Особенности построения налоговой системы в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:39, доклад

Краткое описание

Основные принципы построения налоговой системы развитых зарубежных стран.
Налоги и их сущность по своему содержанию на практике представляется в виде многообразных форм, с множеством национальных особенностей той или иной страны, которые в совокупности образуют налоговую систему различных стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности построения налоговой системы в развитых странах.docx

— 27.42 Кб (Скачать файл)

Особенности построения налоговой  системы в развитых странах.


Основные принципы построения налоговой  системы развитых зарубежных стран.

Налоги  и их сущность по своему содержанию на практике представляется в виде многообразных форм, с множеством национальных особенностей той или  иной страны, которые в совокупности образуют налоговую систему различных стран.

На первый взгляд системы отличаются друг от друга, и кажется несравнимыми, но при более тщательном анализе  построения налоговой системы можно  выделить две основные черты, которые  характерны для построения налоговой  системы в развитых странах:

  1. постоянный поиск увеличения налоговых доходов государства;
  2. построение налоговой системы на базе общепринятых принципов экономической теории: равенства, справедливости и эффективности налогообложения.

При этом первая черта реализуется в виде реформ, путём введения новых налогов  изменения налогооблагаемой базы, соотношения  различных видов налогов и  перераспределения налогового бремени.

Вторая  черта проявляется и во многом зависит от приверженности Правительства  к той ил и иной экономической  направленности.

Налоги  в развитых странах можно объединить в четыре основные групп, которые  соблюдаются в стране , несмотря на различные названия тех или иных налогов, сущность которых в конечном итоге одинакова.

  1. Подоходный налог с юридических лиц;
  2. Подоходный налог с физических лиц;
  3. Налоги с оборота;
  4. НДС.

К основным принципам построения налоговой  системы в развитых странах, выделенным А.  Смиттом в его экономическом учении, можно добавить еще один принцип "равенства и справедливости"

По-другому  данный принцип называется " принцип  способности и вынужденности  платить".

Налоговая система Франции

Система налогообложения  Франции представляет собой своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства. 
Законодательную базу системы налогообложения Франции составляет Налоговый кодекс Франции. Во Франции он ежегодно уточняется при утверждении закона о бюджете. К кодексу прилагаются два тома разъяснений (ежегодных комментариев).

Налогообложение во Франции является для государства  главным источником формирования доходов  центрального бюджета, они обеспечивают более 90 % его доходной части. 
Основополагающими принципами системы налогообложения Франции являются:

- системность;

- гибкость. Принцип гибкости налогообложения  означает способность системы  налогообложения реагировать на изменения экономического положения, по возможности не прибегая к мерам налогового законодательства, и не создавая препятствий для экономического роста;

- социальная  направленность - этот принцип тесно  связан с принципом социальной  налоговой справедливости. Социальная  налоговая справедливость основывается  как на перераспределении, так  и обеспечении налоговой свободы  прожиточного минимума. Это означает, что прожиточный минимум, необходимый  для поддержания достойного человеческого  существования в обществе, не  должен подвергаться налогообложению. 
В системе налогообложения Франции можно выделить ряд характерных черт, это:

- социальная  направленность;

- преобладание  косвенных налогов;

- особая  роль подоходного налога;

- учет  территориальных аспектов;

- гибкость  системы в сочетании со строгостью;

- широкая  система льгот и уступок в цене;

- открытость  для международных налоговых соглашений. 
Развитие налоговой система Франции.

Согласно  решению Генеральных штатов в 1314 г. впервые был задекларирован принцип, согласно которому новые налоги вводятся не королевским приказом, а парламентским  законом. С 1341 г. вводится налог на соль в форме соляной регалии (позже  откупа), а с 1439 г. — налог на земли  и здания (талья). Кардинал Ришелье  чётко сформулировал главную  стратегию фискальной политики: «Не  следует перегружать подданных  налогами, но не следует, и брать с них меньше, чем нужно для нужд государства».

В 1648—1652 г. г. во Франции разгорелась классовая борьба, вошедшая в историю под названием Фронда. Непосредственной причиной Фронды стали непопулярны фискальные меры правительства, в частности введения обременительного налога на дома, что вызвало недовольство всех слоев населения. Подавление Фронды знаменовало победу королевского абсолютизма над оппозиционным ему парламентом, открыв путь к неограниченному произволу в сфере налогообложения. 
Во Франции эпохи абсолютизма получила широкое распространение откупная система налогов — передача на договорной основе сбора налогов частным лицам, которые в порядке предоплаты вносили государству оговорённую сумму наживы в обмен на право собирать платежи с налогоплательщиков. Поскольку условия налоговых откупов не подлежали законодательной регламентации, открылись большие возможности для казнокрадства и коррупции. По оценкам современников, в XVIII веке в казну государства поступала лишь половина фактически собранных налогов, остальные оставалась откупщикам.

Жан-Батист Кольбер (1619—1683) находясь на посту министра финансов, несколько облегчил бремя налогов для бедных и жестоко расправился с казнокрадами. Через сто лет Анн Робер Жак Тюрго (1727—1781) обратил внимание на проблему социальной несправедливости в налогообложении. Он предупреждал, что сословные привилегии в форме налогового иммунитета для дворян и духовенства разрушительны для государственных финансов и, кроме того, оказывают деморализующее влияние на общество. Он отказался от практики подношений генеральному контролёру (министру) финансов взятки в 100 тыс. ливров при ежегодном заключении откупного контракта. 
Великая французская революция оказала значительное влияние на развитие системы налогообложения Франции. В статье 14 «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.) провозглашалось: «Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания». Великая французская революция также принесла с собой отмену налоговых иммунитетов и церковной десятины. 
В течение 1807—1850 гг во Франции состоялся налоговый кадастр всех земель, охвативший все наделы в пределах государства. В XIX в. во Франции, впервые в Европе, введены акцизные налоги на отдельные виды товаров, а также введён налог на ценные бумаги. Следующее столетие было также отмечено инновациями в системе налогообложения: были введены налоги на прибыль, на оборот, а в 1954 г. впервые в истории был принят принцип налога на добавленную стоимость. 
Особенности налоговой системы Франции.

От других стран Западной Европы национальная система налогообложения Франции отличается лишь некоторыми, но заметными особенностями. Во-первых, для Франции свойственны высокие социальные налоги — платежи и взносы в фонды социального назначения (более 40 % общей суммы обязательных платежей и налогов по сравнению с около 30 % в среднем по странам Евро союза). Во-вторых, структура французской системы налогообложения исторически сложилась таким образом, что фискальное значение косвенного налогообложения (налогов на потребление) в общей сумме государственных доходов превышает долю прямых. Не случайно именно Франция — родина налога на добавленную стоимость. В-третьих, в основе бюджетного процесса находится принцип приоритета ресурсов. В отличие от многих других стран, это означает утверждение парламентом сначала доходной части бюджета, а затем расходной. В-четвёртых, вопреки давней традиции централизованного управления с начала 80-х годов правительство проводит политику децентрализации, которая заключается в расширении прав местных органов самоуправления и сопровождается соответствующим перераспределением налоговых поступлений. В-пятых, согласно требованиям унификации систем налогообложения в рамках Евросоюза в последнее десятилетие наблюдается снижение ставок налогообложения с одновременным расширением налоговой базы за счёт отмены льгот. 
Все законы Французской Республики, касающиеся введения новых или уничтожения старых налогов, сферы их применения, ежегодно утверждаются парламентом при принятии госбюджета. Кроме законов, действуют различные декреты и распоряжения, которые принимаются с целью дополнения, детализации и объяснений действующих законов.

Всего налоги и сборы во Франции составляют около 90 % доходной части бюджета. При  достаточно централизованной системе  законодательства в сфере налогообложения  местным органам самоуправления отводится относительная автономия. Они имеют возможность самостоятельно устанавливать местные налоги, их ставки и порядок взыскания. При  этом следует отметить, что во Франции  действует достаточно чёткая система  распределения налогов за поступлением в центральные и местные бюджеты. Но в последнее время появилась тенденция децентрализации налоговой политики. Это связано с расширением прав местных органов власти в вопросах благоустройства, экологии, градостроительства, профессиональной подготовки специалистов и т. д., что требует дополнительных поступлений в местные бюджеты.

Налоговая система ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

Особенности налоговой системы  Великобритании

Налоговая система Великобритании сложилась  в прошлом столетии, однако особенности  подоходного налогообложения того периода характерны и для сегодняшнего дня.

Налоговая система Великобритании двухступенчатая: состоит из общегосударственных  и местных налогов.  

  1.Общегосударственные налоги: подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с корпораций (корпорационный налог), налог на доходы от нефти, на прирост капитала, налог с наследства и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, пошлины и акцизы, гербовые сборы).

Они дают более 90% налоговых поступлений.

2.Местные налоги: налог на имущество.

В отличие  от большинства государств, для которых  характерна множественность местных  налогов (до 100 разновидностей в целом  по странам), в Великобритании действует  лишь один местный налог – налог  на имущество. Существенную часть доходов  местного бюджета составляют субсидии центральных органов государственной  власти (77%).

На долю подоходного налога с населения  приходится 64% поступлений в виде прямых налогов в государственный  бюджет, а на долю налогов с доходов  компаний – 19%. На долю гербового сбора  приходится, как правило, 2%.

Основой налогового законодательства Великобритании служат: законодательный Акт 1970 г. в  отношении подоходного налога с  населения и корпораций, Акт 1979 г. в отношении налога на добавленную стоимость и Акт 1996 г. в отношении налога с корпораций.

Британский  парламент обладает законодательной  властью в отношении взимания налогов в стране. Юридические  полномочия парламента в этом смысле распространяется на Англию, Уэльс, Шотландию  и Северную Ирландию. Правительство  с помощью казначейства (министерства финансов) управляет налоговой системой страны. Эта деятельность правительства контролируется парламентом.

Казначейство  Великобритании представляет единственный в своем роде государственный  финансовый институт, не имеющий аналогов в других странах. Оно является одним  из самых древних и сохранившихся  конституционных учреждений страны. Это главное министерство в правительстве. Казначейство отвечает за разработку общей экономической стратегии  страны.

Налоговое законодательство в Великобритании утверждается правительством. Право  регулировать вопросы практического  применения налогового законодательства обычно предоставляется специальному органу – тайному совету, министрам  и Управлению внутренних доходов.

Организация налоговой службы возложена в  основном на два правительственных  департамента, подотчетных казначейству: Управление внутренних доходов (УВД) и  Управление пошлин и акцизов (УПА).     

 Формально  УВД является самостоятельным  правительственным учреждением.  В его функции входит непосредственный  контроль за взиманием налогов  с юридических и физических  лиц  (подоходного налога, налогов на капитал, гербового сбора). В административном отношении этот контроль осуществляет контора главного налогового инспектора, находящаяся в Лондоне. Главному инспектору подчинено 700 районных контор, с помощью которых производится непосредственный сбор налогов с населения и организована информационная и консультационная службы. В районных конторах работает значительный штат налоговых инспекторов, изучающих счета промышленных предприятий и личные счета, осуществляющих оценку суммы обложения, санкционирующих пересчет и возврат платежей и представляющих интересы УВД в спорных вопросах в суде.     

 Печатным  органом УВД в отличии от ряда других стран, например США и Франции, не издаются руководства, толкующие налоговое законодательство страны. Наиболее распространенными документами являются специальные брошюры, публикуемые УВД по отдельным вопросам.      

 В  ведении УПА находится вся  система косвенного обложения  (за исключением гербового сбора).

Налоговая система  Великобритании сейчас достигла, возможно, пика своего развития. В прошлом  налоги были и более высокими и  более многочисленными. В настоящее  время количество налогов сокращается, уменьшаются их ставки. В последние  два десятилетия в Великобритании отмечается повышение роли прямых налогов.

 


Информация о работе Особенности построения налоговой системы в развитых странах