уплате сумм налогов и (или)
сборов, либо превышающая 1.500.000 рублей.
2. Непредставление
налоговой декларации организациями
или иных документов, представление
которых является обязательным,
либо включение в налоговую
декларацию или такие документы
заведомо ложных сведений, совершенное
в крупном или особо крупном размере
как следствие уклонения от уплаты налогов.
3. Неисполнение
налогового агента своих обязанностей
по исчислению, удержанию и перечислению
в личных интересах, в крупном
или особо крупном размере.
Для организаций
и налоговых агентов определение крупного
и особо крупного размера недоимки осуществляется
в одинаковом порядке. Уклонение признается
совершенным в крупном размере, если сумма
налогов (сборов), составляющая за период
в пределах трех финансовых лет подряд,
более 500.000 рублей, при условии, что доля
неуплаченных налогов (сборов) превышает
10 процентов подлежащих уплате сумм налогов
(сборов), либо превышающая 1.500.000 рублей.
Уклонение признается совершенным в особо
крупном размере, если сумма налогов (сборов),
составляющая за период в пределах трех
финансовых лет подряд, более 2.500.000 рублей,
при условии, что доля неуплаченных налогов
и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих
уплате сумм налогов и (или) сборов, либо
превышающая 7.500.000 рублей.
4. Сокрытие
индивидуальным предпринимателем денежных
средств или имущества, за счет которого
должно быть произведено удержание недоимки
в крупном размере. Критерии определения
такого крупного размера применительно
к данной статье УК РФ не установлены.
Криминальными
способами уклонения от уплаты налогов,
например, являются: подделка документов,
фальсификация данных бухгалтерского
учета, умышленное неоприходование денег,
поступивших в кассу предприятия за реализованную
продукцию (работа за "наличку"), фиктивный
прием на работу "мертвых душ".
Анализируя
все вышеизложенное, можно еще раз убедиться
в том, что не существует понятий законного
и легального отклонения от уплаты налогов.
Любые действия предприятия, направленные
на уменьшение уплачиваемых налогов либо
отклонение от их уплаты, предполагает
недополучение средств в бюджет и приводит
к наступлению налоговой или уголовной
ответственности.
Многие
предлагаемые способы по уменьшение налогов
направлены на какие-то хитрые изъяны,
например, порядок оформления договоров
(пример: договор арендной платы оформлять
договором совместной деятельности и
т.д.), но при этом не учитывается тот факт,
что порядок оформления договоров регламентируется
Гражданским кодексом РФ и согласно ст.
53 сделки признаются не действительными,
фиктивные сделки, если они оформлены
только для вида, без намерения создать
какую-либо юридическую ситуацию.
Мнимая
сделка - это сделка совершенная лишь для
вида, без намерения создать соответствующие
ей правовые последствия. Признание сделки
мнимой и, соответственно, применение
последствий ее недействительности
на практике может привести к довольно
серьезным последствиям для предприятия.
Например, при выявлении налоговыми органами
факта фиктивной передачи предприятием
денежных средств (только на бумаге, без
реального перечисления) в качестве добровольных
пожертвований в избирательные фонды
кандидатов в депутаты, которые подлежат
льготированию по налогу на прибыль, данная
сделка будет признана судом недействительной,
что в свою очередь приведет к доначислению
налога на прибыль, начислению пени и применению
к предприятию налоговых санкций за недоплату
налога на прибыль.
Притворной
признается сделка, совершенная с целью
прикрыть другую сделку. К притворной
сделке применяются правила сделки, которую
стороны имели в виду при совершении притворной
сделки. Например,
договор комиссии может быть выдан предприятием
за договор купли- продажи имущества. В
случае признания такого договора притворным,
к данной сделке будет применен порядок
регулирования отношений комиссии и, соответственно,
на комиссионера будут наложены налоговые
санкции за занижение сумм налога, вызванного
неприменением повышенной ставки налога
на прибыль, а также доначислен налог и
пени.
В категорию
законного уменьшения налогов можно отнести
только те способы, при которых экономический
эффект достигается
с помощью квалифицированной организации
работы. При этом речь идет не об уклонении
от налогов, а о такой организации работы,
при которой снижаются необоснованная
переплата налогов и не начисляются пени,
штрафы. Другими словами, минимизация
налогов определяется понятием "как
налоги не переплачивать и как не платить
штрафы" – это и есть легальное уменьшение
налоговых платежей.
Налоговая
оптимизация, минимизация налогов (легальное
уменьшение налогов) - это уменьшение размера
налоговых обязательств посредством
целенаправленных правомерных действий
налогоплательщика, включающих в себя
полное использование всех предоставленных
законодательством льгот, налоговых освобождений
и других законных приемов и способов.
Другими словами, это организация деятельности
предприятия, при которой налоговые платежи
сводятся к минимуму на законных основаниях,
без нарушения норм налогового и уголовного
законодательства. Данные способы с юридической
точки зрения не предполагают нарушения
законных интересов бюджета.
Теперь мы можем
выделить главное отличие налоговой оптимизации
от уклонения от уплаты налогов. В данном
случае налогоплательщик использует разрешенные
или не запрещенные законодательством
способы уменьшения налоговых платежей,
то есть не нарушает законодательство.
В связи с этим такие действия плательщика
не составляют состав налогового преступления
или правонарушения, и, следовательно,
не влекут неблагоприятных последствий
для налогоплательщика, таких как доначисление
налогов, а также взыскания пени и налоговых
санкций.
Зачастую,
предприятие в силу неопытности бухгалтера
осуществляет за счет своей чистой прибыли
какие-либо затраты, которые в соответствии
с установленным порядком подлежат включению
в расходы, учитываемые при исчислении
прибыли, или предприятие не пользуется
предоставленной льготой, использует
повышенную ставку налога и т.д. Работа
квалифицированных специалистов, привлеченных
предприятием, устраняет вышеуказанные
негативные моменты, что естественно приводит
к снижению налоговых выплат в бюджет,
но основания такого снижения абсолютно
законны.
Чтобы наглядно
представить отличие налоговой оптимизации
от уклонения от уплаты налогов представим
следующую ситуацию. Предприятие по расчетам
бухгалтерии уплатило в отчетном периоде
в бюджет 600 тыс. руб. При проведении проверки
аудиторская фирма установила, что на
самом деле, по результатам своей хозяйственной
деятельности предприятие должно было
уплатить в бюджет только 400 тыс. руб. и
выдало клиенту соответствующие рекомендации,
в данной ситуации и есть налоговая оптимизация.
Но допустим,
если предприятию будет предоставлена
та или иная методология расчета налогов,
с помощью которой предприятие начнет
платить не 400 тыс. руб. как положено, а
например уменьшит сумму уплачиваемых
налогов до 150 тыс. руб., то в этом
случае речь уже будет идти не о налоговой
оптимизации, а об незаконном уклонении
от уплаты налогов.
Как указывалось
выше, уменьшение налогов в любом виде,
будь то уклонение от уплаты налогов или
налоговая оптимизация (налоговая минимизация),
вызывает активное
и жесткое противодействие государства
в лице его фискальных и правоохранительных
органов.