Порядок предоставления налоговых вычетов по НДФЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении видов налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и порядка их предоставления.
Исходя из этого, определены основные задачи, которые необходимо решить в данной работе:
а) рассмотреть понятие и сущность налоговых вычетов;
б) изучить виды и состав налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц;
в) разработать рекомендации по совершенствованию системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.
В ходе написания работы было проанализировано налоговое законодательство, а также различная учебно-методическая литература.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1. Теоретические аспекты налоговых вычетов по НДФЛ…………………......5
1.1. Понятие и сущность налоговых вычетов по НДФЛ………………………..5
1.2. Порядок предоставления налоговых вычетов по НДФЛ....………………..7
2. Виды налоговых вычетов по НДФЛ и порядок их применения…….……...10
2.1. Стандартные налоговые вычеты………………………………………...10
2.2. Социальные налоговые вычеты………………………………………....14
2.3. Имущественные налоговые вычеты………………………………….....15
2.4. Профессиональные налоговые вычеты ………………………………...18
3. Рекомендации и пути совершенствования системы налоговых вычетов
по налогу на доходы физических лиц ……………….….…...............................21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников и литературы………………....................27
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

мояМОЯ - копия.docx

— 53.30 Кб (Скачать файл)

Повторное предоставление налогоплательщику  имущественного налогового вычета не допускается.

Если в налоговом периоде  имущественный налоговый вычет  не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен  на последующие налоговые периоды  до полного его использования [2].

Имущественные налоговые  вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании  налогового периода.

Налогоплательщик имеет  право на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, у одного налогового агента по своему выбору. Налоговый  агент обязан предоставить имущественный  налоговый вычет при получении  от налогоплательщика подтверждения  права на имущественный налоговый  вычет, выданного налоговым органом.

 

2.4. Профессиональные налоговые вычеты.

Профессиональные вычеты по налогу на доходы физических лиц по своей  сути отражают не что иное, как особый порядок отнесения на расходы  определенной части доходов особых категорий налогоплательщиков.

Право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют следующие  категории налогоплательщиков:

а) индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты – в сумме фактически произведенных  ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных  с извлечением доходов [2].

Если налогоплательщики  не могут документально подтвердить  свои расходы, связанные с деятельностью  в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет  производится в размере 20 % общей  суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской  деятельности.

б) налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового  характера, – в сумме фактически произведенных ими и документально  подтвержденных расходов, непосредственно  связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг) [2];

в) налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование  произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений  и промышленных образцов, в сумме  фактически произведенных и документально  подтвержденных расходов [2].

Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, то налогоплательщики руководствуются  нормативами затрат приведенным  в следующей таблице.

 

Таблица

Определение размера профессиональных налоговых вычетов по нормативам затрат

 

 

Нормативы затрат (в процентах  к сумме начисленного дохода)

Создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка

20

Создание художественно-графических  произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна

30

Создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского  искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства  и графики, выполненных в различной  технике

40

Создание аудиовизуальных  произведений (видео-, теле- и кинофильмов)

30

Создание музыкальных  произведений: музыкально-сценических  произведений (опер, балетов, музыкальных  комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для  кино-, теле- и видеофильмов и театральных  постановок

40

других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к  опубликованию

25

Исполнение произведений литературы и искусства

20

Создание научных трудов и разработок

20

Открытия, изобретения и  создание промышленных образцов (к  сумме дохода, полученного за первые два года использования)

30


К расходам налогоплательщика  относятся также суммы государственной  пошлины, уплаченной в связи с  профессиональной деятельностью, суммы  уплаченного налога на имущество  физических лиц при условии, что  данное имущество используется для  осуществления предпринимательской  деятельности, а также суммы страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов  на обязательное медицинское страхование, начисленные либо уплаченные им за соответствующий период [6].

Налогоплательщики реализуют  право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту.

При отсутствии налогового агента профессиональные налоговые  вычеты предоставляются налогоплательщикам при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рекомендации и пути совершенствования системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.

 

Предложениями по совершенствованию  систем вычетов являются три законопроекта. Основной целью предлагаемых законопроектов является уточнение возможностей налогоплательщиков по применению социальных вычетов из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

Первый законопроект посвящен социальным налоговым вычетам на благотворительные цели .

Анализ ст. 219 НК РФ свидетельствует о том, что существующие сегодня нормы, регламентирующие социальные налоговые вычеты, значительно ограничивают возможности налогоплательщиков.

 В пп. 1 п. 1.ст. 219 НК РФ указано, что налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов «в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих  бюджетов,  а также  физкультурно-спортивным  организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, – в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде» [2].

Из текста следует, что  вычет может быть предоставлен только в случае оказания помощи в денежной форме, но подобный подход не согласован с нормами, устанавливающими порядок определения налоговой базы, то есть при определении дохода налогоплательщика. Так в п. 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. В результате возникают заведомо несправедливые и невыгодные для налогоплательщиков ситуации, когда при определении доходов учитываются все доходы, а при предоставлении социальных вычетов на благотворительность учитывается только помощь, оказанная в денежной форме.

Поэтому целесообразно расширить перечень форм оказания благотворительной помощи, увязав его с подходами, используемыми для определения налоговой базы. Норма пп. 1 п. 1 ст. 219, касающаяся способа оказания благотворительной помощи может быть сформулирована следующим образом: «...в виде помощи, оказанной как в денежной, так и в натуральной форме...» [2].

 К благотворительной помощи могут быть отнесены различные виды имущества, передача прав на пользование имуществом (в т.ч. помещениями). При этом Законодатель может определить перечень имущества, передача которого не может являться основанием для получения социальных налоговых вычетов на благотворительность. Среди такого имущества могут быть подакцизные товары, отдельные виды дорогостоящей мебели и др.

Так же размер социальных и  имущественных вычетов неоправданно низкий. 
      Имущественный вычет на приобретение жилья предоставляется в размере фактически понесенных расходов, но не более 2 000 000 руб. (с 2008 г.), без учета сумм, направленных на погашение процентов. Для большинства городов нашей страны его размер слишком занижен. Если учесть, что стоимость кв.м. в крупных городах стоит не менее 65 000 руб., то даже однокомнатная квартира будет стоить более 2 млн. руб. 
Что касается социального налогового вычета на обучение детей, то максимальный размер вычета не изменялся с 2008 года и составляет 50 тысяч рублей. Размер вычета слишком мал, особенно для родителей, чьи дети учатся в университетах с дорогим платным обучением. 
В этой области периодически проводятся специальные исследования: интерес представляет исследование независимого рейтингового агентства РейтОР, составившего рейтинг вузов Москвы исходя из стоимости обучения. Данный список был построен с учетом максимальных показателей расценок для первокурсников в 2010-2011 учебном году. При этом специалисты изучали стоимость обучения по 14 обобщенным направлениям подготовки в 89 вузах Москвы, большая часть которых – государственные. Рейтинг показал, что образование в университетах могут позволить себе далеко не все граждане, поскольку во многих случаях это обходится очень дорого. Так, например, оплата обучения на платном месте госуниверситета по России в 2010 году составила порядка 60 тыс. руб. в год, тогда как в Москве - 120 тыс. руб. ежегодно. В некоторых столичных престижных университетах данный показатель достигает 300 тыс. руб. в год. 
         Таким образом, можно утверждать, что размер вычета занижен и следует рассмотреть возможность увеличения суммы вычета. 
        Следующая проблема, которую хотелось бы рассмотреть это социальный налоговый вычет на лечение.

Налогоплательщик вправе получить социальный налоговый вычет  в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему  медицинскими учреждениями РФ, а также  уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих  родителей и (или) своих детей  в возрасте до 18 лет в медицинских  учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских  услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), а также в размере  стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим  врачом, приобретаемых налогоплательщиками  за счет собственных средств.

Следует внести изменения в эту часть статьи, дополнить словами, что вычет можно получить также на детей-инвалидов. В нашей стране, к сожалению, много таких детей. Они не могут работать, а лечение им необходимо, родители оплачивают его. Поэтому имеет смысл дать поправку в статью, добавив туда данное условие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Развитая экономика государства  должна содержать гибкую систему  налогообложения, т.е. систему скидок, вычетов, компенсации. Это необходимо для того, чтобы налоговая система  наилучшим и эффективным образом  работала на благо целей государства. Налоговый вычет – это важный инструмент налоговой политики государства, который имеет в практическом применении две стороны. С одной  стороны это стимулирование государственных  целевых программ (к примеру, как  имущественный вычет, регулирующий такие отрасли экономики, как  жилищно-строительный комплекс, рынок  ценных бумаг и др., или социальный вычет, способствующий культурному  развитию населения). А с другой стороны  сбережение средств налогоплательщиков. В этом случае налоговый вычет  является «обратным ответом» государства  населению, по части получаемых доходов.

Существуют четыре группы налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты.

Стандартные налоговые вычеты обычно предоставляются работодателями своим работникам по основному месту  работы. Их сущность состоит в том, что определенные категории налогоплательщиков имеют право уменьшить налогооблагаемый доход на определенные суммы. Причем налогоплательщикам, которые имеют  право более чем на один стандартный  налоговый вычет, предоставляется  максимальный из соответствующих вычетов.

Социальные налоговые  вычеты – это вычеты на образование, медицинское обслуживание, расходы, произведенные на благотворительные  цели, а также пенсионные и дополнительные страховые взносы на накопительную  часть трудовой пенсии. Они предоставляются  налоговым органом при подаче налоговой декларации по окончании  налогового периода.

Налоговые агенты не вправе предоставлять социальные налоговые  вычеты, за исключением вычетов связанных  с уплатой пенсионных взносов  по договору негосударственного пенсионного  обеспечения.

Имущественный вычет предоставляется  гражданину при сделках с имуществом, в частности при покупке или  продаже квартиры (комнаты, дома), а  также при уплате процентов по ипотечному (целевому) кредиту. Получение  имущественного вычета означает, что  из полученного дохода за год вычитается сумма налогового вычета.

Информация о работе Порядок предоставления налоговых вычетов по НДФЛ