Особенности трансформации капитализма в постиндустриальную эпоху

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить и проанализировать особенности трансформации капитализма в постиндустриальную эпоху.
Задачи:
1. Дать характеристику постиндустриального общества.
2. Определить причины перехода капитализма в «информационный»
3. Определить особенности развития «информационного капитализма» в сфере экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕЧАТЬ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 59.42 Кб (Скачать файл)

С конца 60-х термин «постиндустриальное  общество»  наполняется  новым содержанием –  возрастает  престиж  образования,  появляется  целый  слой квалифицированных  специалистов,  менеджеров,  людей  умственного  труда.  Сфера услуг,  науки,  образования  постепенно  начинает  преобладать  над промышленностью и сельским  хозяйством,  где  тоже  активно  используются научные знания. В 50 – 70 годы стало очевидно, что человечество  вступает в новую эпоху.

Переход к новому типу  общества  –  постиндустриальному  происходит  в последней трети  XX  века.  Общество  уже  обеспечено  продовольствием  и товарами, и на первый  план  выдвигаются  различные  услуги,  в  основном связанные с накоплением и  распространением  знаний.  А  в  результате научно-технической    революции    произошло    превращение    науки    в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором  и развития общества, и его самосохранения.

 Вместе с этим у  человека  появляется  больше  свободного  времени,  а, следовательно, и возможностей для творчества, самореализации.  Однако  не  стоит  думать,  что  в  скором  будущем  техника  окончательно  освободит  человека  от  работы.  С   появлением   автоматики   производство   стало эффективней, и теперь вместо  того, чтобы  самому  крутить  ручку  станка, человек стоит за пультом  и задает программу для сразу  нескольких станков. Это вызвало  изменения в социальной сфере  – для работы на предприятии, где используется автоматика, нужны  не  рабочие  со  средним  образованием,  а менее многочисленные, но квалифицированные  специалисты. Отсюда  возросший престиж образования и увеличение численности среднего класса.  В это время технические разработки становятся все  более  наукоемкими, теоретические знания  приобретают  наибольшее  значение.  Распространение этого знания обеспечивает сверх развитая сеть коммуникаций.

В инновационном обществе на сферу труда, роль и значение человека

в экономическом развитии оказало большое влияние развитие техники. С ростом технической оснащенности труда содержание и структура функций, выполняемых человеком в производственном процессе, претерпевали существенные изменения. В отечественной социально-экономической литературе функции человека в трудовом процессе подразделяют на физические и умственные. К физическим функциям можно отнести двигательную (человек как источника энергии), технологическую (обработка предмета труда), транспортную(перемещение предмета и орудия труда в пространстве). К умственным функциям можно отнести подготовительную- постановка цели, программирование и т.п., управляющую - контроль  и  регулирование  технологического  процесса,  счетно-логическую,  инженерно-конструкторскую и научную, административную.

Исторически первой ступенью развития техники были ручные орудия, посредством которых человек воздействовал на предмет труда. Трудовые функции работника носили относительно устойчивый характер, органически вытекающий из естественных возможностей человека. Первостепенную роль в работе играли навыки, приобретаемые в результате дли-тельного  производственного  опыта  и  сохраняемые  рабочим  в  течении всей его жизни. Поэтому создание способности к труду не требовало значительных затрат времени.

С переходом к механизированному производству возникает необходимость в разделении функций создания и реализации средств труда. Создание машин становится более сложным процессом, осуществление которого невозможно не основе практического опыта производителя. Здесь

уже требовались определенные теоретические знания. Это противоречие между интеллектуальной деятельностью и непосредственным трудом разрешается путем обособления создания средств труда от их использования,

т.е. отделение прикладной науки от производства. С осуществлением такого разделения капитал отчуждает не только потребление, но и интеллектуальные способности. Труд осуществляется теперь лишь как непосредственный труд, а работник становится придатком машины. С ростом технической оснащенности труда и усложнением самих машин содержание и

структура функций, выполняемых человеком значительно изменяются.

На высшей ступени комплексной механизации все функции физического труда выполняются машинами, за человеком остаются лишь функции управления этими машинами, что требует качественно новых способностей, получения политехнических и комплексных знаний. Здесь на первое место для решения этого противоречия между непосредственным тру-дом и интеллектуальным выходит система образования и ее обособление

от непосредственного труда.

В инновационной экономике, труд все в большей степени становится

интеллектуальным, творческим трудом. В такой деятельности реализуются все ее внутренние побудительные мотивы. Главным здесь является совершенствование человеческих способностей, саморазвитие и самореализация  личности, так  как  стирается  грань между  рабочим  и  свободным временем, затратами и результатами. Такая деятельность индивидуальна как по результатам, так и по мотивации. Однако определяющим мотивом для  большинства  людей  выступает  саморазвитие  и  самореализация  их личности. Естественно такой труд требует огромного накопления знаний, информации, многолетней отдачи всех сил своему делу. Его цель, в отличие от физического труда, принципиально меняется, ею становится инновация.

С этой точки зрения под инновационной экономикой понимают экономику, в которой преобладает принципиально иной способ хозяйствования – инновационный, подчиняющий развитие всех отраслей и сфер. Суть этого принципа состоит в радикальном повороте, заключающемся в том, что главным источником различных инноваций начинают выступать наука и образование.

В соответствии с таким подходом разработаны современные системы

подготовки и переподготовки кадров, которые включают в себя два основных момента. Первый - это усиление творческого элемента в обучении, формирование творческой личности как главного ресурса экономического роста. Обучающийся выступает здесь не как пассивный субъект, который должен усвоить определенный объем информации, а как активный субъект развития своих способностей. Второй это расходы на подготовку и переподготовку кадров рассматриваются не в качестве традиционного элемента издержек производства, а как долговременные инвестиции. Данные системы направлены на то, что приоритет в инновационной экономике отдается накоплению нематериальной, интеллектуальной собственности. Последняя рассматривается в данном случае в качестве основного фактора создания и освоения высоких технологий.

Все новые способы жизнедеятельности базируются на науке, образовании, производстве, поэтому они становятся возможными на основе двух связанных между собой форм накопления: нематериального(знаний, умений, навыков, опыта, культуры) и материального. На значимость нематериального накопления указывал еще К.Маркс. В настоящее время нематериальное накопление (человеческий капитал) влияет на все стороны жизнедеятельности через приток новых научных и технических знаний, инноваций,  ноу-хау,  повышение  профессионального  уровня  работников,  их общей культуры. Чем шире распространяются новые научные знания, чем

больше они воплощаются в профессионально-квалификационном потенциале работников, чем выше удельный вес наукоемкой продукции, тем эффективнее отдача от инвестиций в человеческий капитал. Нематериальное накопление порождает значительные мультипликационные эффекты.

В настоящее время в развитых странах произошли сдвиги в объективных условиях воспроизводства. Изменение приоритетов развития нашло выражение в усилении целевой ориентации на всесторонне развитие чело-века, удовлетворение его постоянно возрастающих потребностей. Инвестиции в человеческий капитал в настоящее время в странах «золотого

миллиарда» превосходят инвестиции в материальную сферу. Затраты на образование, здравоохранение и социальное обеспечение в несколько раз

 превышают материальные инвестиции. Такое опережение дает возможность оптимизировать решение проблемы ограниченности ресурсов, которая в конечном счете, определяется относительностью нашего знания.

Практикой развитых стран также подтверждается тезис об усилении

роли государства в формировании человеческого капитала. Например, в США в совокупных расходах на среднее и высшее образование доля федеральных инвестиций составляет не более10%, доля штатов составляет 40-50%, остальная часть делится поровну между местными властями и частными источниками. То есть можно заключить, что ведущей подсистемой  в  развитии  инновационной  экономики  выступает  научно-образовательная сфера, целью функционирования которой является формирование новых способов жизнедеятельности, направленное на создание творческой, инновационно-активной, конкурентоспособной личности.

В инновационном обществе субъекты человеческого капитала полу чают доходы, обусловленные не только затратами труда, но и использованием интеллектуальных способностей, т.е. доходы как форма экономической  реализации  интеллектуальной  собственности.  В  интеллектоемком типе экономики развитых стран заработная плата продолжает оставаться основным источником доходов населения. Однако в ее структуре возрастает доля различных выплат, гонораров, премий, рентных доходов. Инновационная экономика оттесняет проблему имущественной собственности в традиционном ее понимании и выводит на первый план интеллектуальную  собственность.  Это  положение  подтверждается  тем,  что  переход большинства предприятий России в частную собственность не привел к экономическому росту, т.к. в стороне от этих процессов осталось подавляющее большинство собственников человеческого капитала. По нашему убеждению главным средством решения российских проблем является не создание класса частных собственников, а мобилизация накопленного национального человеческого капитала.

С переходом к инновационной экономике возникает новая форма богатства, трансформирующая всю его структуру. Качество человеческого

капитала и степень его вовлеченности в общественное производство оказывают непосредственное воздействие на уровень национального богатства. Объем и структура национального богатства являются одной из основных  характеристик  развития  общества,  определяющих  экономическую мощь страны. Структура совокупного капитала, учитывающего вложения как в физический, так и в человеческий капитал, разительно поменялась в последнее время, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1

Изменения структуры совокупного капитала в мире (в % к итогу)

 

Изменения структуры совокупного капитала в мире (в % к итогу)

1913 год

1950 год

1997-1998 гг.

Физический капитал

67-69

52-53

31-33

Человеческий капитал

31-33

47-48

67-69


 

Сотрудники Всемирного банка Дж. Диксон и К. Гамильтон предприняли попытку определить структуру богатства, приходящегося на одного человека в различных регионах мира (таблица 2). При этом подход к определению самого понятия богатство отличается от традиционного. Оно

складывается, по мнению авторов, из человеческих ресурсов, производственных активов и природных ресурсов.

Таблица 2

Размеры и структура национального богатства

Страна, регион

Все богатство

Долларов на душу населения от всего богатства

Человеческие ресурсы

Производственные активы

Природные ресурсы

Человеческие ресурсы

Производственные активы

Природные ресурсы

Северная Америка

247892

61953

15429

76

19

5

Япония, Австралия,

Новая Зеландия

205156

89786

7447

68

30

2

Западная Европа

175570

54990

5604

74

23

3

Средний Восток

55898

27304

63041

38

19

43

Южная Америка

69548

15872

8666

74

17

7

Восточная Европа и Центральная Азия

30530

22256

9714

49

37

14

Северная Африка

37034

14348

2803

68

26

6

Западная Азия

35207

7220

3649

76

16

8

Южная Азия

13959

4123

3622

64

19

 

Информация о работе Особенности трансформации капитализма в постиндустриальную эпоху