Понятие, виды и классификация таможенных процедур. Этапы развития таможенных процедур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:40, реферат

Краткое описание

Сущность таможенной процедуры состоит в упрощении и гармонизации таможенных процедур, в отношении как ввоза товара так и вывоза.
Главное назначение таможенной процедуры заключается в том, что таможенные органы могут дифференцированно применять систему таможенного декларирования в отношении экспортных и импортных товаров. Главное что получают участники ВЭД – это временные льготы по налогам.

Вложенные файлы: 1 файл

проект.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

При неоднократном  помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в том числе, когда декларантами этой таможенной процедуры выступают разные лица, общий срок временного ввоза не может превышать предельного срока, установленного комментируемой главой или решением КТС (п. 3 ст. 280 ТК ТС).

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия их пассажирских самолетов освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств - членов ТС и (или) решениями 32 КТС (п. 1 ст. 282 ТК ТС). При этом указанные товары могут использоваться только в пределах территории государства, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза.

Случаи полного  условного освобождения от уплаты указаны  в п. 1 ст.282. Данной статьей установлено в отношении иных товаров, а также при несоблюдении условий полного освобождения применяется частичное освобождение. В этом случае за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% от суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Так же как и в российском законодательстве, таможенные пошлины, налоги при частичном освобождении могут уплачиваться как сразу за весь срок временного ввоза, так и периодически. Но при этом периодичность уплаты должна быть не реже чем раз в 3 месяца.

В случае рассмотрения нормы об обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов следует отметить, что возникает она с момента регистрации таможенной декларации, а прекращается при завершении таможенной процедуры, а также в общих случаях, которые установлены ст. 80 Кодекса. Более сложный вариант - определение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов.

Таможенный  транзит.

Нормативные положения ТК ТС, а также содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру (ст. 215 и 216) ТК ТС содержат единую таможенную процедуру - таможенный транзит.

Необходимо  отметить важное обстоятельство, установленное  ТК ТС. Правовые условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита не изменились. Одним из основных является обеспечение соблюдения таможенного транзита. Не изменился и нормативный порядок обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенного сопровождения и установления маршрута. Нормативные положения ТК РФ не требуют обеспечения соблюдения таможенного транзита при перевозке товаров таможенным перевозчиком.

Для завершения таможенной процедуры таможенного  транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы. По требованию таможенного органа перевозчик обязан предъявить товары.

Таможенный орган назначения в течение одного часа с момента представления перевозчиком документов регистрирует их подачу в порядке, установленном законодательством государств - членов ТС. Особенности уплаты таможенных пошлин и налогов при процедуре таможенного транзита определены Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 (ред. от 19.12.2011) «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров».15 Изменение налогового законодательства нашло отражение при процедуре таможенного транзита в части исчисления налогов. С 2012 года транспортировка нефти и нефтепродуктов, помещенных под процедуру таможенного транзита, облагается НДС по нулевой ставке. Свободная таможенная зона.

 Подпункт 15 п. 1 ст. 202 ТК ТС устанавливает в качестве одного из видов таможенных процедур процедуру свободной таможенной зоны. При этом в данной статье содержится ссылка на то, что нормы, касающиеся данной процедуры, будут определены отдельным международным договором государств-членов ТС. Таким договором является Соглашение по вопросам  свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение). Таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории свободной экономической зоны или части ее территории. Свободная (специальная, особая) экономическая зона (далее -СЭЗ) - это часть территории государства - члена ТС в пределах, установленных законодательством государства - члена ТС, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Основной особенностью таможенной процедуры свободной таможенной зоны является то, что товары, ввезенные на территорию СЭЗ и помещенные под процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются для целей применения таможенных пошлин, налогов и мер нетарифного регулирования как находящиеся вне таможенной территории ТС. При этом территория СЭЗ остается частью таможенной территории ТС. Территория СЭЗ, на которой применяется процедура свободной таможенной зоны, является зоной таможенного контроля. Свободная таможенная зона как таможенная процедура заключается в следующем: товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и запретов и ограничений в отношении товаров ТС.

Срок действия таможенной процедуры свободной  таможенной зоны ограничен сроком функционирования самой СЭЗ, либо сроком, в течение которого лицо, поместившее товары по указанную таможенную процедуру, имеет статус резидента СЭЗ, либо принятием специального решения о прекращении применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ.

Свободные экономические  зоны на территории ТС, безусловно, являются фактором, который способен содействовать созданию благоприятного инвестиционного климата. В то же время законодательная неурегулированность отдельных моментов может повлечь снижение инвестиционной привлекательности свободных экономических зон для потенциальных инвесторов.16

Специальная таможенная процедура.

Специальная таможенная процедура - процедура, при которой отдельные категории товаров по перечню, установленному КТС, ввозятся в РФ или вывозятся из РФ с полным освобождением таких товаров от таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования. Требования и условия помещения товаров под специальную таможенную процедуру, а также ограничения на пользование и распоряжение товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, определяются Правительством РФ, если иное не установлено таможенным законодательством ТС.17

Возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, а  также освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов при помещении товаров под специальную таможенную процедуру не производятся.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что, к сожалению, в рассматриваемом вопросе ТК ТС так и не стал документом прямого действия. Из приведенного анализа особенностей правового регулирования таможенных процедур можно отметить, что по-прежнему действуют отсылочные нормы к национальному законодательству, что, безусловно, затрудняет применение таможенных процедур, указанных в ТК ТС, в отношении отдельных категорий товаров всеми участниками таможенных правоотношений.

Кроме того, продолжает оставаться проблемой соответствия национального  законодательства, концепции ТК ТС и международным правовым актам  в области гармонизации и упрощения  таможенных процедур.

 

  1. Проблемы и перспективы совершенствования таможенных процедур

Главное управление организации таможенного контроля ФТС России ведет постоянный мониторинг по применению экономических таможенных процедур. Его результаты показывают, что участники внешнеэкономической деятельности по-прежнему не используют в полной мере те возможности, которые им дает законодательство. Участники внешнеторговой деятельности не спешат воспользоваться преимуществами, которые им предоставил новый Таможенный кодекс Таможенного Союза. В частности, это касается упрощения технологии оформления товаров.18 

По-прежнему остро  стоит проблема, связанная с тем, что не урегулированы в законодательном  плане вопросы применения запретов и ограничений неэкономического характера при перемещении товаров. Таможенным кодексом предписано только, что ограничения эти должны применяться, а конкретно в каких случаях и в какой форме это отнесено к действию других законов. Но беда в том, что в этих законах конкретных оговорок о порядке применения ограничений в различных случаях не имеется. 

Очень злободневный сейчас вопрос применение сертификатов соответствия и сертификатов безопасности. В законе "О техническом регулировании", например, лишь в отношении одного случая внесена определенность. В  нем записано, что при отказе в пользу государства владельцу товара не требуется предъявлять эти сертификаты, но по остальным случаям фактически ничего нет. В европейских странах в ряде случаев подписывается соглашение между таможней и заинтересованной компанией, как правило, крупной. По данному соглашению компания в рамках закона получает определенные послабления и, со своей стороны, обязуется соблюдать законодательство, гарантирует предоставление дополнительной отчетности и ведение учета по устраивающей таможню форме. 

По российскому  законодательству таможня не может  устанавливать для фирмы определенную систему учета. Хотя необходимо было бы иметь такое право для экономических таможенных процедур, в особенности, связанных с переработкой товаров. Многие организации сейчас наладили связи с иностранными государствами и возят туда товары из Европы через российскую территорию. Они заключают два контракта купли-продажи один с европейским поставщиком товара, а второй с покупателем этого товара в соседнем государстве. Самая удобная для такого бизнеса таможенная процедура реэкспорт. Но некоторые предприниматели просто не знают, как это сделать. Поэтому они ввезенный на территорию России товар выпускают для внутреннего потребления и при этом уплачивают ввозную пошлину, НДС, в ряде случаев акциз, а потом вывозят свой товар в режиме экспорта. Налог на добавленную стоимость они, таким образом, себе возвращают, но пошлина остается у государства. Для предпринимателя это накладно. Есть еще причина, по которой фирмы не используют процедуру реэкспорта, плохо поставленная логистика. Для минимизации издержек поставки надо осуществлять таким образом, чтобы товар как можно меньше находился на территории России.19 

Редко в таком  бизнесе товары помещают и под  процедуру таможенного склада с использованием, так называемой консигнации (ввоз товаров на хранение с последующей продажей). А это на самом деле очень удобно. Процедура таможенного склада предусматривает хранение товара в течение трех лет без уплаты пошлин и налогов и неприменения к нему запретов и ограничений экономического характера. За это время можно найти покупателя как внутри страны, так и за рубежом. И даже можно вернуть товар назад поставщику. Допускается перепродажа товара на самом складе (это новое положение в Таможенном кодексе, заимствованное из зарубежного опыта), причем неоднократная и из разных товарных партий. Все права и обязанности по уплате пошлин и налогов при перепродаже на складе переходят к новому владельцу. При этом пошлины и налоги уплачиваются только в том случае, если товар выпускается для внутреннего потребления. В кодексе прописано, что вернуть назад в реимпорте (соответственно без уплаты пошлин и налогов) товары, ранее экспортированные или временно вывезенные, можно в течение трех лет с момента их вывоза из России. Но есть сферы сотрудничества, например, военно-техническая, где связи с иностранными государствами осуществляются на долгосрочной основе, превышающей трехлетний срок. Когда приходит время их возвращать, выясняется, что без уплаты пошлин и налогов сделать это нельзя, так как они не входят в очень узкий перечень товаров (оборудование для строительства, промышленного производства и геологоразведки), для которых срок действия режима реимпорта можно продлевать. А изделия и материалы, поставляемые в рамках военно-технического сотрудничества, как правило, очень дорогостоящие. Конечно, таможенные органы идут навстречу заинтересованным организациям, потому что другого выхода у них нет.

Необходимо  как можно скорее расширить перечень товаров, в отношении которых можно продлевать сроки реимпорта. 

Очень много  возникает вопросов из-за неточностей  формулировок закона о применении в  отношении транспортных средств (используемых для обслуживания товарных потоков) режимов временного ввоза и временного вывоза. Нет четко прописанных условий их полного освобождения от пошлин и налогов.

В соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС  на уровне глав государств от 27.11.2009 № 15 предложения, касающиеся введения, применения, изменения или прекращения действия мер регулирования внешней торговли товарами в отношении государств, не входящих в таможенный союз, в рамках переданных Комиссией таможенного союза полномочий представляются в Секретариат Комиссии таможенного союза уполномоченным органом государственной власти, который определен каждым из государств-членов таможенного союза для взаимодействия с Комитетом по вопросам регулирования внешней торговли.

Для рассмотрения вопроса об изменении ставок ввозных  таможенных пошлин Комиссией таможенного  союза со стороны Российской Федерации необходимо принятие положительного решения Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Для рассмотрения вопроса на данной комиссии субъекту хозяйствования необходимо направить предложения с обосновывающими материалами в подкомиссию по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Если в каких-то других вопросах ряд проблем мы еще можем регулировать на уровне национальных законодательств, то в части таможенного декларирования, на мой взгляд, это недопустимо. Здесь хочу особое внимание обратить на статью 191 ТК ТС, которая определяет порядок изменения и дополнения сведений, заявленных в таможенной декларации.

Российскому законодательству нужно стать более прозрачным и либеральным в условиях Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Предстоит унифицировать  техническое регулирование. Импортеры  не могут растаможивать иностранное  вино и виноматериалы, мобильные  телефоны, ноутбуки, Bluetooth-гарнитуры. Сотовые операторы вынуждены переносить сроки строительства в России сетей третьего поколения. Из-за Таможенного союза они столкнулись с проблемой таможенных процедур ввоза оборудования для строительства сетей 3G. Проблемы таможенных процедур с лицензиями распространяются по цепочке. Они уже коснулись импортеров гражданского и служебного оружия. Также прекратились и поставки биодобавок и витаминов.20

Россия по международным  рейтингам простоты таможенных процедур не поднимается выше 115 места. По различным оценкам, РФ находится на 115 месте из 155 стран, на 140 месте - из 183 и на 130 - из 133 стран.

Информация о работе Понятие, виды и классификация таможенных процедур. Этапы развития таможенных процедур