Особенности федеративного устройства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:53, контрольная работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть развитие федеративного устройства России;
проанализировать федеративное устройство современной России;
рассмотреть принципы федеративного устройства России.

Содержание

Введение
Основная часть:
Глава 1. Федеративное устройство России:
1.1. Развитие федеративного устройства России
1.2. Федеративное устройство современной России
Глава 2. Принципы федеративного устройства России:
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов
2.2. Равноправие субъектов федерации
2.3. Государственная целостность
2.4. Единство системы государственной власти
2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
2.6. Равноправие и самоопределение народов

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности федеративного устройства РФ.docx

— 52.03 Кб (Скачать файл)

Следует также сказать, что государственная  власть субъектов Российской Федерации  является неотъемлемой составной частью единой системы государственной  власти в Российской Федерации и  распространяется на территорию субъектов  Российской Федерации. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  несут ответственность за соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации.

Единство государственной власти в системе представительных и  законодательных органов государственной  власти обеспечивается:

правом участия представительных и законодательных органов субъектов  Российской Федерации в федеральном  законодательном процессе;

правом участия местных представительных органов в законодательном процессе субъектов Российской Федерации;

правом отмены Федеральным Собранием  РФ по заключению Конституционного Суда РФ законов субъектов Российской Федерации, нарушающих Конституцию  и законы Российской Федерации;

правом отмены представительными  и законодательными органами субъектов  Российской Федерации по заключению конституционных (уставных) судов субъектов  Федерации решений местных представительных органов, нарушающих Конституцию и  законы Российской Федерации, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации.

Единство государственной власти в системе исполнительных органов  государственной власти обеспечивается:

подчинением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  решениям федеральных органов исполнительной власти в пределах, установленных  Конституцией и законами Российской Федерации;

подчинением местных органов исполнительной власти решениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в пределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектов  Российской Федерации.

Местные органы государственной власти несут конституционную ответственность  за действия, нарушающие единство системы  государственной власти в Российской Федерации. Формы ответственности  местных органов государственной  власти за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации устанавливаются  конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации1.

 

2.5. Разграничение предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  РФ и органами государственной  власти субъектов РФ

 

Ч. 3 ст. 11 Конституции РФ гласит, что  «разграничение предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий».

Характерная черта всякой федерации  – разграничение предметов ведения  и полномочий между ее органами и  органами входящих в нее субъектов.

«В большинстве стран, – отмечает Козак Д. Н., – разграничение предметов  ведения между федерацией и ее субъектами осуществляется федеральной  конституцией»2. В некоторых странах, однако, конституция допускает по отдельным вопросам разграничение  предметов ведения между федерацией и ее субъектами в текущем законодательстве. Так, Основной Закон ФРГ (ст. 71) предусматривает  возможность «перераспределения предметов  ведения, принадлежащих исключительно  федерации, путем издания обычного федерального закона». Конституция  США (разд. 8 ст. 1), наоборот, создает  юридическую возможность путем  издания обычного закона Конгрессом США расширять конституционно установленный  круг предметов, находящихся в исключительном ведении Федерации.

Конституция Российской Федерации  указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий – собственно конституционный, договорный (ч. 3 ст. 11) и законодательный (ст. 76).

Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения (ст. 72), а также полноту государственной  власти субъектов Российской Федерации (ст. 73).

Конституционные требования организации  публичной власти в России предполагают неукоснительное соблюдение органами власти ст. 71 Конституции Российской Федерации, устанавливающей предметы исключительного ведения Российской Федерации. Эти предметы не могут  быть переданы в ведение субъектов  Российской Федерации или в сферу  их совместного с Российской Федерацией ведения иначе, чем через внесение изменений в Конституцию Российской Федерации.

Следовательно, по предметам ведения  Российской Федерации к полномочиям  федеральных органов государственной  власти должна относиться вся полнота, прежде всего, регулятивных и контрольных  полномочий.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, «в ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции  Российской Федерации и федеральных  законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных  органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации  и

деятельности; формирование федеральных  органов государственной власти;

д) федеральная государственная  собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного  и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого  рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные  экономические службы, включая федеральные  банки;

з) федеральный бюджет; федеральные  налоги и сборы; федеральные фонды  регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные  отношения Российской Федерации, международные  договоры Российской Федерации; вопросы  войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения  Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное  производство; определение порядка  продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого  военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств  и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и  исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский  учет;

с) государственные награды и  почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная  служба.

Согласно ст. 72 Конституции РФ, «в совместном ведении Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  находятся:

а) обеспечение соответствия конституций  и законов республик, уставов, законов  и иных нормативных правовых актов  краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и  гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования  и распоряжения землей, недрами, водными  и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной  собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической  безопасности; особо охраняемые природные  территории; охрана памятников истории  и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства  и детства; социальная защита, включая  социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов  налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни  малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и  внешнеэкономических связей субъектов  Российской Федерации, выполнение международных  договоров Российской Федерации.

«Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73 К. РФ).

Эта статья важна для определения  предметов ведения, принадлежащих  исключительно субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам1.

«Исключительность» предметов  ведения Российской Федерации, согласно ст. 76 Конституции РФ, выражается прежде всего в том, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации  могут осуществлять по предметам  ведения Российской Федерации лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией.

По предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации издаются федеральные  законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 К. РФ).

Федеральные законы не могут противоречить  федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 К. РФ).

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 К. РФ).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  не могут противоречить федеральным  законам, принятым в соответствии с  частями первой и второй настоящей  статьи. В случае противоречия между  федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует  федеральный закон (ч. 5 ст. 76 К. РФ).

Из данного положения вытекают два практических последствия: любой  акт субъекта Федерации, в том  числе и закон республики в  составе Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданному по предметам исключительного ведения  Российской Федерации и ее совместного  ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так как  согласно Конституции в этом случае действует федеральный закон; приоритет федерального закона относится также и ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации; актам федеральных органов - Правительства, федеральных министерств, государственных комитетов и иных ведомств, поскольку они также изданы в Российской Федерации.

Из данной формулы вытекает также  то, что приоритет федерального закона распространяется и на указы Президента Российской Федерации, поскольку его  указы и распоряжения не должны противоречить  Конституции Российской Федерации  и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).

В случае противоречия между федеральным  законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует  нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 76 К. РФ).

Такого ясного признания приоритета не только законов, но и иных актов (например, уставов) субъектов Федерации не содержалось в текстах прежних  российских конституций. Признание  приоритета актов субъектов Федерации  по вопросам их собственного регулирования  полностью соответствует ст. 73 Конституции  и юридически гарантирует положение  о том, что субъекты Федерации  вне пределов, указанных в данной

статье, «обладают всей полнотой государственной  власти».

Разумеется, и по этим вопросам возможны споры о компетенции в Конституционном  Суде Российской Федерации, однако такие  споры могут разрешаться только с сохранением приоритета действия нормативного акта субъекта Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и ее субъектов, указанных в ч. 4 ст. 76 Конституции.

Информация о работе Особенности федеративного устройства РФ