Особенности исчисления и уплаты физическими лицами транспортного налога в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение исчисления и уплаты физическими лицами транспортного налога.
Объектом исследования данной работы является транспортный налог.
Предмет – вопросы исчисления и уплаты данного налога.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
изучить транспортный налог и порядок его исчисления,
определить основные элементы, т.е. субъекты, объекты, ставки, налоговую базу, порядок и сроки уплаты;
сравнить ставки транспортного налога в разных регионах;
посмотреть, как менялись ставки на протяжении нескольких периодов;
рассмотреть пути совершенствования транспортного налога

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 96.88 Кб (Скачать файл)

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

НК РФ не предусматривает внесение авансовых платежей по транспортному налогу. Вместе с тем это не означает, что такой порядок уплаты налога не может быть установлен в том или ином регионе.

Глава 28 НК РФ, по моему мнению, не содержит правовых норм, исключающих введение на территории субъектов РФ авансового порядка уплаты транспортного налога. Вопрос о целесообразности введения такого порядка решает региональный законодатель.

Транспортный налог для одного транспортного средства в общем случае будет рассчитываться по следующей формуле:

ТН=НБ*НС*К, где        (1)

ТН-сумма налога;

НБ-налоговая база (л.с., тонна, ед.);

НС-налоговая ставка(руб./л.с., руб./тонна, руб./ед.);

К-коэффициент (число месяцев в году, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию, деленное на 12).Месяц, в котором был зарегистрировано или снято с учета транспортное средство, считается целиком.

Пример расчетов:

  1. Легковой автомобиль ВАЗ-2114 мощностью 75 л.с. зарегистрирован в Санкт-Петербурге и числится за физическим лицом в течение 2007 года.

Сумма подлежащего внесению в бюджет транспортного налога за 2007 год:

75л.с.*18руб.=1350руб.

  1. Налогоплательщик зарегистрировал автомобиль 18 марта, а затем в связи с его продажей снял с учета 15 сентября того же года. Определить коэффициент для расчета налога.

Коэффициент = 7/12 = 0,583

  1. Автомобиль имеет двигатель мощностью 180 л.с. В сентябре 2006 г. Была произведена замена двигателя. Мощность нового двигателя составила 220 л.с. ставка налога по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 200 л.с. включительно установлена в размере 40 руб./л.с. Ставка налога по легковым автомобилям с мощностью двигателя свыше 200л.с. составляет 50 руб./л.с.

ТН = 180л.с.*40руб./л.с.*8/12 + 220л.с.*50руб./л.с.*4/12 = 8150 руб.

Сумму транспортного налога можно включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ он относится к прочим расходам, которые учитываются при налогообложении прибыли. Если предприятие определяет доходы и расходы для расчета прибыли кассовым методом, то включать суммы налога в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, нужно по мере его уплаты.

Например, в соответствии с региональным законом налог уплачивается единовременно – по итогам налогового периода, то есть года. Тогда сумму начисленного налога нужно включить в расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, в декабре того года, за который уплачивается налог.

Но региональные законы могут устанавливать и авансовые платежи по транспортному налогу. Тогда суммы авансов по транспортному налогу можно учесть при расчете налога на прибыль в том периоде, за который были перечислены авансовые платежи.

При расчете транспортного налога необходимо рассчитывать налоговую базу, т.к. это обязательный элемент состава налога (элемент налогообложения). Напомним, что под налоговой базой понимается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Исчисление налоговой базы физических лиц законодатель традиционно возлагает на инспекции ФНС России, в то время как налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе подтвержденных данных об транспортных средствах, подлежащих налогообложению.

Пунктом 1 статьи 359 устанавливается порядок определения налоговой базы в зависимости от категории транспортного средства, выступающего объектом налогообложения по транспортному налогу, что в равной мере относится как к физическим лицам, так и организациям. При этом, как и при разрешении вопроса о налоговых ставках (ст. 361 НК РФ), транспортные средства разделены на 3 группы по принципу: с двигателем (они вошли в первую группу), водные, по которым возможно в качестве физического показателя избрать вместимость (вторая группа), и все остальные (третья группа). Естественно, для каждой группы избраны свои физические показатели налоговой базы.

Налоговая база транспортных средств, имеющих двигатели.

В первую группу законодателем отнесены наземные, воздушные и водные транспортные средства, оснащенные двигателем. Это в первую очередь легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, снегоходы, мотосани, катера, лодки, яхты, гидроциклы, самолеты, вертолеты и др.

Для транспортных средств этой группы налоговая база определена как мощность имеющегося двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности — лошадиных силах.

Рис.1. Налоговая база транспортных средств, имеющих двигатели

При этом документальным источником сведений о мощности двигателя таких транспортных средств, как правило, выступает их техническая документация. По водным транспортным средствам за основу берется зарегистрированная за судном мощность двигателя. Если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (л.с.) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,359 62 (т. е. используется переводной коэффициент 1 кВт=1,35962л.с). Хотя законом вопрос не урегулирован, налоговые органы советуют при таком пересчете во внесистемные единицы мощности (л.с.) округлять с точностью до второго знака после запятой.[24]

Пример: Налогоплательщик имеет автомобиль, мощность которого согласно технической документации равна 150 кВт. Определить налоговую базу транспортного налога.

НБ = 150 кВт * 1,359 62 = 204 л.с.

В соответствии с Федеральным законом от 20 Августа 2004 г. № 108-ФЗ "О внесении изменений в статьи 359 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2005г. налоговая база в отношении некоторых воздушных средств определяется иным образом, а именно: в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, налоговая база определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (в 2004 г. в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, налоговая база определялась как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах).

Налоговая база водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств.

Во вторую группу объединены в основном крупные водные транспортные средства, не имеющие двигателей, - несамоходные баржи и другие буксируемые суда. Для транспортных средств этой группы налоговая база определена как валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость транспортных средств указана в их регистрационных документах и технической документации.

Рис.2. Налоговая база водных буксируемых транспортных средств.

Валовая вместимость судна рассчитывается по правилам Лондонской международной конвенции по обмеру судов от 23 июня 1969 г. Так, согласно положениям указанной Конвенции валовая вместимость (GT) судна определяется по следующей формуле:

GT=K1*V,          (2)

где V - общий объем всех закрытых пространств на судне в кубических метрах,

К1- коэффициент, рассчитывается по формуле

К1= 0,2 + 0,02 * lgV.

При этом закрытыми пространствами признаются все пространства, ограниченные корпусом судна, постоянными или разборными перегородками либо переборками, палубами или покрытиями, кроме постоянных или переносных тентов (навесов). Перерывы в палубе, отверстия в корпусе судна, в палубе или покрытии какого-либо пространства в переборках или перегородках пространства, а также отсутствие перегородки или переборки не должны служить основанием для исключения пространства из числа закрытых пространств.

Все объемы, включенные в расчет валовой вместимостей, измеряются независимо от установленной изоляции и т. п. до внутренней стороны обшивки корпуса или конструктивной ограничивающей обшивки на металлических судах и до наружной поверхности обшивки корпуса или до внутренней стороны конструктивной ограничивающей поверхности на судах, построенных из других материалов. Объемы выступающих частей включаются в общий объем. Но из общего объема могут быть исключены объемы пространств, открытых воздействию моря. Все измерения, выполняемые при вычислении объемов, производятся с точностью до ближайшего сантиметра.[22]

Налоговая база иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей.

Третья группа сформирована законодателем по "остаточному" принципу. В нее включаются все средства, не вошедшие в предыдущие группы, — водные и воздушные средства, не имеющие двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость. К таким транспортным средствам относятся, например: дирижабли, воздушные шары, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные летательные и плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.

Для транспортных средств этой группы налоговая база определена как единица транспортного средства.

Рис.3. Водные и воздушные средства, не имеющие двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость

Положениями п. 2 статьи 359 устанавливается правило, согласно которому налоговую базу необходимо определять по каждому транспортному средству отдельно.

2.2. Пути совершенствования транспортного налога.

Задаваясь целью изучить возможные пути совершенствования транспортного налога, следует, как известно, выявить все негативные аспекты, возникающие в процессе применения данной нормы, т.к. отнести возложение дополнительных обязанностей на налоговых агентов, исчисляющих параллельно НДС и акцизы; увеличение стоимости топлива в совокупности с невозможностью государства регулировать внутренние цены.

Преобладающее число всех зарегистрированных на физических лиц транспортных средств приходится на наземные — более 99%, а все водные и воздушные транспортные средства соответственно составляют незначительную часть.

Эти цифры не вызывают удивления, поскольку наземные транспортные средства, будь то автомобиль, автобус или мотоцикл, являются наиболее доступным средством для передвижения людей и перемещения грузов. Естественно, что покупку самолета или вертолета, теплохода, яхты, парусного судна и стоимость их технического обслуживания могут позволить себе незначительное число граждан, да и то только тех, которые не сильно жалуются на возможные недочеты транспортного налога в силу своей состоятельности.[16]

Исходя из того, что количество наземных транспортных средств является превалирующим в общем объеме транспортных средств физических лиц и основная масса поступающих жалоб, просьб о разъяснении данной нормы права касается именно наземных транспортных средств, следует более детально рассмотреть вопрос о совершенствовании.

Для совершенствования налога можно предложить такую схему: платить налог в зависимости от того, сколько та или иная машина проехала. То есть скорей всего налоговая база для данного вида налога будет определяется как величина пройденного транспортным средством пути, выраженного в милях или километрах.     

По мнению многих аналитиков, это наиболее честная схема уплаты налога, ведь в этом случае чем меньше машина проехала, тем меньше водитель платит в казну государства.

Главный минус этой схемы является низкая обеспеченность и техническая вооруженность властей, которые должны будут для контроля за количеством пройденных километров оснащать специальными датчиками автомобили. Отслеживание же требуемой информации о том, сколько проехала та или иная машина при помощи спутниковой системы GPS ставит следующий вопрос: является ли вмешательством в частную жизнь подобный контроль над автомобилями.

В России существуют проекты внесения дополнений и изменений в главу 28 Налогового Кодекса РФ с акцентом на экологическую составляющую функционирования транспортных средств. В частности, Министерство промышленности и энергетики РФ предполагает внести предложения по дифференциации налога на автотранспортные средства в зависимости от их экологических показателей.

Это предполагается сделать, используя механизмы принятого специального технического регламента по выбросам вредных веществ, "для стимулирования вывода из парка устаревшей автотехники". Благодаря введению в действие технического регламента, предполагающего поэтапное введение более высоких экологических стандартов для автомобильной техники, с момента его вступления в силу в России уже начали действовать нормы "евро-2" для техники, выпускаемой в обращение на территории России, а также ввозимой техники. При этом действие документа не распространяется на автомобили, ранее введенные в эксплуатацию.

Сейчас для транспортного налога наступает эпоха перемен. Последнее время идут дискуссия по поводу того, повышать ставки или оставить их на прежнем уровне.

Закон предлагает с 2010 года увеличить ставки транспортного налога в два раза и разрешить региональным властям уменьшать установленные ставки не в пять раз, как в настоящее время, а в десять раз. При этом субъектам РФ предоставлено право устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса.

Госдума приняла поправки в Налоговый кодекс в третьем, окончательном чтении 13 ноября 2009. Такой мерой правительство намеревалось поддержать региональные бюджеты, пострадавшие от кризиса.

Но не стоит забывать, что власть на местах может очень гибко изпользовать стандарты, начиная от увеличения базовой ставки в 5 раз до уменьшения ее в 10 раз, таким образом, каким будет налог на местах неизвестно, возможно в Санкт-Петербурге транспортный налог уменьшат, а в Москве транспортный налог наоборот увеличат. Помимо этого, не стоит забывать, что желающие уклониться от уплаты налога вполне могут менять транзитные номера раз в 21 день, или не менять их вовсе, ведь штраф за просрочненные транзитные номера составляет на данный момент 100 рублей.[18]

Информация о работе Особенности исчисления и уплаты физическими лицами транспортного налога в Российской Федерации