Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:07, реферат
Обычно охрану природы рассматривают как отрасль практики, имея в виду комплекс государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на рациональное природопользование, восстановление, умножение и охрану природных ресурсов для блага человеческого общества. С другой стороны сложной системы общественных отношений вокруг воспроизводства природных ресурсов лежит область, тесно связанная с вопросами частной собственности на природные ресурсы. Регулировать эти отношения призвано налогообложение. У нас и повсюду в мире налогом в первую очередь облагается доход, т.е. результат труда. Эта система заставляет экономить на оплате рабочей силы и не экономить природные ресурсы.
Тема: «Особенности рентного
налогообложения
Обычно охрану природы
рассматривают как отрасль
В зарубежных странах доходы от эксплуатации природных ресурсов, как правило, изымаются через систему налогов, ориентированных на изъятие ренты у пользователя природных ресурсов. В государствах, богатых естественными ресурсами, практикуются такие налоги, как роялти, налог суверена, специальные налоги на прибыль добывающих компаний, дифференцированные рентные платежи, земельный налог и т.д. Опыт многих государств показывает, что механизмы взимания налогов достаточно разнообразны.
Анализ зарубежных налоговых инструментов показывает, что существует два основных типа платежей. Во-первых, платежи за природные ресурсы, предназначенные для перераспределения (изъятия) ренты, возникающей у пользователей природных ресурсов в процессе их эксплуатации. Во-вторых, платежи, направленные на поддержание существующей системы управления природопользованием. Эти платежи идут не в общий, а в специальный фонд, предназначенный для улучшения качества соответствующих услуг. В настоящее время в России в области природопользования сейчас взимаются следующие платежи: плата за загрязнение окружающей среды; плата за землю; платежи, связанные с пользованием водными объектами; платежи за пользование лесным фондом;
платежи за пользование недрами;
Поступления в доходную часть бюджета от природно-ресурсных налогов за последние 3 года увеличились и в 2011 году составили 18% от общего объема доходов федерального бюджета.
Платежи за пользование природными ресурсами являются особо значимыми при реализации природно-ресурсной политики государства. Если мы построим на график, то у видим, что в последние годы наблюдается некоторая тенденция повышения экономической значимости природно-ресурсных платежей. Однако, это несопоставимо с масштабами доходов, получаемых при эксплуатации природных ресурсов.
График
Давайте посмотрим какую часть составляют данные платежи с нашей области.Интересующие нас платежи в диаграмме обозначены красным цветом. Доля поступлений от природопользования в доходной части бюджета Курганской области за 2008 год составила 0,3 %, за 2009 год- 0,2 % и за 2010 год так же 0,2 %от общего объема доходов, но при этом довольно значительную часть занимают такие налоги как НДФЛ и налог на прибыль организаций, которые могли бы стать намного меньше, а в последствие и вообще упраздниться, если бы налоги и сборы за природопользование стали занимать более значительную часть.
Таблица 1 –Доля платежей за пользование природными ресурсами в бюджете Курганской области по сравнению с другими доходами, %.
Доходы |
2008 % |
2009 % |
2010 % |
Налог на прибыль организаций |
10,60 |
13,30 |
13,10 |
НДФЛ |
14,90 |
16,60 |
16,00 |
Акцизы |
6,70 |
6,20 |
5,10 |
Налоги на совокупный доход |
1,40 |
1,30 |
1,90 |
Налоги на имущество |
5,30 |
5,40 |
6,30 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
0,30 |
0,20 |
0,20 |
Прочие налоги и неналоговые доходы |
2,60 |
4,90 |
5,80 |
Безвозмездные перечисления, в т. ч. дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности |
58,10 |
52,00 |
48,40 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
Далее рассмотрим некоторые из платежей более подробно. Для наглядности налоги и сборы Курганской области отражены в сравнении с налогами и сборами Свердловской области.
Таблица 2 – Роль платежей за пользование природными ресурсами в доходах бюджета Курганской области и Уральского региона (тыс. руб.)
Вид платежа |
2010 г |
2011 г |
1.03.2012 г |
Налог на добычу полезных ископаемых : Курганская область |
25718,58 |
31513,84 |
10483,12 |
Уральский регион |
413872,75 |
518250,30 |
186070,27 |
Налог за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов : Курганская область |
354,70 |
438.32 |
136,28 |
Уральский регион |
839,27 |
972,32 |
186,92 |
Водный налог : Курганская область |
- |
- |
- |
Уральский регион |
340454,54 |
47981,59 |
179,65,07 |
Земельный налог : Курганская область |
349532,65 |
314679,02 |
71846,19 |
Уральский регион |
2583762,6 |
1649263,6 |
824739,5 |
Итого по данным платежам : Курганская область |
375614,96 |
346658,32 |
82471,27 |
Уральский регион |
3338872,2 |
2287561,7 |
1028961,9 |
Подводя итоги по данным этой таблице можно сделать вывод, что в 2010 году доля доходов курганской области составила 11,2 % от доходов всего Уральского региона по платежам, взимаемым за природные ресурсы, 15,2 % в 2011 году и 8 % на 1.03.2012 года. Это говорит о том, что роль нашей области постепенно повышается.
Главной задачей современного этапа развития налоговой системы России в сфере природопользования является создание эффективного взаимодействия между государством и пользователями природных ресурсов.Это возможно путем перехода от функционирующих в настоящее время принципов налогообложения к созданию рентных отношений , которые выравнивают условия конкуренции для предпринимателей, занимающихся эксплуатацией этих ресурсов.
Рентное налогообложение представляет собой такую систему, при которой максимальная часть бюджетных расходов покрывается за счет сбора природной ренты, а остальные налоги взимаются в той мере, в какой необходимо покрыть оставшуюся часть государственных расходов. Если величина собранной ренты достаточна для финансирования всех затрат государства , то такие налоги как НДФЛ или налог на прибыль организаций могут стать намного меньше.
Проблемами рентного налогообложения занимаются уже два с половиной столетия. Еще тогда было ясно ,что Россия располагает огромным природоресурсным потенциалом при значительном качественном различии его по регионам. Совокупный природоресурсный потенциал России в расчете на одного жителя в 3 раза больше, чем в США и в 7 раз - Японии.Сейчас это становится очевидным, поэтому прежний отечественный опыт представляет особый интерес для современной хозяйственной практики в России.
Чтобы применять накопленный опыт несомненно требуется налаженный механизм, который будет работать в нескольких направлениях:
- оперативное – определяющее направления оптимизации исчисления и уплаты налоговых платежей;
- тактическое - ориентированное
на уточнение действующей
- стратегическое - определяющее
совершенствование системы
Далее следует рассмотреть инструменты, при помощи которых мог бы работать данный механизм. Все многообразие механизмов изъятия рентного дохода может быть классифицировано с позиции :
1) налоговой базы (прибыль или валовая выручка);
2) экономического источника
платежа (единый для всех
Рисунок – Налоговые инструменты изъятия рентного дохода
Единственным минусом представленного механизма, если его можно так назвать ,будет то ,что государство понесет издержки на разработку данной системы и на то ,чтобы применить ее в действии ,так как нужен мониторинг добычи полезных ископаемых ,оценка природных ресурсов и другое ,но эти издержки будут разовыми ,а выгоды постоянными.
В настоящее время в России уже приняты некоторые конкретные решения по изменению системы налогообложения и таможенного регулирования в части добычи и реализации нефти, оказывающие заметное влияние на уровень рентного дохода добывающих компаний. Суть этих изменений заключается в установлении новой ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть и повышении налоговой ставки за тонну добываемой нефти. Ставка вывозной пошлины устанавливается правительством РФ (в долларах США за тонну) и корректируется ежемесячно. Предельная ставка вывозной
таможенной пошлины на сырую нефть рассчитывается в соответствии с законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" .
Фактическая цена за баррель (дол. США) |
Пошлина за баррель (дол. США) |
До 15 |
0% |
От 15 до 20 |
35% (фактическая цена-15) |
От 20 до 25 |
1,75 дол. США+45%(фактическая цена- |
Свыше 25 |
4дол. США+65%(фактическая цена |
Действующая ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть с 1 сентября 2011 года составляет 444,1 дол. США за тонну. По состоянию на 1 октября 2011 года Правительство РФ установило предельную ставку вывозной таможенной пошлины для сырой нефти на уровне 60 %.
Однако, четкого обоснования
введения адвалорных ставок на
добытую нефть до сих пор
нет, поскольку используется
Таким образом, в системе «нового налогообложения» рентные платежи, должны играть главную роль, так как с помощью них можно получить множество выгод,которые вы можете видеть в схеме на слайде.
Подводя итоги следует сказать, ведение рентных платежей за пользование природными ресурсами позволит России первой в мире перейти на более совершенные социально-экономические отношения в обществе. Это можно осуществить лишь тогда, когда люди получат возможность использовать землю и природные ресурсы в обмен на уплату обществу природной ренты.
Если каждый природопользователь будет выплачивать ренту, соответствующую местоположению и качеству природного ресурса, конкуренция на рынке станет более честной, никто не будет иметь преимуществ, если только они не получены благодаря его способностям и уму. В этом случае мы сможем перейти на систему налогообложения, при которой заработная плата и прибыль целиком останутся рабочим и капиталу. Это будет заработанный доход, на который не должно покушаться государство, поскольку появится новый источник пополнения бюджета — рентные платежи за пользование природными ресурсами. В результате этого возникнут условия, стимулирующие повышение эффективности производства и обеспечивающие справедливое распределение благ, получаемых от использования природных ресурсов.
Информация о работе Особенности рентного налогообложения природопользования