Особенности рентного налогообложения природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:07, реферат

Краткое описание

Обычно охрану природы рассматривают как отрасль практики, имея в виду комплекс государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на рациональное природопользование, восстановление, умножение и охрану природных ресурсов для блага человеческого общества. С другой стороны сложной системы общественных отношений вокруг воспроизводства природных ресурсов лежит область, тесно связанная с вопросами частной собственности на природные ресурсы. Регулировать эти отношения призвано налогообложение. У нас и повсюду в мире налогом в первую очередь облагается доход, т.е. результат труда. Эта система заставляет экономить на оплате рабочей силы и не экономить природные ресурсы.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности рентного налогообложения.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Тема: «Особенности рентного налогообложения природопользования»

 

Обычно охрану природы  рассматривают как отрасль практики, имея в виду комплекс государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на рациональное природопользование, восстановление, умножение и охрану природных ресурсов для блага человеческого общества. С другой стороны сложной системы общественных отношений вокруг воспроизводства природных ресурсов лежит область, тесно связанная с вопросами частной собственности на природные ресурсы. Регулировать эти отношения призвано налогообложение. У нас и повсюду в мире налогом в первую очередь облагается доход, т.е. результат труда. Эта система заставляет экономить на оплате рабочей силы и не экономить природные ресурсы.

 

В зарубежных странах доходы от эксплуатации природных ресурсов, как правило, изымаются через систему налогов, ориентированных на изъятие ренты у пользователя природных ресурсов. В государствах, богатых естественными ресурсами, практикуются такие налоги, как роялти, налог суверена, специальные налоги на прибыль добывающих компаний, дифференцированные рентные платежи, земельный налог и т.д. Опыт многих государств показывает, что механизмы взимания налогов достаточно разнообразны.

 

 Анализ зарубежных  налоговых инструментов показывает, что существует два основных типа платежей. Во-первых, платежи за природные ресурсы, предназначенные для перераспределения (изъятия) ренты, возникающей у пользователей природных ресурсов в процессе их эксплуатации. Во-вторых, платежи, направленные на поддержание существующей системы управления природопользованием. Эти платежи идут не в общий, а в специальный фонд, предназначенный для улучшения качества соответствующих услуг.            В настоящее время в России в области природопользования сейчас взимаются следующие платежи: плата за загрязнение окружающей среды; плата за землю; платежи, связанные с пользованием водными объектами; платежи за пользование лесным фондом;

платежи за пользование  недрами;

            Поступления в доходную часть  бюджета от природно-ресурсных налогов за последние 3 года увеличились и в 2011 году составили 18% от общего объема доходов федерального бюджета.

Платежи за пользование  природными ресурсами являются особо  значимыми при реализации природно-ресурсной  политики государства. Если мы построим на график, то у видим, что в последние годы наблюдается некоторая тенденция повышения экономической значимости природно-ресурсных платежей. Однако, это несопоставимо с масштабами доходов, получаемых при эксплуатации природных ресурсов.

 

 

График

 

 

Давайте посмотрим какую  часть составляют данные платежи  с нашей области.Интересующие нас платежи в диаграмме обозначены красным цветом. Доля поступлений от природопользования в доходной части бюджета Курганской области за 2008 год составила 0,3 %, за 2009 год- 0,2 % и за 2010 год так же 0,2 %от общего объема доходов, но при этом довольно значительную часть занимают такие налоги как НДФЛ и налог на прибыль организаций, которые могли бы стать намного меньше, а в последствие и вообще упраздниться, если бы налоги и сборы за природопользование стали занимать более значительную часть.

 

             Таблица 1 –Доля платежей за пользование природными ресурсами в бюджете Курганской области по сравнению с другими доходами, %.

 

Доходы

2008  %

2009 %

2010 %

Налог на прибыль организаций

10,60

13,30

13,10

НДФЛ

14,90

16,60

16,00

Акцизы

6,70

6,20

5,10

Налоги на совокупный доход

1,40

1,30

1,90

Налоги на имущество

5,30

5,40

6,30

Платежи за пользование природными ресурсами

0,30

0,20

0,20

Прочие налоги и неналоговые  доходы

2,60

4,90

5,80

Безвозмездные перечисления, в т. ч. дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности

58,10

52,00

48,40

Итого

100

100

100


 

Далее рассмотрим некоторые  из платежей более подробно. Для  наглядности налоги и сборы Курганской области отражены в сравнении с налогами и сборами Свердловской области.

 

Таблица 2 – Роль платежей за пользование природными ресурсами в доходах бюджета Курганской области и Уральского региона (тыс. руб.)

 

Вид платежа

2010 г

2011 г

1.03.2012 г

Налог на добычу полезных ископаемых :

Курганская область

 

25718,58

 

31513,84

 

10483,12

Уральский регион

413872,75

518250,30

186070,27

Налог за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов :

Курганская область

 

 

 

354,70

 

 

 

438.32

 

 

 

136,28

Уральский регион

839,27

972,32

186,92

Водный налог :

Курганская область

 

-

 

-

 

-

Уральский регион

340454,54

47981,59

179,65,07

Земельный налог :

Курганская область

 

349532,65

 

314679,02

 

71846,19

Уральский регион

2583762,6

1649263,6

824739,5

Итого по данным платежам :

Курганская область

 

375614,96

 

346658,32

 

82471,27

Уральский регион

3338872,2

2287561,7

1028961,9


 

Подводя итоги по данным этой таблице  можно сделать вывод, что в 2010 году доля доходов курганской области составила 11,2 % от доходов всего Уральского региона по платежам, взимаемым за природные ресурсы, 15,2 % в 2011 году и 8 % на 1.03.2012 года. Это говорит о том, что роль нашей области постепенно повышается.

Главной задачей  современного  этапа развития налоговой системы России в сфере  природопользования  является  создание   эффективного  взаимодействия между  государством  и пользователями природных ресурсов.Это возможно путем перехода от функционирующих в настоящее время принципов налогообложения к  созданию   рентных   отношений , которые выравнивают условия конкуренции для предпринимателей, занимающихся эксплуатацией этих ресурсов.

 

Рентное  налогообложение представляет собой такую систему, при которой  максимальная часть бюджетных расходов покрывается за счет сбора природной ренты, а остальные налоги взимаются в той мере, в какой необходимо покрыть оставшуюся часть государственных расходов. Если величина собранной ренты достаточна для финансирования всех затрат  государства , то такие налоги как НДФЛ или налог на прибыль организаций могут стать намного меньше.

 

Проблемами рентного налогообложения занимаются уже  два с половиной столетия. Еще тогда было ясно ,что Россия располагает огромным природоресурсным потенциалом при значительном качественном различии его по регионам. Совокупный природоресурсный потенциал России в расчете на одного жителя в 3 раза больше, чем в США и в 7 раз - Японии.Сейчас это становится очевидным, поэтому прежний отечественный опыт представляет особый интерес для современной хозяйственной практики в России.

Чтобы применять накопленный  опыт несомненно требуется налаженный механизм, который будет работать в нескольких направлениях:

- оперативное – определяющее направления оптимизации исчисления и уплаты налоговых платежей;

- тактическое - ориентированное  на уточнение действующей методологии  налогообложения;

- стратегическое - определяющее  совершенствование системы налоговых  платежей путем введения дополнительных налогов на сверхприбыль и сборов за негативное воздействие на окружающую среду.

Далее следует рассмотреть  инструменты, при помощи которых  мог бы работать данный механизм. Все многообразие механизмов изъятия рентного дохода может быть классифицировано с позиции :

1) налоговой базы (прибыль  или валовая выручка);

2) экономического источника  платежа (единый для всех налогоплательщиков  или дифференцированный платеж  в зависимости от тех или  иных факторов).

 

Рисунок  – Налоговые инструменты изъятия рентного дохода

 

Единственным минусом  представленного механизма, если его  можно так назвать ,будет то ,что  государство понесет издержки на разработку данной системы и на то ,чтобы применить ее в действии ,так как нужен мониторинг добычи полезных ископаемых ,оценка природных ресурсов и другое ,но эти издержки будут разовыми ,а выгоды постоянными.

          В настоящее время в России уже приняты некоторые конкретные решения по изменению системы налогообложения и таможенного регулирования в части добычи и реализации нефти, оказывающие заметное влияние на уровень рентного дохода добывающих компаний. Суть этих изменений заключается в установлении новой ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть и повышении налоговой ставки за тонну добываемой нефти. Ставка вывозной пошлины устанавливается правительством РФ (в долларах США за тонну) и корректируется ежемесячно. Предельная ставка вывозной

 

 

таможенной пошлины  на сырую нефть рассчитывается в  соответствии с законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" .

Фактическая цена за баррель (дол. США)

Пошлина за баррель (дол. США)

До 15

0%

От 15 до 20

35% (фактическая цена-15)

От 20 до 25

1,75 дол. США+45%(фактическая цена-20)

Свыше 25

4дол. США+65%(фактическая цена-25)


Действующая ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть  с 1 сентября 2011 года составляет 444,1 дол. США за тонну. По состоянию на 1 октября 2011 года Правительство РФ установило предельную ставку вывозной таможенной пошлины для сырой нефти на уровне 60 %.

 Однако, четкого обоснования  введения адвалорных ставок на  добытую нефть до сих пор  нет, поскольку используется традиционный  механизм фиксированной ставки  за тонну, скорректированную на  поправочные коэффициенты.

Таким образом, в системе  «нового налогообложения» рентные платежи, должны играть главную роль, так как с помощью них можно получить множество выгод,которые вы можете видеть в схеме на слайде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 


 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Подводя итоги следует  сказать, ведение рентных платежей за пользование природными ресурсами позволит России первой в мире перейти на более совершенные социально-экономические отношения в обществе. Это можно осуществить лишь тогда, когда люди получат возможность использовать землю и природные ресурсы в обмен на уплату обществу природной ренты.

 

Если каждый природопользователь  будет выплачивать ренту, соответствующую  местоположению и качеству природного ресурса, конкуренция на рынке станет более честной, никто не будет  иметь преимуществ, если только они не получены благодаря его способностям и уму. В этом случае мы сможем перейти на систему налогообложения, при которой заработная плата и прибыль целиком останутся рабочим и капиталу. Это будет заработанный доход, на который не должно покушаться государство, поскольку появится новый источник пополнения бюджета — рентные платежи за пользование природными ресурсами. В результате этого возникнут условия, стимулирующие повышение эффективности производства и обеспечивающие справедливое распределение благ, получаемых от использования природных ресурсов.




Информация о работе Особенности рентного налогообложения природопользования