Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 21:32, контрольная работа
Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... " (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность принципов налогообложения……………………………………...5
2. Эволюция принципов налогообложения……………………………………...7
3. Современные принципы налогообложения…………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников и литературы…….……………………..20
Введение…………………………………………………………
3. Современные принципы
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…….……………………..20
Введение
Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... " (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Итак, налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что
размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.
Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.
Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения.
Проведение научно обоснованной, эффективной налоговой политики во многом определяется тем, как сформулированы цели и принципы налогообложения. Длительное время финансовая наука была не в состоянии ответить на вопросы, что облагать налогом и каковы цели и принципы обложения, т.к. на первом этапе налоги в доходах казны носили второстепенный, даже чрезвычайный характер. Поэтому государство взимало налоги произвольно, руководствуясь лишь потребностями текущего момента. На втором этапе налоги становятся главным источником государственных доходов, что определяет необходимость научных исследований в области налогов.
Из анализа периодической литературы следует, что цели налогообложения бывают двух разновидностей: фискальные и нефискальные. Фискальная цель означает достижение как можно более высокой чистой доходности, определяемой как разница между валовыми налоговыми поступлениями и издержками на собирание налогов. Эта цель не должна быть явно доминирующей целью налогообложения. К нефискальным целям относятся:
- конъюнктурная или определение
величины влияния налогов на
конъюнктурный цикл, а также установление,
не препятствуют ли налоги инвестиционной
активности хозяйствующих субъектов;
- распределительная, что предполагает
исследование влияния налогов на распределение
дохода и имущества налогоплательщиков;
- обеспечение заметности некоторых
налогов (например, муниципальных).
Определение и четкое формулирование
целей налогообложения во многом обеспечивает
реализацию принципов налогообложения.
Само слово «принцип» переводится
с латинского (principium) как основа, первоначало
чего-либо. Под принципами налогообложения
понимаются основные исходные положения
системы налогообложения.
Принцип налогообложения может быть определён как исходная идея, лежащая в основе налоговой системы государства. Цель принципов налогообложения – поставить препоны налоговому произволу, создать основы справедливого, соразмерного и умеренного налогообложения.
2. Эволюция принципов
Принципы налогообложения привлекали
особое внимание практиков и теоретиков
с момента возникновения налогов.
Например, Т.Гоббс критикует обложение
имущества и доказывает, что косвенное
обложение – самое равномерное и самое
справедливое. О.Мирабо полагал, что всякое
обложение должно отвечать трем принципам:
1) быть основанным непосредственно
на самом источнике доходов;
2) быть в известном постоянном
соотношении с доходами;
3) оно не должно быть слишком
обременено издержками взимания.
Ф.Кенэ, глава школы физиократов,
указывал:
- на плохую форму обложения;
- на излишнее бремя налогов вследствие чрезмерных издержек по их взиманию;
- на чрезмерные судебные расходы.
Заслуга физиократов состоит в том, что они первыми поставили вопрос о принципах налогообложения. Затем история финансовой и налоговой науки по вопросам принципов налогообложения представлена именами А.Смита и А.Вагнера. Принципы налогообложения, разработанные ими, положены в основу современной налоговой системы. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения. Эти классические принципы были сформулированы Смитом в вышедшей в 1776г. книге «Исследование о Природе и причинах богатства народов» следующим образом: «Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно
определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку.
Неопределенность обложения
развивает наглость и содействует подкупности
того разряда людей, которые и без того
не пользуются популярностью даже в том
случае, если они не отличаются наглостью
и подкупностью. Точная определенность того, что каждое отдельное
лицо обязано платить, в вопросе налогового
обложения представляется делом столь
большого значения, что весьма значительная
степень неравномерности, как это, по моему
мнению, явствует из опыта всех народов,
составляет гораздо меньшее зло, чем весьма
малая степень неопределенности.
Каждый налог должен взиматься
в то время или тем способом, когда и как
плательщику должно быть удобнее всего
платить его. Каждый налог должен быть
так задуман и разработан, чтобы он брал
и удерживал из карманов народа возможно
меньше сверх того, что он приносит государственному
казначейству.
Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что он приносит в казну государства следующими путями: во-первых, его собирание может требовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ дополнительным налогом. Во-вторых, он может затруднять приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множеству людей. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. В-третьих,
конфискациями, другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которую общество могло бы получить от приложения их капиталов. Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды, а кары за контрабанду должны усиливаться в соответствии с искушением. Вопреки всем обычным принципам справедливости закон сперва создает искушение, а затем наказывает тех, кто поддается ему, и притом он усиливает наказание соответственно тому самому обстоятельству, которое, несомненно, должно было бы смягчать его, а именно соответственно искушению совершить преступление. Очевидная справедливость и польза этих положений обращали на себя большее или меньшее внимание всех народов» .
Итак, А.Смит выделил пять принципов, названных впоследствии «Декларацией прав плательщика»:
1. Налоги не должны быть чрезмерно обременительны.
2. Они должны быть понятны налогоплательщикам.
3. Каждый налогоплательщик
должен знать, какую сумму и
в какой срок он должен
4. Налоги должны быть
справедливыми, и при сходных обстоятельствах
разные налогоплательщики должны платить
примерно одинаковые налоги.
5. Государство должно уметь
собирать налоги, не расходуя на это слишком
большие средства.
Сегодня сформулированные великим ученым постулаты называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства. Следует отметить, что эти правила, превратившиеся в аксиомы, уже во времена А.Смита не являлись исключительным новшеством. Француз О.Мирабо (1761г.), немец Ф.Юсти (1766г.), итальянец П.Верри (1771г.) требовали равномерности обложения, точного определения
налогов законом, удобства для плательщика, возможно меньших расходов взимания, т.е. налоги не должны чрезмерно обременять подданных. Таким образом, заслуга А.Смита заключалась не в приоритетном открытии этих принципов, а в яркой и точной формулировке и обосновании их.
В нашей стране впервые вопрос о принципах налогообложения начал изучать Н.И.Тургенев (1789 – 1871гг.). В своей работе «Опыт теории налогов» (1818г.) ученый пришел к выводу, что подданные государства должны давать средства, необходимые для достижения цели общества или государства, причем каждый по возможности и соразмерно своему доходу и заранее установленным правилам (сроки платежа, сроки взимания), удобным для плательщика.
Принципы налогообложения, обоснованные
А. Смитом в конце XVII в. были расширены и систематизированы
немецким ученым-экономистом Адольфом
Вагнером, который объединил все принципы
налогообложения в четыре группы. Одним
из важных понятий в учении А.Вагнера является
эластичность налогов. Не все налоги обладают
эластичностью, поэтому налоговая система
должна заключать в себя и такие налоги,
которые при увеличении потребностей
можно было бы произвольно увеличить.
Кроме того А.Вагнер развивает
идеи справедливости. Он занимает позицию,
отличную от позиции А.Смита, на основе
концепций Ж.Б.Сэя и Д.С.Милля, которые
считали возможным обложение капитала,
имея в виду налог на наследство. Тем самым
усиливалось внимание ученых к вопросам
равномерного распределения налогового
бремени. В дальнейшем развитие принципов
налогообложения А.Вагнера происходит
в работах других ученых. В частности, Ф.Нитти с учетом
требований своего времени преобразовал
идею А.Смита об отрицательном влиянии
государственных расходов на развитие
производства в связи с сокращением капитала
из-за уплаты налогов в один из принципов
налогообложения: «налоги не должны мешать
развитию производства». Принцип, предлагаемый Ф.Нитти,