Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:53, контрольная работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть развитие федеративного устройства России;
проанализировать федеративное устройство современной России;
рассмотреть принципы федеративного устройства России.
Введение
Основная часть:
Глава 1. Федеративное устройство России:
1.1. Развитие федеративного устройства России
1.2. Федеративное устройство современной России
Глава 2. Принципы федеративного устройства России:
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов
2.2. Равноправие субъектов федерации
2.3. Государственная целостность
2.4. Единство системы государственной власти
2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
2.6. Равноправие и самоопределение народов
Следует также сказать, что государственная власть субъектов Российской Федерации является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в Российской Федерации и распространяется на территорию субъектов Российской Федерации. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти
субъектов Российской Федерации
несут ответственность за соблюдение
Конституции и законов
Единство государственной
правом участия
правом участия местных
правом отмены Федеральным Собранием РФ по заключению Конституционного Суда РФ законов субъектов Российской Федерации, нарушающих Конституцию и законы Российской Федерации;
правом отмены представительными
и законодательными органами субъектов
Российской Федерации по заключению
конституционных (уставных) судов субъектов
Федерации решений местных
Единство государственной
подчинением органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
решениям федеральных органов
подчинением местных органов исполнительной власти решениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Местные органы государственной власти
несут конституционную
2.5. Разграничение предметов
ведения и полномочий между
органами государственной
Ч. 3 ст. 11 Конституции РФ гласит, что
«разграничение предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации осуществляется
настоящей Конституцией, Федеративным
и иными договорами о разграничении
предметов ведения и
Характерная черта всякой федерации
– разграничение предметов
«В большинстве стран, – отмечает
Козак Д. Н., – разграничение предметов
ведения между федерацией и ее
субъектами осуществляется федеральной
конституцией»2. В некоторых странах,
однако, конституция допускает по
отдельным вопросам разграничение
предметов ведения между
Конституция Российской Федерации указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий – собственно конституционный, договорный (ч. 3 ст. 11) и законодательный (ст. 76).
Основной закон России определяет
предметы ведения Российской Федерации
(ст. 71), предметы совместного ведения
(ст. 72), а также полноту
Конституционные требования организации
публичной власти в России предполагают
неукоснительное соблюдение органами
власти ст. 71 Конституции Российской
Федерации, устанавливающей предметы
исключительного ведения
Следовательно, по предметам ведения
Российской Федерации к полномочиям
федеральных органов
Согласно ст. 71 Конституции РФ, «в ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и
деятельности; формирование федеральных
органов государственной
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
Согласно ст. 72 Конституции РФ, «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций
и законов республик, уставов, законов
и иных нормативных правовых актов
краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных
округов Конституции Российской
Федерации и федеральным
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей
среды и обеспечение
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
«Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73 К. РФ).
Эта статья важна для определения
предметов ведения, принадлежащих
исключительно субъектам
«Исключительность» предметов ведения Российской Федерации, согласно ст. 76 Конституции РФ, выражается прежде всего в том, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять по предметам ведения Российской Федерации лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией.
По предметам совместного
Федеральные законы не могут противоречить
федеральным конституционным
Вне пределов ведения Российской Федерации,
совместного ведения Российской
Федерации и субъектов
Законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации
не могут противоречить
Из данного положения вытекают
два практических последствия: любой
акт субъекта Федерации, в том
числе и закон республики в
составе Российской Федерации, противоречащий
федеральному закону, изданному по
предметам исключительного
Из данной формулы вытекает также то, что приоритет федерального закона распространяется и на указы Президента Российской Федерации, поскольку его указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).
В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 76 К. РФ).
Такого ясного признания приоритета не только законов, но и иных актов (например, уставов) субъектов Федерации не содержалось в текстах прежних российских конституций. Признание приоритета актов субъектов Федерации по вопросам их собственного регулирования полностью соответствует ст. 73 Конституции и юридически гарантирует положение о том, что субъекты Федерации вне пределов, указанных в данной
статье, «обладают всей полнотой государственной власти».
Разумеется, и по этим вопросам возможны
споры о компетенции в