Особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности Государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 14:48, реферат

Краткое описание

В настоящий момент основным направлением реформирования внешнеторгового законодательства Российской Федерации является создание современного государственно-правового механизма внешнеторговой политики на основе общеобязательных принципов и правил международной торговли, в первую очередь норм Всемирной торговой организации. Эти попытки получили наглядное выражение при принятии Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Так, в отдельной главе 9 Закона говорится об особых режимах осуществления внешней торговли, к которым относится приграничная торговля и режим хозяйственной деятельности в особых экономических зонах.

Содержание

Введение 2
1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности 3
2. Режимы осуществления внешней торговли: приграничная торговля, свободные экономические зоны 4
3.Специфика внешнеторговых барьерных сделок 5
Заключение 9
Список литературы 10

Вложенные файлы: 1 файл

Валютное рег.docx

— 34.45 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Валютное регулирование»

На тему:

«Особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности Государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса 25 ТД 04

Шацкая Юлия Игоревна

Проверил:

к.э.н.,  доцент  Токарев Ю.А.

 

 

 

 

 

Тюмень 2013

Оглавление

Введение 2

1. Государственное  регулирование внешнеторговой деятельности 3

2. Режимы осуществления внешней торговли: приграничная торговля, свободные экономические зоны 4

3.Специфика внешнеторговых барьерных сделок 5

Заключение 9

Список литературы 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение                                                                                                                   В настоящий момент основным направлением реформирования внешнеторгового законодательства Российской Федерации является создание современного государственно-правового механизма внешнеторговой политики на основе общеобязательных принципов и правил международной торговли, в первую очередь норм Всемирной торговой организации. Эти попытки получили наглядное выражение при принятии Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Так, в отдельной главе 9 Закона говорится об особых режимах осуществления внешней торговли, к которым относится приграничная торговля и режим хозяйственной деятельности в особых экономических зонах.            В современном международном торговом обороте товарообменные операции имеют весьма существенное значение. Это связано с различными обстоятельствами, начиная от особенностей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и заканчивая индивидуальными потребностями контрагентов. Именно по этой причине товарообменные операции приобретают самые различные формы и часто выражаются достаточно сложной правовой конструкцией договорных отношений.  Внешнеторговые бартерные сделки являются разновидностью товарообменных сделок. Российский поставщик за поставляемый экспортный товар получает от иностранного поставщика импортный товар, при этом стоимость товаров эквивалентна.      При налогообложении бартерных операций одним из спорных является вопрос определения стоимости обмениваемых товаров, то есть доходов российской стороны от сделки. Эта и другие особенности, а также возрастающая роль внешнеторговых бартерных сделок в современном международном торговом обороте обусловили актуальность темы данного исследования.

 

 

 

 

 

 

1. Государственное  регулирование внешнеторговой деятельности

Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.            Основная задача государства в области внешней торговли - это оказание содействия экспорту отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков.      На сегодняшний день перед Россией стоит неотложная задача расширения внешней торговли для обеспечения экономического развития. Развитие экспорта и импорта дает возможность получить выгоды от участия в международной торговле, обеспечивает доступ к достижениям научно-технического прогресса, создает условия для участия в конкуренции на мировых рынках - в борьбе за более выгодные условия сбыта товаров.   На объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-импортного обмена заметное влияние оказывают меры государства по регулированию внешней торговли.     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 22.08.2004 № 122-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.     В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

 

2.Режимы осуществления внешней торговли: приграничная торговля, свободные экономические зоны.

В соответствии со ст.41 Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» приграничная торговля осуществляется, как правило, на основе международного договора Российской Федерации с сопредельным иностранным государством или группой сопредельных иностранных государств, предусматривающего предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами и услугами, осуществляемой исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими место нахождения на этих территориях. При этом указанный особый благоприятный режим не распространяется на другие иностранные государства или группы иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены международные договоры, предусматривающие предоставление режима не менее благоприятного, чем режим, предоставленный любому другому иностранному государству.        Приграничная торговля может осуществляться между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определенной в международном договоре Российской Федерации с сопредельным иностранным государством, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления в пределах соответствующих приграничных территорий.       Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории, на которых устанавливаются особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации с сопредельными иностранными государствами и федеральными законами.       Особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях свободных экономических зон устанавливается Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.       Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.           На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные  особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационная зона.

В соответствии со ст. 37 закона "Об особых экономических зонах  в Российской Федерации" свободная  таможенная зона - таможенный режим, при  котором иностранные товары размещаются  и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную  стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом  экспорта с уплатой акциза и без  уплаты вывозных таможенных пошлин.

 

 

3.Специфика внешнеторговых  бартерных сделок.

Определяющим началом  развития товарообменных операций являются следующие обстоятельства:

1) гибкость встречной  торговли. Данное обстоятельство  дает возможность контрагентам  приспосабливаться к изменяющейся  конъюнктуре мировых рынков. Особенностью  встречной торговли является  расширение практики встречных  закупок экспортерами товаров,  которые не могут быть ими использованы в собственном производстве, а заранее предназначаются для последующей продажи на внешнем или внутреннем рынках.    Важно отметить, что контрагентами во встречной торговле наряду с экспортерами и импортерами основных товаров являются:

а) встречный импортер, которым  может быть экспортер основного  товара или любая другая организация, указанная в соглашении (контракте);

б) встречный экспортер, которым  может быть импортер основного товара или любая другая организация, указанная  в соглашении (контракте);

2) обострение проблемы  сбыта товаров и услуг на  мировых рынках;

3) развитие внутрифирменной  компьютеризации, позволяющей достаточно  оперативно формировать номенклатуру  встречных товаропотоков;

4) недостаточность валютных  средств для расчетов у отдельных  государств по причине неравномерности  экономического развития страны  в мировом хозяйстве;

5) широкое распространение  в международной коммерческой  практике разнообразных видов  договоров: аренда машин и оборудования (лизинг), договоры о строительстве  объектов "под ключ", подряды  на производство проектно-конструкторских  и инженерно-строительных работ  (инжиниринг), лицензионные соглашения, договоры о производственной  кооперации, соглашения о совместной деятельности и другие.      В сфере международных экономических отношений гражданско-правового характера товарообменные операции большей частью именуются бартерными операциями или внешнеторговыми бартерными сделками.  Бартерная сделка (от англ. "barter" - товарообмен, меновая торговля) представляет собой:

а) договор между участниками  гражданского оборота о натуральном  обмене, купле-продаже по схеме "товар  за товар";

б) безвалютный, но оцененный  и сбалансированный обмен товарами, оформляемый единым договором (контрактом).    Внешнеторговая бартерная сделка - разновидность встречной торговли, представляющая собой безвалютный, но оцененный натуральный товарообмен на сбалансированной основе, оформленный единым договором между российским и иностранным лицами.    Внешнеторговая бартерная сделка - это сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств (ст.2 Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности).        Итак, бартерная сделка (бартер), являясь одной из форм встречной торговли (товарообменной операцией), представляет собой соглашение между участниками коммерческого оборота, имеющими различную государственную (национальную) принадлежность по обмену равноценными по стоимости товарами, работами, услугами или результатами интеллектуальной деятельности, оформленное в виде одного документа (соглашения или контракта).        Приведенное определение бартерной сделки позволяет выделить следующие ее признаки:

1) бартерная сделка является  одной из форм встречной торговли - товарообменной операцией. К  встречной торговле относятся  внешнеторговые операции, при которых  в единых документах (соглашениях  или контрактах) фиксируются твердые  обязательства экспортеров и  импортеров произвести полный  или частично сбалансированный  обмен товарами.            Встречная торговля представляет собой обобщающий термин, который охватывает различные виды двух экспортных сделок: первая исходит из страны-экспортера, вторая - из страны-импортера.     Коммерческим преимуществом встречной торговли является то, что она расширяет практику встречных закупок экспортерами товаров, которые не могут быть ими использованы в собственном производстве, а заранее предназначаются для последующей продажи на внешнем или внутреннем рынке.           Следует отметить, что сделки собственно встречной торговли в отличие от бартера имеют ряд отличительных особенностей. Во-первых, другие формы встречной торговли связаны с использованием денег как средства определения цен на обмениваемые товары, инструмента финансирования сторон в ходе осуществления сделки и для оплаты активного сальдо обмена экспортных и импортных товаров. Во-вторых, в основе иных, помимо бартера, форм встречной торговли, как правило, лежит элемент необходимости, т.е. к ним вынуждают прибегать национальное законодательство, административное регулирование, валютные ограничения и т.п.;          

2) бартерная сделка представляет  собой договор, т.е. соглашение  двух или нескольких лиц, по  обмену равноценными по стоимости  товарами, работами, услугами или  результатами интеллектуальной  деятельности. С точки зрения  правовой характеристики бартерная  сделка является договором: двусторонним (многосторонним), возмездным, консенсуальным, формальным.          Реализация бартерных правоотношений осуществляется в следующей последовательности: во-первых, заключается контракт с иностранной организацией-поставщиком на обмен товарами; во-вторых, данная организация поставляет товар; в-третьих, в качестве платежа за импортированный товар партнер отгружает иностранной компании указанный в контракте встречный товар. Одновременно каждая из сторон, участвующих в бартерной сделке, самостоятельно заключает дополнительные контракты:

а)с транспортной организацией на международную перевозку грузов;

б)со страховой компанией на предмет его страхования;

в)с банком или другой организацией по вопросу предоставления гарантий по сделке;

3) предметом бартера являются  не только вещи в форме товара, но и работы, услуги и результаты  интеллектуальной деятельности. Если  обратиться к договору мены, то  в соответствии со ст.567 ГК РФ  предметом данного договора могут  быть только вещи, которые каждая  из сторон договора обязуется  передать другой стороне;       4) являясь внешнеторговой сделкой, в бартере одной из сторон договора выступает субъект предпринимательской деятельности Российской Федерации, а в качестве другой - субъект предпринимательской деятельности иностранного государства, т.е. участие в бартерной сделке лиц различной национальной (государственной) принадлежности;

При многостороннем бартере  первая операция предполагает последующие  сделки с участием других хозяйствующих  субъектов. Они продолжаются до того момента, пока каждый из этих субъектов  не получит необходимый ему товар, что в конце концов будет означать окончание многостороннего бартерного обмена.

 

 

Заключение

Значение государственного регулирования внешней торговли неоднозначно. Применение торговых барьеров помогает государствам защитить интересы своих производителей и получить дополнительный доход. С другой стороны  применение торговых барьеров приводит к препятствиям на пути движения товаров  в мировой торговле, а значит, мешает развитию здоровой конкуренции, что, в конечном счете, сказывается  на потребителе, который получает товар  худшего качества или по более  высокой цене. Каждое отдельное государство  должно решить для себя, что для  него важнее в данный момент и какую  внешнеторговую политику ему проводить.              В настоящее время благодаря деятельности международных организаций в мире наблюдается снижение торговых барьеров, что способствует развитию мировой торговли. Однако многие государства, например США, Российская Федерация и Китай продолжают сохранять высокие торговые барьеры. Следует отметить, что таможенные тарифы на сельскохозяйственную продукцию, как правило, выше, чем таможенные тарифы на промышленную продукцию, что объясняется стремлением каждого государства оградить своих производителей от внешней конкуренции.            Одним из наиболее важных вопросов бартерного контракта является проблема сведения к минимуму риска несвоевременного получения стороной, поставившей свои товары первой, товаров от контрагента. Речь идет о принципе реального исполнения обязательств, который присущ всем сделкам, совершаемым как во внутреннем обороте Российской Федерации, так и во внешней торговле.         Как отмечают некоторые ученые, данную проблему на практике можно решить, предусмотрев систему мер защиты и оперативных санкций, направленных на обеспечение реального исполнения контракта после нарушения отдельных его условий. Во-первых, в самом договоре можно предусмотреть одновременность поставок. Во-вторых, может быть предусмотрено, что в случае если задержка в поставке с одной стороны превышает определенный срок, то другой контрагент освобождается от своей обязанности осуществить встречную поставку, т.е. бартерный контракт прекращает свое существование.

Информация о работе Особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности Государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок