Понятие и состав налогового правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 08:41, контрольная работа

Краткое описание

Согласно ст. 106 НК РФ, налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое законодательством предусмотрена ответственность. Нарушение норм права признается налоговым правонарушением, если:
это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;
это противоправное деяние в рамках налогового законодательства;

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговое_право._Контрольная._28.04.docx

— 33.24 Кб (Скачать файл)

План работы:

 

 

Понятие и состав налогового правонарушения

Согласно ст. 106 НК РФ, налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое законодательством предусмотрена ответственность. Нарушение норм права признается налоговым правонарушением, если:

  1. это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;
  2. это противоправное деяние в рамках налогового законодательства;
  3. это виновное деяние;
  4. это деяние причиняет вред сектору бюджетных доходов;
  5. это наказуемое деяние, совершение которого дает основания для реализации юридической ответственности в сфере налогов и сборов;
  6. это деяние совершено лицом, несущим налоговую ответственность. 1

В состав налогового правонарушения входят объект, субъект, объективная  и субъективная стороны налогового правонарушения.

Объектом налогового правонарушения выступают общественные отношения, которым причиняется вред в результате совершения лицами, несущими налоговую ответственность, налоговых правонарушений. Также объектом налогового правонарушения выступают и фискальные интересы государства, направленные на формирование доходной части бюджетов всех уровней.

Субъектом налогового правонарушения признается лицо, совершившее его, способное нести за свершенное деяние налоговую ответственность и удовлетворяющее совокупности обязательных признаков в соответствии со ст. 107 НК РФ.

Объективной стороной налогового правонарушения является внешнее проявление такого правонарушения – его физическая сторона, которая непосредственно воспринимается органами чувств человека. Объективная сторона налогового правонарушения позволяет определить, каким способом оно совершено. По способу законодательного описания состав налогового правонарушения делятся на:

  1. материальный, объективная сторона которого представлена единством противоправности, наличия негативных последствий и причинно-следственной связи между противоправным деянием и негативными последствиями; следовательно, материальное налоговое правонарушение признается оконченным в момент наступления вредных последствий (например, неуплата или неполная уплата налогов) (ст. 122 НК РФ);
  2. формальный предполагает, что момент окончания налогового правонарушения не связан с фактическим наступлением вредных последствий; следовательно, признание формального правонарушения оконченным достаточно факта его совершения; вредные последствия лежат за пределами объективной стороны и на квалификацию налогового правонарушения не влияют (например, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе) (ст. 116 НК РФ). 2

Субъективной стороной налогового правонарушения выступает его психологическое содержание, внутренняя по отношению к объективной сторона правонарушения. Субъективная сторона характеризует психическую деятельность лица, непосредственно связанную с совершением налогового правонарушения. В налоговом законодательстве (ст. 110 НК РФ) нашел отражение традиционный подход к субъективной стороне, в основе которого лежит вина правонарушителя. Обстоятельствами, исключающими вину, определяются непреодолимая сила (стихийное бедствие и т.п.), невменяемость лица в момент свершения налогового правонарушения, добросовестное заблуждение и иные обстоятельства, которые признаются судом или налоговым органом исключающими вину лица с учетом обстоятельств, признанных смягчающими или отягчающими ответственность лица (ст. 112 НК РФ). 
Виды юридической ответственности за налоговое правонарушение

Юридической ответственностью за нарушение налогового законодательства является комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке. Налоговой ответственностью лиц является совокупность различных видов юридической ответственности. В правовой науке и практике выделяют несколько ее видов:

  1. гражданская ответственность;
  2. дисциплинарная ответственность;
  3. материальная ответственность;
  4. административная ответственность;
  5. уголовная ответственность. 3

Для гражданской ответственности характерны отношения юридически равных сторон  государственно-властного содержания, в которых государственная сторона вправе давать обязательные для другой стороны указания. Государственный орган, причинивший своими незаконными действиями ущерб интересам лица, обязан возместить убытки, что регулируется гражданским законодательством. Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения.

Меры дисциплинарной ответственности устанавливаются за нарушение трудовой или служебной дисциплины, что предусматривается трудовым кодексом и иными нормативно-правовыми актами. Работник, причинивший ущерб предприятию, также может понести и материальную ответственность за причинение ущерба. Дисциплинарная и материальная ответственности могут быть связаны с нарушением налогового законодательства, однако, они не имеют непосредственной цели обеспечения надлежащего соблюдения предписаний налогового законодательства.

Нарушение налогового законодательства в зависимости от вида и тяжести деяния влечет за собой применение мер административной или уголовной ответственности. Некоторые авторы выделяют налоговую ответственность как самостоятельный вид ответственности, однако, для этого нет оснований. Налоговая ответственность должна пониматься как комплексный институт, объединяющий в себе нормы различных отраслей права, направленных на защиту налоговых правоотношений.

Причиной трактовки налоговой ответственности как самостоятельного вида ответственности является терминологическая неточность законодателя. Формулировка ст. 10 НК РФ позволяет делать ошибочные выводы о противопоставлении налоговой ответственности административной и уголовной, однако, здесь речь идет не о видах ответственности, а о порядке производства по делам о налоговых правонарушениях. В этой статье также определяется порядок производства по делам о нарушениях налогового законодательства в порядке, установленном таможенным законодательством РФ, однако, это также не дает основания выделять особый вид таможенной ответственности за нарушения таможенного законодательства. Термин «налоговая ответственность» был применен законодателем в п. 2 ст. 108 НК РФ в качестве синонима ответственности за совершение налогового правонарушения, но данная терминологическая неточность была устранена при внесении изменений и дополнений Федеральным законом от 9 июня 1999 г. Но сам термин сохранился в ст. 107 НК РФ. Порой вместо термина «налоговая ответственность» применяется понятие финансовой ответственности, что в сущности равнозначно понятию финансовых санкций в значении имущественной или денежной ответственности. 4

Взыскания, установленные налоговым законодательством в разделе VI, гл. 16, являются мерами административной ответственности. Основанием для административной ответственности служит налоговое правонарушение как административный проступок. Ряд таких правонарушений предусмотрен ст. 1561, 1562 Кодекса об административных правонарушениях, субъектами ответственности которых выступают физические лица. Нормы административной ответственности юридических лиц не включаются в КоАП, однако, она может наступать в силу некодифицированных норм, закрепленных в различных нормативных актах.

Характерной чертой административной ответственности является применение административных взысканий в качестве мер ответственности. К административным взысканиям относятся наложения штрафов. Специфических мер воздействия за нарушения налогового законодательства Налоговым кодексом РФ не предусматривается. Выделяемые иногда особенности финансовых санкций характеризуют не сам штраф, а порядок его применения. Специфических черт финансового штрафа, не позволяющих отождествить его с административным, как таковых нет. 5

В УК РФ содержится четыре состава налоговых преступлений:

  1. ст. 198 – уклонение от уплаты налогов физического лица;
  2. ст. 199 – уклонение от уплаты налогов организации;
  3. ст. 199.1 – неисполнение обязанностей налоговым агентом;
  4. ст. 199.2 – сокрытие денежных средств или имущества, за счет которых производится налоговое взыскание.

Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства предусматривается за уклонения от налогов в крупных или особо крупных размерах. Крупные и особо крупные размеры устанавливаются ст. ст. 199, 199.1 УК РФ. Субъектами уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства могут стать:

  1. руководитель организации-налогоплательщика;
  2. главный бухгалтер и бухгалтер организации-налогоплательщика;
  3. лица, склонившие, руководившие или содействовавшие свершению преступления.

Если преступление указанными лицами свершалось по предварительной договоренности, меняется и квалификация состава преступления, которое в дальнейшем будет трактоваться УК РФ как преступное деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, что накладывает на лица, его совершившие, более суровые меры ответственности. Стоит отметить также и то, что Федеральный закон от 07.03.2011 значительно смягчил санкции по преступлениям в экономической сфере: по ст. ст. 198, 199, 199.1 отменен нижний предел – наложение ареста. Также от уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства освобождается лицо, впервые свершившее правонарушение, предусмотренное ст. 198-199.1 УК РФ, в случае уплаты недоимок, пеней и суммы штрафов, предусмотренных статьями НК РФ.

 

 

Задача 1. В ходе выездной налоговой проверки ООО была обнаружена несвоевременная уплата авансовых платежей по налогу. Налоговая инспекция, рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, вынесла решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, и в соответствии со ст. 75 НК РФ начислила сумму пени за вышеуказанное выявленное действие. Дайте правовую оценку действиям налоговой инспекции. Обоснуйте свой ответ.

В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеня назначается за несвоевременную уплату налогов и сборов и в порядке, определенном в п. п. 2, 3, 4, 5 данной статьи НК. Исходя из того, что ООО была допущена просрочка налогового авансового платежа, что есть несвоевременная уплата налога в счет казны государства, а не уклонение от уплаты налогов и сборов, действия налоговой инспекции правомерны. Начисление пени налоговым органом и взыскание ее с ООО будет проводиться согласно порядку, предусмотренному содержанием ст. 75 НК РФ.

 

Задача 2. Организация несвоевременно представила в налоговый орган декларацию по НДС. Налоговый орган вынес решение о привлечении организации к ответственности по ст.119 НК РФ, увеличив при этом размер штрафа в два раза, так как ранее в отношении организации уже выносилось решение о привлечении к ответственности за непредставление налоговой декларации. Однако судом в первом случае решение было признано недействительным. Имеет ли налоговый орган право увеличивать размер штрафа в таких случаях?

Согласно п. 2 ст. 112 НК РФ, лицо, ранее привлекавшееся к ответственности за нарушение положений Налогового законодательства за аналогичное правонарушение, подвергается санкциям, размер которых увеличивается на 100%, т.е. размер штрафа за налоговое правонарушение возрастает в два раза. Однако решением суда действия налогового органа в отношении рассматриваемой организации были признаны недействительными, что означает, что данное лицо не подвергалась налоговым санкциям ранее, а значит, в данном случае налоговый орган не имеет права увеличивать сумма штрафа, но вправе назначить размер санкции в соответствии со ст. 114 НК РФ.

 

 

Список литературы

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994: по сост. на 21.12.2013. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. – № 32.
    2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998: по сост. на 02.11.2013. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998. – № 31.
    3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996: по сост. на 21.10.2013. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. – № 25.
    4. Налоговое право: учебник. // Под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2003.
    5. Щекин Д.М. Юридические презумпции в налоговом праве. // Под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2002.
    6. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. – Ростов н/Д, 2002.

 

1 Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. – Ростов н/Д, 2002.

2 Налоговое право: учебник. // Под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2003.

3 Щекин Д.М. Юридические презумпции в налоговом праве. // Под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2002.

4 См. 3.

5 См. 3.

 

 


Информация о работе Понятие и состав налогового правонарушения